Анализы психологического развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:17, доклад

Описание

Красной нитью проходит мысль о необходимости анализа психического развития ребенка с целью выделения механизмов формирования нарушений. Изменение каких-то характеристик психики ребенка должно проводиться с учетом этих механизмов. С этим нельзя не согласиться, и вся работа отечественных детских патопсихологов строится в соответствии с этой мыслью, высказанной Л. С. Выготским еще в 1936 г.

Работа состоит из  1 файл

АНАЛИЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.docx

— 13.03 Кб (Скачать документ)

АНАЛИЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Красной нитью проходит мысль о необходимости анализа  психического развития ребенка с  целью выделения механизмов формирования нарушений. Изменение каких-то характеристик  психики ребенка должно проводиться  с учетом этих механизмов. С этим нельзя не согласиться, и вся работа отечественных детских патопсихологов строится в соответствии с этой мыслью, высказанной Л. С. Выготским еще в 1936 г. Однако хочется обратить внимание . на более тонкое понимание термина «механизм нарушения», принятое в советской психологической науке.

М. Раттер, используя термин «механизм», иногда смешивает понятия «механизм» и «условия» формирования нарушения. Так, например, очень часто он называет механизмом возникновения эмоциональных расстройств неблагоприятную атмосферу в семье. Безусловно, влияние семьи на психическое развитие ребенка огромно. Однако характер этого влияния относится к классу условий и вряд ли сам по себе может быть механизмом влияния.

Когда мы говорим о механизме  нарушения, мало представить его  корреляцию с одним из внешних  обстоятельств. Механизм должен позволить  нам понять, почему у данного конкретного  ребенка в данных конкретных обстоятельствах  возникает та или иная особенность  поведения или характера. Только ясно представляя себе психологические  механизмы формирования нарушений, можно прогнозировать определенные аспекты психического развития и  строить обоснованные коррекционные  программы.

М. Раттер разрабатывает систему диагностики нарушений психического развития детей, откровенно отказываясь от пути построения подобной системы на основе некоторой общей теории. Только клинический опыт и его тщательная систематизация, по мнению М. Раттера, могут дать возможность для создания «работающих», полезных для специалистов диагностических схем и классификации нарушений.

В результате, разрабатываемый  им подход страдает многими недостатками, типичными для исследований, лишенных четких методологических основ. Работа М. Раттера, с одной стороны, представляет большой интерес, являясь попыткой систематизации обширных экспериментальных данных в области психотерапии и психокоррекции самых разных отклонений в психическом развитии детей, но с другой стороны, автор не сумел выйти за пределы собственного опыта и разработать теоретически обоснованную систему рекомендаций. Все это еще раз подчеркивает необходимость фундаментальных исследований, составляющих основу любой практической деятельности.

В книге М. Раттера бесспорный интерес представляет критическое рассмотрение положительных и отрицательных аспектов психоаналитического влияния на западную психодиагностику. Подчеркивая несомненную заслугу психоанализа в открытии влияния бессознательного на поведение человека, выявлении целого ряда защитных механизмов и т. д., он справедливо отмечает частую бесплодность вычурного теоретизирования и отсутствие возможности научно доказать справедливость большинства психоаналитических интерпретаций.


Информация о работе Анализы психологического развития ребенка