Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:02, реферат

Описание

Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» – все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.

Работа состоит из  1 файл

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.rtf

— 64.66 Кб (Скачать документ)

     Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ 

     Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой» - все шире распространяющийся личностно-ориентировочный подход к детям не допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.

     Адаптация (от лат. Adaptare - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей - неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослым и др. Внимательно знакомясь с опубликованными материалами, убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.

     В ходе комплексного исследования, проведенного учеными разных стран, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезадаптации.
  2. Подострая фаза или собственно адаптация.
  3. Фаза компенсации или периода адаптированности.

     Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития ребенка. Главная задача психолога и педагогов в данных группах помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Адаптационный период - серьезное испытания для малышей, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. «Можно с большой долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка» /Е.И. Морозова/

     Анализ деятельности дошкольных учреждений в период адаптации показывает, что эта проблема вызывает трудности в процессе ее решения. Воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. В связи с этим, педагогу - психологу необходимо усилить просветительскую работу с родителями и педагогическими кадрами: систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка, этапы развития общения взрослого и ребенка, практические применения эти знания в условиях адаптации.

     Следует отметить важность понимания информации об иерархии, т.е. наибольшей значимости, тех или иных потребностных структур для ребенка раннего возраста. Знание этих законов дает отгадку для решения многих проблем в период адаптации детей раннего возраста к условиям ГОУ. Теплюк С.Н. четко и доступно объясняет данную позицию, и эти знания позволяют избежать многих ошибок и сделать процесс адаптации менее болезненным и спокойным.

     Система иерархии потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации

     Не одно десятилетие учёные и практики бились над положительным решением этой серьёзной проблемы. Данные научных исследований в психологии раннего детства последних лет дали богатый материал, помогающий переосмыслить многие положения этой проблемы. Опыт практиков, описывающих поведение детей в этот период, также свидетельствует о том, что следует по-новому выстроить всю систему жизнеобеспечения малышей, создать чёткую систему иерархии потребностной структуры ребёнка раннего возраста в условиях социализации.

     Для наглядности ступени иерархической лестницы можно представить в виде перевёрнутой пирамид: 

     Ступени иерархической лестницы потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации

     
4 ступень РЕБЕНОК +ДИТЯ
3 ступень РЕБЕНОК+БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ (игрушки, интерьер, помещения в группе)
2 ступень РЕБЕНОК + ВЗРОСЛЫЙ
1 ступень РЕБЕНОК + МАТЬ
 

     I ступень - ребёнок и его мама. Их тесная взаимосвязь - основа успешного развития будущей личности. Пытаясь создавать благоприятные условия в период привыкания малыша, мы в первую очередь не имеет права стремительно и грубо отрывать ребёнка от матери, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностной структуры.

     II ступень - расширяющиеся связи ребёнка с другими взрослыми. В начале эти связи ограничены рамками семейных отношений. Круг общения с взрослыми постепенно расширяется за счёт взрослых из ближайшего окружения (соседка, приезжающая с визитом тётушка и др.). Со временем в круг знакомых начинают вписываться и продавец ближайшего магазина, и гуляющая с собачкой бабушка. Особо следует отметить, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого. Как показали исследования, восприятие ребёнком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца. Улыбается мама - малыш тут же, как её отражение, улыбается тёте и даже может вступить с ней в контакт. Насторожена мама - он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого общения. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребёнка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение, к которому со стороны мамы помогает ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого.

     Ш ступень - ребёнок начинает проявлять интерес к субъектам и предметам ближайшего окружения. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он начинает передвигаться в незнакомом пространстве по периметру и вглубь, менять своё местоположение за столом, с интересом заниматься с игровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников.

     Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыт каждого из них мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них наш малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попытке другого ребёнка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается, уходит от навязчивого общения сверстников, а иногда доходит дело и до ссор.

     IV ступень - «ребёнок + дети». Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками - одна из серьёзных задач воспитательного процесса. Очень часто педагоги и родители минуя первые три ступени, предлагают ребенку в первые дни пребывания в детском саду оказаться сразу на последней IY ступеньке: «Иди поиграй с детками!», что в свою очередь вызывает у малыша капризы, протест, нежелание посещать ДОУ.

     Следует признать, что, не владея информацией об иерархии потребностной структуры малышей, мы совершаем ряд грубейших ошибок:

     Насильственный и стремительный отрыв ребенка от матери - глубокое потрясение для малыша, формирующее недоверие к миру.

     - Игнорирование значимости роли взрослого в период адаптации. Это приводит к тому, что малышу приходится самостоятельно выходить из этой ситуации: ребенок хватает педагога за юбку, просится на ручки… А взрослые миновав вторую ступень /ребенок + взрослый/, предлагают ребенку сразу оказаться на третей ступени /ребенок + ближайшее окружение/ «Иди, посмотри группу, возьми игрушки и поиграй в них!». А еще хуже, когда мы перебрасываем малыша сразу на четвертую ступень /ребенок + дети/ «Иди, поиграй с детишками!»

     - Неправильно выстроенная линия поведения взрослых (тревожность взрослых, раздражение, страхи, равнодушие), приводит к тяжелой и затяжной адаптации детей в группе. Спокойствие, вежливость, внимание, оптимизм, жизнерадостность - дают положительный результат в адаптационный период.

     - Прогулка с первых дней посещения ДОУ - хороший способ снять напряжение, излишнюю тревожность детей. Поэтому не отменять, а включать в обязательные, ежедневные процессы режима малышей с первых дней адаптационного периода. В первые дни и неделю посещения ДОУ, именно на прогулке можно расстаться с малышом и передать его маме.

     - Заинтересованность, слаженность действий и целей в этом процессе взрослых - родителей и сотрудников ДОУ.

Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ