Творческая самореализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:58, доклад

Описание

Личность творца - социометрические, психоаналитические, мировоззренческие и перцептуальные качества(по данным социологических исследований).Свобода и необходимость в процессе творчества. Проблема социального заказа в искусстве. Формирование творческой личности в системе высшего образования ( методы ориентации и стимулирования).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.49 Кб (Скачать документ)

Природа культурного творчества. Личность творца - социометрические, психоаналитические, мировоззренческие и перцептуальные качества

 Свобода  и необходимость в процессе  творчества. Проблема социального  заказа в науке, искусстве и  образовании.  

 Формирование  творческой личности в системе  высшего образования(методы ориентации и стимуляции).

 Обыденное  и оригинальное. Природа нового. Специфика творчества в науке,  искусстве и в социальной жизни.  Роль интеллигенции в творческом  освоении действительности. Жанровое  и этнокультурное разнообразие  в художественной деятельности.  

 Личность  творца - социометрические, психоаналитические, мировоззренческие и перцептуальные качества(по данным социологических исследований).Свобода и необходимость в процессе творчества. Проблема социального заказа в искусстве. Формирование творческой личности в системе высшего образования ( методы ориентации и стимулирования). 

Творчество  и его критерии 

В различных  теориях творчества, как правило, исследуется творчество индивидуальное, но вместе с тем, существуют такие  виды деятельности, творчество в которых  осуществляется коллективно и направлено на создание общего творческого продукта: постановка спектакля, съемка фильма, разработка коллективной модели и т.д. Но даже тогда каждый член творческой группы, трудясь на общий конечный результат, осваивает один вид деятельности, одну операцию и выполняет свою часть  работы.  

В детском  коллективе, объединенном общими целями и задачами, в процессе совместной деятельности, направленной на ясный  единый результат, включая ребенка  в разнообразные виды деятельности на всех этапах работы, можно достичь  высокого уровня развития творческих способностей каждого ребенка.  

Наша  задача теоретически рассмотреть и  обосновать проблему развития творческих способностей, которые всегда индивидуальны, в условиях коллективного творчества. Такое исследование развития творческих способностей требует рассмотрения сквозь призму общих законов творчества.  

Творчество  человека можно определить как создание необходимого, но еще не существующего  в реальности, т.е. нового и более  совершенного. Творчество в психологии рассматривается как деятельность, процесс и продукт.  

Деятельность (работа по созданию мультипликационного  фильма), которую мы выбрали, считая ее наиболее оптимальной для развития творческих способностей, включает в  себя три типа творчества (техническое, оперативное и художественное) и  основана на интеграции искусств. А  для эффективного развития и тренировки творческих способностей необходимо расширение сферы деятельности, овладение новыми приемами и видами предметно-практической деятельности. Каждый вид творчества предъявляет свои специфические  требования к процессу и продукту, но способности к каждому виду творчества имеют общие компоненты.  

Продукт творчества - это некоторая материализованная  идея: открытие, изобретение, создание новой формы материи.                                                                                                                                                                                          

Процесс творчества представляет собой последовательный поиск нового: сначала - поиск проблемы и темы, затем - способа их решения, и, наконец, формы воплощения. Процесс  творчества всегда индивидуален и протекает  в нескольких фазах. Один из первых исследователей творчества как психологического процесса Герман Гельмгольц в конце  Х1Х века описал его последовательные шаги: насыщение, вынашивание, озарение.  

В 1910 году П. Энгельмер разделил процесс творчества на три другие части: акт выдвижения гипотезы, акт творчества, акт логической проработки идеи. Многочисленные последующие исследования процесса творчества, сохраняя основу теории, были направлены на детализацию отдельных фаз, при этом, естественно, происходило их дробление. Французский математик Анри Пуанкаре в 1908 году добавил к концепции Гельмгольца четвертую стадию - верификацию, а в 60-х годах XX столетия американский психолог Джейкоб Гетцельс выделил пятую фазу в процессе творчества - первый инсайт. 

Таким образом, приблизительная структура  процесса творчества такова:  

1. Первый  инсайт. (Творчество - это не только решение проблем, которые уже существуют. Творческие личности зачастую активно ищут и открывают подлежащие решению проблемы, которые до них никто не замечал.)  

2. Насыщение. (Стадия научного исследования.)  

3. Вынашивание. (Стадия раздумий.)  

4. Озарение. (Стадия внезапного решения.)  

5. Верификация. (Стадия придания решению конкретной  формы и проверки.)  

Психологи выделяют три, наиболее общие фазы творческого  процесса: подготовительную (пусковую, побудительную), поисковую и исполнительную. Каждая из них имеет свою специфику  и по возникновению, и по процессу, и по продукту, базируется на разных психологических закономерностях, обращена к разным личностным образованиям и имеет свой «продукт» и свои показатели творчества.  

Первая  Фаза (подготовительная) - характеризуется  интеллектуальной инициативой или  умением самостоятельно видеть и  ставить проблемы на основании наблюдений реальности. В этой фазе, которую  еще называют пусковой, проявляются  индивидуальная готовность к творчеству, развитость познавательных процессов, эмоциональная и рациональная способность  к контакту с миром, потребность  в напряженной деятельности. Все  требования данной фазы являются программой развития творческих способностей, поэтому  их тренировка происходит в рамках именно этой фазы.  

Продуктом этой фазы является рождение идеи, замысла, нахождение темы, которые побуждают  к творчеству и являются началом  творческого процесса.  

Первая  фаза является наиболее сложной, поскольку  пусковым механизмом для нее всегда является видение нового или мысленное  открытие нового, необходимого, требующего преобразования, творческого поиска. Для этого требуется развитие познавательных и интеллектуальных процессов.  

Вторая  Фаза (поисковая) - начинается с острого  желания воплотить задуманное, и  направлена на нахождение способов и  средств воплощения замысла, протекает  в поиске средств для его осуществления и кончается их нахождением. Продукт второй фазы - «инсайт», «озарение», конкретное видение воплощения замысла и принятое решение относительно конкретных способов воплощения.  

При формировании способностей к поисковой деятельности необходимо отрабатывать операции, присущие этой фазе творчества - преобразование, изменение, комбинаторика, а для  этого необходимо развивать воображение. Осознание значения воображения  и необходимости его развития направило усилия исследователей на изучение процесса и этапов формирования воображения.  

На первом этапе развития воображения необходимо так организовать деятельность ребенка, чтобы, решая наглядно-образные задачи, ему приходилось что-то домысливать  и воображать. На втором этапе важно  привлекать в качестве помощи собственный  опыт ребенка. На третьем, более высоком  этапе развития воображения, деятельность не должна быть жестко задана и нормирована, обеспечивая возможность проявления самостоятельности и инициативы.  

Значение  функции воображения в психическом  развитии ребенка очень велико, она  способствует лучшему познанию окружающего  мира, самораскрытию и самосовершенствованию  личности.  

Поисковая фаза творческого процесса развивает  качества, необходимые во всех видах  творчества - гибкость ума, оригинальность, способность порождать большое  количество идей. Ведь во всех случаях  человек ищет способы передачи содержания, формы, материализации возникшей идеи. Кроме того, в поисковой фазе очень  хорошо тренируется взаимодействие правого и левого полушария.  

Третья  фаза (исполнительная) - направлена на воплощение замысла, совершенствование  моторных и исполнительских навыков. В этой фазе творчества реализуется  задуманное в действии, контролируются промежуточные результаты, совершенствуются способы выполнения.  
 

           Продуктом третьей фазы является  конкретное произведение. Творческие  способности формируются в деятельности, построенной по законам творчества. Такая деятельность требует создания  «творческого инструмента», соответствующего конкретному виду исполнения и создания творческого продукта, материализации идеи и раскрытия всех возможностей человека, развивая потребность в деятельности.  

Потребность в деятельности возникает тогда, когда есть конкретная цель, а для  достижения цели необходимо мастерство. Мастерство заключается и в умелости руки, и в умении видеть, и в  знании соответствующих техник исполнения. Третья фаза всегда направлена на самосовершенствование, позволяет сосредоточить внимание на передаче учащимся конкретных знаний, умений, навыков, интегрирует все  специальные способности, которые  должны быть развиты для достижения высокого результата.  

Третья  фаза - это обучение конкретному  ремеслу, которое заключается и  в умелости руки, и в особой восприимчивости  глаза, и в умении чувствовать  материал, и в знании различных  техник исполнения.  

При развитии творческих способностей каждая фаза требует отработки соответствующих  ей действий, а это, в свою очередь, способствует развитию умений, навыков, качеств личности. В процессе обучения важно поэтапно формировать способности  каждой фазы творчества.  

Процесс создания мультипликационного фильма, как творческий процесс, органически  включает в себя отработку всех фаз  творчества: нахождение идеи, темы, работа с литературным материалом, сочинение  истории, написание сценария - подготовительная фаза; поиск способов воплощения, продумывание образов персонажей и фонов, выбор  материалов для их изготовления, выбор  техники съемки - поисковая фаза; воплощение задуманного, съемка мультфильма - исполнительная фаза.  

Например, каждая из фаз работы над мультипликационным фильмом, являясь, в свою очередь, творческим процессом, соответственно тоже может быть поделена на фазы: 

1. Работа  над сценарием (поиск темы, поиск  способов воплощения - стиль, диалоги  и т.д., написание сценария).  

2. Работа  над персонажами (продумывание  образов, рисование эскизов, поиск  материалов и техники изготовления,  изготовление кукол, фонов, декораций).  

3. Создание  мультфильма  (сценарий,  выбор  техники съемки, съемка).  

Потребность мыслить, узнавать, постигать, изумляться, присуща каждому человеку, важно  ее поддержать, направить. Творчество - это множество процессов, которые  следует рассматривать в едином контексте, и поэтому важно учить  детей видеть разные пути воплощения замысла, достижения поставленной цели.  

Таким образом, процесс создания мультипликационного  фильма как творческий вид деятельности, органически включает в себя отработку  всех фаз творчества.  

С точки  зрения результатов деятельности, творчество - это открытие нового, прорыв в неизведанное, нахождение более эффективных способов и методов познания. Со стороны  самой деятельности, ее осуществления - это активная, вдохновенная работа воображения, гармония бессознательного и сознательного, чувственного и  рационального. Со стороны субъекта творчества - это обретение человеком  духовной свободы, достоинства и  гордости творца.  

Способность к каждой фазе может быть выражена у человека по-разному. Существуют люди, которые способны выдвигать огромное количество интересных, оригинальных идей, но не решать их, таких людей  называют «генераторами идей». Другие люди разрабатывают готовые идеи, находят стратегии их решений - это  «разработчики». А «исполнители»  воплощают разработанные идеи в  конкретный продукт.  

Если  человек успешно осуществляет все  три фазы - умеет самостоятельно видеть и ставить проблему, находить ее решение и творчески воплощать  в конкретный продукт - нужно говорить не о творчестве, а о креативности. И если творчество определить как  процесс, приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.  

Под креативностью понимается способность человека отказаться от стереотипов в мышлении и привлекать творческое начало практически во все виды деятельности. Определим следующие критерии сформированности креативности:  

Информация о работе Творческая самореализация личности