Творческая самореализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 19:58, доклад

Описание

Личность творца - социометрические, психоаналитические, мировоззренческие и перцептуальные качества(по данным социологических исследований).Свобода и необходимость в процессе творчества. Проблема социального заказа в искусстве. Формирование творческой личности в системе высшего образования ( методы ориентации и стимулирования).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 51.49 Кб (Скачать документ)

Творчество  является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью  человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар  природы, а приобретенное через  трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение  в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие  знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет  создавать качественно новые  уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить. 

Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический  аспект анализа основ творчества. 

Культурологический  аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства. 

Творческая  деятельность есть главный компонент  культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей. 

Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными  уровнями культуры выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в  различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную  базу творческого акта, прививает  субъекту творчества определенную психологическую  установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества. 

3. Самореализация  личности. Потребность личности  в самореализации 

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно  значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. 

З. Фрейд  был одним из первых, кто попытался  увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении  к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности  в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила  и т.д.), основная функция которых  состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинктоподобных потребностей. 

Немало  страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д. 

Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим  существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя: а) трудовой способ существования; б) наличие  сознания; в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек  стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой  явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее  возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось  предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека. 

Особенность потребности в самореализации состоит  в том, что удовлетворяя её в единичных  актах деятельности (например, написание  романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить  её полностью. 

Удовлетворяя  базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные  цели, находит свое место в системе  общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность. 

Вот почему, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

Выводы 

Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким безликим представлением сокрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно творческая деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства. 

Творчество  является атрибутом человеческой деятельности - это исторически эволюционная форма  активности людей, выражающаяся в различных  видах деятельности и ведущая  к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это  овладение полным и полноценным  процессом творчества. 

Творчество  является производной реализации индивидом  уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом  творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает  характер самореализации существует прямая связь. 

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно  значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. 

Таким образом, творческая деятельность - это  самодеятельность, охватывающая изменение  действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. 

Также следует заметить, что не так важно, в чем именно проявляется творческий подход, в умении «играть» на ткацком  станке, как на музыкальном инструменте, или же в оперном пении, в способности  решать изобретательские или организационные  задачи. Ни одному виду человеческой деятельности не чужд творческий подход. 

Не обязательно  чтобы все члены общества писали стихи или пели песни, были свободными художниками или играли роль в  театре. Тот вид деятельности, в  котором лучше всего, свободнее  всего проявляется творческий подход, и тот объём, в каком человек  может его проявить, зависит от склада личности, от привычек, от особенностей жизненного пути. Объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в  деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для  многих признаками, его уникальные и неповторимые черты. 

Если  человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения  и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему нибудь хорошему он да научит.

\ 

ЛИЧНОСТЬ  ТВОРЧЕСКАЯ

ЛИЧНОСТЬ  ТВОРЧЕСКАЯ. Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека. М.Зощенко в своей автобиографической повести рассказывает о том, как он благодаря творчеству излечился от депрессии. 
 

Взгляд  на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность. 

Согласно  второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция  связана с другим пониманием природы  творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается  во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб  его может быть различным. Важнейшей  чертой творца является сильная и  устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную  цель и основной смысл своей жизни. 

Существуют  профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других. 

В настоящее  время творчество все больше и  больше специализируется и приобретает  элитарный характер. Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального  творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами  профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, что у творческой личности имеется  избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении «покой и воля». Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами. Чаще всего это происходит на досуге, когда он предоставлен самому себе – ночью за письменным столом Болдинской осенью, в камере одиночного заключения, на больничной койке. 

Многим  людям, даже творчески одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой  компетентности. Во-первых, насколько  человек готов к творчеству в  условиях многомерности и альтернативности современной культуры. Во-вторых, насколько  он владеет специфическими «языками»  разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему  дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества. Например, как живописец может  использовать достижения современной  музыки, или ученый-экономист –  открытия в области математического  моделирования. По образному выражению  одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и  едва слышат и понимают друг друга. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения  личностью системой «технических»  навыков и умений (например, технологией  живописного ремесла), от которой  зависит способность осуществить  задуманные и «придуманные» идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности. 

Информация о работе Творческая самореализация личности