Адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 04:35, курсовая работа

Описание

Цель работы: Выяснить закономерности развития психологической характеристики адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе и выяснить путь исследования.
Задачи: - обосновать методы анализов;
- раскрыть психологические черты личности бывшего преступника,
- рассмотреть основные факторы, влияющие на успех социальной адаптации бывших преступников и меры, направленные на это.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной адаптации………………………………………………………….……..4
Психология осужденного…………………………………………….…8
Способы психологического воздействия на личность бывшего преступника………………………………………………………….….10
Труд, как фактор воздействия на личность …………………………..13
Факторы, влияющие на успех социальной адаптации………………. 15
Меры, направленные на социальную адаптацию бывшего преступника……………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………….. 20
Список используемой литературы……………

Работа состоит из  1 файл

юридическая.docx

— 42.74 Кб (Скачать документ)

    3. Способы психологического воздействия на личность бывшего преступника 

     Обобщение опыта деятельности исправительно-трудовых учреждений убеждает в необходимости  проведения специальной работы по психологической  подготовке осужденных к жизни в  новых условиях. Значение психологической  подготовки существенно возросло в  связи с тем, что в последние  годы в криминологии подвергся глубокому  анализу психологической фактор и, в частности, его роль в рецидивной преступности. Именно в последние  годы была выделена недостаточность  нравственной и практической подготовки осужденного к жизни в новых  условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим  звеном в процессе исправления и  перевоспитания осужденных. Психологическая  подготовка осужденных заключается  в активизации их психики, настрое  их чувств, привычек, психических состояний  и формировании установки вести  себя подобающим образом в новых  условиях. В результате таких целенаправленных психических воздействий у осужденного  формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая  обеспечивает быстрое включение  его в новую социальную среду  и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление  внутреннего сопротивления и  напряжения.

     Необходимость психологической подготовки вызвана  тем, что человек, попадая в новые  условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, к преодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча для осужденных часто бывает неожиданной и вызывает реакции, их адекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Нередко это усугубляется неправильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей и, как следствие, неправильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.

     Выделяют:

     1) психологическую подготовку осужденных  к отбыванию уголовного наказания  в конкретном виде исправительно-трудового  учреждения;

     2) психологическую подготовку при  перемещении осужденных в рамках  учреждений, исполняющих уголовные  наказания, в связи с изменением  условий их содержания;

     3) психологическую подготовку осужденных  при переводе из воспитательно-трудовых в исправительно-трудовые колонии при достижении совершеннолетия;

     4) психологическую подготовку освобождаемых к жизни на свободе.

     Важнее  всего активизировать положительные  качества личности в процессе психологической  подготовки осужденных к жизни в  новых условиях.

     Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых  заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п.

     Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишне напоминание об отрицательных  качествах личности осужденного  и неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычно вызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой к психологическим действиям.

     По  современным воззрениям психологическая  подготовка состоит из двух основных разделов: общей и специальной  психологической подготовки. Система  общего воздействия на осужденных является неотъемлемой частью их исправления  и перевоспитания.

     Индивидуальное  психологическое воздействие осуществляется воспитателем на отдельную личность; коллективное - направлено на группу осужденных с целью вызова таких групповых  психических состояний, которые  благоприятно влияли бы на всех членов данного трудового коллектива по закону психологической инерции. Психологическое  воздействие, при котором осужденный получает информацию непосредственно, называется прямым.

     Психологическое воздействие называется косвенным, когда процесс психопрофилактической  беседы осужденный делает вывод о  том, как ему поступить, в том, или ином случае на основе опыта  других людей. Следовательно, как индивидуальное, так и коллективное воздействие  могут быть прямым и косвенным.

     Внушение  в отличие от убеждения - это психологическое  воздействие, рассчитанное на некритическое  восприятие осужденным воспитательной информации, в силу авторитетности личности воспитателя. Внушение может  осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет  права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи: психотерапевт, психиатр или психолог. Выделяют два способа проведения внушения: словесное - путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.

     Механизм  самовнушения заключается в реализации заданной воспитателем схемы осужденным самому себе. Поэтому самовнушением осужденных воспитатель может управлять.

     Если  восстановление правового статуса  освобождаемого до статуса обычного гражданина в основном зависит от поведения самого лица, то для бытового и трудового устройства ему необходима помощь.

     Этим  проблемам уделяется внимание уже  в ходе исполнения наказания. С осужденным проводится воспитательная работа в  целях подготовки его к освобождению, ему разъясняются его права и  обязанности. 

    4. Труд, как фактор воздействия на личность 

     Труду как особому фактору воздействия  всегда отводилось особое место. Причина  этого заключается в том, что  труд является специфической человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем мерилом, по отношению  к которому измеряется общественная ценность человека. Как правило, труд сам по себе не перевоспитывает, а  предохраняет человека от личностного  распада. В целом он организует психику  человека, интегрирует его жизнедеятельность  определенной целеустремленностью, создает  условия для рационального межличностного общения, организует структурирование микросреды. Хорошо организованный труд — это мостик связи человека с  социальной действительностью.

     Правильно организованный полезный труд способствует гармоническому развитию физических и  умственных качеств осужденного  и оказывает преобразующее воздействие  на его личность. Широко известно выражение  Ф. Энгельса, что труд создал человека. Труд воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство товарищества и коллективизма. Он формирует и  закрепляет в человеке положительные  моральные, этические, нравственные и  правовые программы.

     Воздействие труда на личность осужденного огромно, однако это чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные не имеют трудовых навыков и в связи с извращением своих моральных и нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию в трудовом процессе. А в настоящее время и администрация исправительных учреждений не всегда уделяет этому вопросу должное внимание.

     Социально-психологические  дефекты в личности осужденных в  значительной мере определяются их отрицательным  отношением к труду, отсутствием  соотношения между потребностями  и мерой труда. Однако труд может  и должен воздействовать на личность преступника с укоренившейся  иждивенческой психологией, помочь такому человеку найти свое место  в жизни, по возможности стать  полноправным членом общества. Трудовой процесс должен быть основой для  восприятия общественно полезных взглядов и навыков, мотивов и целей. Выработке  трудовых навыков способствует общий  ритм трудового процесса, его постоянство, развивающее стереотип определенных привычек, навыков и деятельности. Интерес к работе, увлеченность трудовым процессом способствуют изменению  комплекса психических состояний, что в свою очередь позволяет  активизировать и деятельность по перевоспитанию такой личности. Трудовые процессы способствуют и накоплению опыта, формированию системы положительных связей и  т. д.

     Труд  должен способствовать изменению основной направленности личности. Отсюда процесс  труда должен заинтересовывать осужденного, ставить перед ним определенные задачи, заставлять работать не только физически, но и умственно. Труд должен не отуплять тяжестью и бесцельностью, а вовлекать в свой процесс  физические и умственные силы человека.

     Главная же цель воспитательного процесса - сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда это будет достигнуто, можно  говорить о положительном моменте  перевоспитания личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и конкретно осмысливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций осужденному, который заведомо с ними не может справиться. Огромной силой воспитательного воздействия обладают все формы производственной деятельности, соревнования, перенесенные с определенными изменениями в деятельность.

     Это создает условия для полного  восприятия осужденными опыта нормальных трудовых взаимоотношений между  людьми на свободе. 

     5. Факторы, влияющие на успех социальной адаптации 

     Успех адаптации зависит, по крайней мере, от трех групп факторов.

     К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование, специальность, трудовые навыки и т. д.

     Ко  второй - условия внешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения  с ней, работа, удовлетворенность  ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, отношения с членами  малых групп, в которые освобожденный  входит по месту работы, жительства и т. п., тактика работников милиции, которые осуществляют надзор.

     К третьей группе относятся условия, в которых находился осужденный и которые сказываются на его  поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребывания в исправительно-трудовых учреждениях, учеба, воспитательное воздействие  администрации, структура малых  групп, в которые входил осужденный.

     Социальная  реадаптация возможна только в случае, если будет сопровождаться:

     1) включением человека в сферу  труда (учебы);

     2) установлением здоровых семейных  отношений; 

     3) восстановлением коммуникативных  общественных связей;

     4) укреплением системы нравственных  ценностей как регулятора социального  поведения.

     Профессиональная  реадаптация состоит из множества компонентов: поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как фактор закрепления на рабочем месте и т. д. Выбор определенного предприятия, организации для части опрошенных проходил под влиянием друзей, родителей или по направлению службы занятости.

     Воспроизводство нормальных семейных отношений также  является важным фактором успеха или  неудачи социальной адаптации. Подавляющее  большинство освобожденных стремиться вернуться в семью. От того, как встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба.

     Молодые правонарушители, возвращаясь в  родительский дом, зачастую встречаются  с той же житейской обстановкой, которая, так или иначе, способствовала их противозаконным поступкам.

     Воссоздание нормальных коммуникативных связей - еще один из важнейших процессов  реадаптации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентирования, получать информацию, находить сочувствие. Между тем, повсеместное отсутствие специальных учреждений, центров, которые занимались бы адаптацией отбывших уголовные наказания, создает парадоксальную ситуацию - забота об их благополучии возложена на карательные органы. Практически все молодые люди после выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не отличаются разнообразием - посещения на дому, беседы.

     Почти половина опрошенных экспертов - работники  правоохранительных органов (46,9%) - полагают, своевременным формирование фонда  материальной помощи бывшим заключенным. По их мнению, это будет содействовать  преодолению многих трудностей. Однако 37,7% придерживаются прямо противоположной  точки зрения, считая такие финансовые затраты излишними.

     Следствием  многолетней карательной практики государства явилось массовое убеждение  в неизбежности жестоких репрессий  в борьбе с преступностью. Они  образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а  на выведенное из стандартизированных  суждений и ожиданий мнение, которое  отражает установку определенных общественных групп.  

Информация о работе Адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе