Воспитание творческой личности в педагогической практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание

Отношение к творчеству, творцу в общественном сознании менялось в соответствии с эпохами развития человечества. Творец-созерцатель — в античном мире, творец-художник — в эпоху Возрождения, творец-мыслитель — в XVII — XVIII вв., учёный, конструктор в XIX — начале XX в, ... Сегодня мы стоим на пороге осознания творца как человека в его индивидуальной неповторимости и разнообразной деятельности. "У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности.

Содержание

Введение 2
1.Понятие творчества и творческой личности 4
2. Воспитание творческой личности в педагогической практике 10
Заключение 15
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

готово.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

Домашнее задание заключается в следующем: переложить содержание графика на цветной рисунок, в котором изобразить вещество в сосуде при последовательном нагревании и охлаждении с указанием процессов и формул. У учащихся актуализируется и характер расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества.

Таким образом, эффективность урока обеспечивается включением детей в восприятие и запоминание материала словесно-логическим, звуковым, зрительным, двигательным способами, а при решении задач (закреплении) они испытывают удовлетворение от успеха, который достигается с помощью указанной схемы, т.е. максимально используются психологические механизмы восприятия и запоминания учебного содержания, что способствует глубоком осознанию изучаемого материала.

Актуализации и развитию творческого потенциала школьников способствует создание психологически комфортных условий.

Чтобы сосредоточить внимание детей, можно использовать упражнения-игры "Часы" и "Калькулятор". Каждому учащемуся присваивается число, соответствующее показаниям часовой или минутной стрелки, и называется время. Ученик должен вовремя среагировать и сказать: "Бом". В другой игре, кроме чисел, присваиваются знаки арифметических действий и задаётся пример, содержащий два и более действий. Ученик, играющий определённую роль («числа или действия»), должен встать и хлопнуть в ладоши. Здесь необходимо не только следить за своевременным вступлением в свою роль, но и производить в уме арифметические расчёты и контролировать действия одноклассников. Эти упражнения-игры снимают напряжение от собственно учебных занятий и настраивают внимание.

Эффективность предлагаемой технологии проверялась на задании, содержащем семь задач, расположенных по возрастанию степени сложности и оцениваемых разным количеством очков: № 1 — I очко (задача носила разминочный характер и её рекомендовалось решать первой); № 2, 3 — по 3; № 4, 5 — по 4; № 6 — 6; №7 — 5 очков. Отметки выставлялись в классный журнал только при согласии испытуемых по следующим критериям: 7 очков — "удовлетворительно", 9 — "хорошо", 11 очков − "отлично". Причём подчёркивалось, что можно получить и две отличные отметки, набрав 22 очка.

Другой показатель, характеризующий способность сделать выбор сложности задачи, адекватный своим возможностям, условно назовём коэффициентом "выбор — решение". Он определялся по следующей шкале. Количество очков задачи, поставленной на первое место (при условии её решения), умножалось на 2, а на последнее, седьмое, — 1. Соответственно, множители промежуточных позиций имели значения: 1,83; 1,67; 1,49; 1,33; 1,57. Коэффициент "выбор - решение" определялся как сумма произведений указанных множителей и количества очков, соответствующих каждой задаче.

Среднее количество очков, набранных при решении задач, в достаточной мере в пользу учащихся экспериментальных классов хотя и составляет в абсолютном выражении 1,2 очка. Но в пересчёте на привычную систему оценивания по пятибалльной шкале (напомним, что пятёркой оценивались 11 набранных очков) оставляет преимущество в 0,55 балла, или на 11 % за учащимися экспериментальных классов. Это вполне значимый результат, так как относительная погрешность в данных расчетах не превышает 2 %.

Из этого следует: учащиеся экспериментальных классов стремились к выбору более сложных задач и успешно их решали, что свидетельствует о сознательности выбора и высокой мотивации достижения успеха.

Таким образом, для воспитания творческой личности необходимо предоставлять учащимся право выбора цели, средств и способов деятельности, использования методов, способствующих развитию мышления, воображения, эмоций. Тогда и создаются предпосылки и условия для решения задач воспитания творческой личности. Ведь для того, чтобы познать окружающую действительность, себя, сформировать нравственные идеалы, иметь возможность изменять свой внутренний мир, человек должен овладеть способностью мыслить, воображать, чувствовать. Причём не только осознавать свои мысли, образы и эмоции, но и управлять ими, выбирать и преобразовывать их.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Воспитание творческой личности − насущная задача сегодняшнего дня. Решая ее, теоретическая и практическая педагогика должна отталкиваться не от каких-то образцов и стандартов, а от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность школьника.

В основу воспитания должны быть положены не методические наработки, не передовой педагогический опыт отдельных учителей (они хороши только в авторском исполнении), которые базируются на традициях, эмпиризме, интуиции. Технологии же основанные на научных достижениях современных психологии и педагогики, базируются на диагностике личности школьника и учебно-воспитательного процесса.

Задачи воспитания должны формулироваться не в терминах конечного результата, а ставиться как задачи развития мотивов деятельности учащихся с учетом возрастной динамики, средства воспитания должны выбираться с позиции их воздействия не на память учащихся, а на их мышление, воображение, эмоции. Они должны быть направлены на активизацию подсознательных механизмов психики человека в процессе его становления и развития. Надо изменить подходы к содержанию образования. Рассматривать изучение материала учебных дисциплин не как самоцель, а как средство воспитания нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер личности.

Думается, что творческая личность на выходе из школы должна обладать собственно творческими качествами, в первую очередь − существенными общечеловеческими, которые в неменьшей степени характеризуют творческую личность. А именно.

Нравственными: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе.

Интеллектуальными: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность, ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмыслению жизненных целей.

Волевыми: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, изменение деятельности в связи с изменившемися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.

Эмоциональными: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека.

Совокупность, указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.

Для этого необходимо раскрепостить учителя, освободить его от пут всевозможных ограничений, инструкций, требований, которые носят сугубо административный характер и зачастую вступают в противоречие с психолого-педагогическими принципами воспитания. Надо дать ученику и учителю возможность творить в полном смысле слова, ибо только творец и процесс творчества (в данном случае педагогического) могут обеспечить воспитание творческой личности в условиях общеобразовательной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Бердяев Н.А. Самопознание: сочинения / Н. А. Бердяев. – М.: ЗАО Изд-во «ЭксмоПресс»; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998.

2.Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика: монография / Н. Ф. Вишнякова. – Ч.Ι. – Минск, 1995.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

4.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

5.Грищенко И.А. Личность, общество, государство: путь к гармонии // Адукацыя і выхаванне, 1997, № 6.

6.Иванов Ю.А. Воспитание творческой личности в условиях общеобразовательной школы.  Брест: Изд-во Брестск. ун-та, 1998.

7.Иванов Ю.А. Воспитание творческой личности: Дидактический аспект: Монография. – Брест: Изд-во Брестск. ун-та, 2000.

8. Иванов Ю.А. Воспитание творческой личности в школе: пособие для руководителей и педагогов общеобразовательных школ / Ю.А. Иванов. – Мн.: Экоперспектива, 2004.

9.Коваленко Г.П. и др. Внешкольная педагогика: формирование творческой личности // Адукацыя і выхаванне, 1998, № 2.

10.Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975.

11.Мирский Э.М. Проблемное обучение и моделирование социальных условий научного творчества // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микушинского, М.Г. Ярошевского. – М.: Наука, 1969.

12.Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности: Учеб.-метод. пособие.  Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998.

13.Пархоменко В.П. Воспитание творческой личности как цель образовательных систем (Историко-методологический аспект). Автореф. дисс. на соиск. учен. степени докт. пед. наук.  М., 1995.

14.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. ΙΙ. М.: Педагогика, 1989.

15.Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.

16.Фролова Б.А. Коллектив и мотивация творчества // Научное творчество / Под ред. С. Р. Микуинского и др. ― М.: Наука, 1969.

 

1

 



Информация о работе Воспитание творческой личности в педагогической практике