Анализ процесса адаптации работника на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание

Сегодня предприятия делают серьезные усилия по отбору персонала, адаптации, повышению квалификации и его практической подготовке к принятию большей ответственности. Тем не менее, в организации вполне возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с "резервом") считается необходимым замещение любых должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, то есть с рассмотрением нескольких кандидатур на место, с участием внешних и внутренних кандидатов.

Содержание

Введение 5
1 Теоритические основы процесса адаптации работника на предприятии 8
1.1 Понятие, сущность, виды и цели адаптации 8
1.2 Структура управления процессом адаптации 14
1.3 Классификация методов, применяемых руководителями по адаптации работников 18
2 Анализ процесса адаптации в ООО «ПАКЕТОН» 22
2.1 Общая характеристика предприятия 22
2.2 Программа исследования 24
2.3 Результаты методов исследования 26
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Приложение А Индивидуальное интервью с менеджером по персоналу...41
Приложение Б Анкета "Оценка адаптации работника"………………….…44

Работа состоит из  1 файл

курсовая адаптация.docx

— 265.82 Кб (Скачать документ)

    - большое значение имеет осознание  того, что работа, которую должны  делать новички, вписывается в общее выполнение задач организации. Если он поймет значимость своего вклада, появится желание выполнить работу как можно лучше. Если есть понимание "философии" организации, то мероприятия и административные меры, которые в противном случае могут показаться просто бюрократическими препонами, становятся более понятными.

    В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).

    В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию о системе деловых и личных взаимоотношений в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы. Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формальной или неформальной группой.

    В процессе организационно-административной адаптации работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Следует выделить еще одну важную и специфическую сторону организационной адаптации — подготовленность сотрудника к восприятию

и реализации нововведений (технического или организационного характера).

    Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.

    В процессе санитарно-гигиенической адаптации работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распорядка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу в сложившихся в организации условиях производства, придерживаясь гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности и сохранения здоровья, а также с учетом экономической безопасности окружающей среды.

    Большинство людей, приступая к новой работе, хотят быстрее ее освоить и  показать, что они могут справляться  с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это их работа или  нет, новые члены коллектива приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений.

    Таким образом, процедура адаптации может, кроме всего прочего, служить  эффективным средством ослабления  негативных моментов, связанных с  переходным периодом.

    Принципиальные  цели адаптации можно свести к следующему:

    • уменьшение стартовых издержек, так как на первых порах новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
    • снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
    • сокращение текучести рабочей силы, поскольку если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
    • экономия времени руководителя и коллег по работе, поскольку проводимая по программе адаптация помогает экономить время каждого из них;
    • развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой. 
      1.2 Структура управления процессом адаптации
 

    Следует сказать, что во многих организациях наблюдается необработанность механизма  управления процессом адаптации. Этот механизм требует решения трех важнейших  проблем:

    • структурного закрепления функций управления адаптацией в системе управления организацией;
    • налаживания технологии адаптации;
    • организации информационного обеспечения адаптации.

    Решение проблемы структурного закрепления  функции управления адаптацией может  проходить по следующим направлениям:

    1 Выделение соответствующего подразделения (бюро, отдела) в организационной структуре системы управления персоналом. Чаще всего функции по управлению адаптацией входят в состав подразделения по обучению персонала.

    2 Направление специалистов, занимающихся управлением адаптацией, в подразделения организации при проведении сокращения, координация их деятельности со стороны службы управления персоналом.

    3   Развитие наставничества, которое в последние годы в наших организациях незаслуженно забыто.

    В задачи подразделения или специалиста  по управлению адаптацией в области  организации процесса адаптации  входят:

    • организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
    • проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
    • интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
    • специальные курсы подготовки наставников;
    • использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
    • выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
    • подготовка замены при ротации кадров;
    • проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

Адаптационный период можно условно разбить  на три стадии:

  1. Стадия ознакомления – ознакомление с целями, задачами и микроклиматом организации, происходит сопоставление со своими ожиданиями.
  2. Стадия приспособления - продолжительность зависит от помощи руководителя, службы персонала, коллег и подчиненных, новичок должен «вписаться» в коллектив.
  3. Стадия ассимиляции - этап полного приспособления, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива.
 

      Успешность адаптации зависит от целого ряда условий:

  • качественный уровень работы по профессиональной ориентации;
  • объективность деловой оценки;
  • престиж профессии, работы по специальности;
  • особенности организации труда и мотивации;
  • гибкость системы обучения;
  • особенности социально-психологического климата;
  • личностные свойства (психологические, возраст, семейное положение и т.п.).

    Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой  в общих чертах знакомит с организацией, с отделом или цехом, где предстоит  работать новичку.

    Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственно руководителю. Тот, в свою очередь, знакомит новичка  с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников.

    Как правило, руководитель проводит периодические  беседы с новым работником еще  в течение месяца, интересуясь  о трудностях, которые у него возникают, его успехах, и регулярно делает оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры (если они имеются) с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.

    Процесс адаптации заканчивается формальным или аттестационным собеседованием, на котором подводятся итоги адаптационного периода и планируются дальнейшие мероприятия по повышению эффективности  работы сотрудника. Возможно совмещение такого собеседования с моментом завершения испытательного срока. 

    Информационное  обеспечение процесса адаптации  заключается в сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Эти показатели условно делятся на объективные и субъективные. К объективным относятся показатели, которые характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Кроме того, показатели адаптации подразделяются по принадлежности к одному из ее аспектов, например профессиональному аспекту (соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места); социально-психологическому (степень соответствия поведения личности нормам, сложившимся в данном коллективе); психофизиологическому (степень утомляемости, уровень нервной перегрузки).

    Субъективные  показатели характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями. Они подразделяются аналогично объективным по принадлежности к одному из аспектов адаптации и определяют собственную оценку работником: своего отношения к профессии и квалификации; отношений с коллективом сотрудников, с руководством; самочувствия, условий и тяжести труда; понимания роли индивидуальных задач в решении общих задач организации.

    Сбор  и обработку информации рекомендуется  проводить в рамках процедуры  текущей деловой оценки персонала.

    Вопросами адаптации занимаются отдельные  работники из различных подразделений: инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллега по работе. Они стремятся сделать процесс  адаптации, приспособления работников к организации как можно более  коротким и безболезненным.

 

1.3 Классификация методов, применяемых  руководителями по адаптации  работников

 

    Существуют  следующие методы, применяемые руководителями по адаптации работников:

      Экономические методы ограничиваются предоставлением льгот: для рабочих - это понижение в первые месяцы работы норм выработки, а для управленческих работников и других служащих - более низкие требования.

    Организационно-административные методы, связанные с контролем за ходом адаптации любого работника со стороны отдела кадров, как правило, не используются.

    Работники же отдела кадров пока еще мало уделяют  внимания этому вопросу, практически  не принимают мер по обеспечению  процесса адаптации.

    Социально-психологические  методы используются непосредственно уже в коллективе линейными руководителями или наставниками. Они основаны на формировании разнообразных связей с коллективом.

    Однако  существуют и такие методы адаптации, как:     

 Инструктаж - представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте.     

 Ротация - сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков, особенно когда работник должен обладать поливалентной квалификацией (то есть владения несколькими специальностями).      

 Ученичество и наставничество (коачинг) - где практический опыт играет важную роль в подготовке специалистов.     

 Обучение на рабочем месте - связан с производственными функциями работника, является оптимальным для выработки производственных навыков.      

 Обучение вне рабочего места – расширяет потенциал сотрудника, дает возможность выйти за рамки традиционного поведения.     

 Лекция - эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами слушателей (если используется видео).     

Информация о работе Анализ процесса адаптации работника на предприятии