Воспитание личности дошкольника в художественно-эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.3. Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания.
2.1. Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания.
2.2. Технология художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.
Выводы по главе 2
Глава 3. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.
3.1. Цель и условия эксперимента.
3.2. Ход эксперимента.
3.3. Результаты эксперимента.
Выводы по главе 3
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 120.21 Кб (Скачать документ)

 

Анализ  данных таблиц и диаграмм позволяет  сделать вывод о том, что использование  специально разработанной методики, оснащенной программно-дидактическим материалом, в которой реализуются все необходимые педагогические условия, повышает эффективность художественно-эстетического воспитания.

Занятия ручного творчества проходили на высокой эмоциональной ноте. Впоследствии этот настрой сохранялся на весь день. А это самый главный результат. Как отмечалось выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности художественно-эстетического воспитания. Правильно организованное, нацеленное на ребенка занятие, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ребенке. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка. С художественно-эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.

На основе результатов проведенного эксперимента можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.

 

 

Выводы по главе 3

 

  1. Использование специальной разработанной методики проведения занятий дало положительные результаты.
  2. Эксперимент подтвердил выдвинутую нами гипотезу, что процесс художественно-эстетического воспитания с использованием специально разработанной методики, обеспеченной программно-дидактическими материалами будет способствовать формированию следующих качеств:
  • эстетическое осознание прекрасного;
  • художественный вкус;
  • творческие способности.
  1. В ходе эксперимента были соблюдены необходимые варьируемые и неварьируемые условия.
  1. Были разработаны критерии сформированности художественно-эстетических качеств.
  2. После обработки данных были получены следующие результаты, подтверждающие эффективность методики:
  • сформировался художественный вкус и эстетическое осознание прекрасного;
  • были развиты творческие способности.

Таким образом, для формирования художественно-эстетических качеств целесообразно использовать специально разработанную методику с учетом психолого-педагогических условий организации воспитания, оснащенную программно-дидактическим  материалами.

 

 

 

 

Заключение

Ребенок с первых лет жизни  неосознанно тянется ко всему  яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная  форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует  большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести  ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Ведущее место в осуществлении  эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье  создать необходимые условия  для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Работа по эстетическому  воспитанию требует высокой эстетической культуры самого воспитателя. Его эстетическое отношение к действительности влияет на формирование у детей эстетических восприятий, чувств, представлений, суждений, переживаний. Замечает ли педагог красоту в окружающей бытовой обстановке, в природе, труде и отношениях людей, в произведениях искусства, как выражает свое эстетическое чувство, каковы его эстетические суждения—от этого главным образом зависит, каковы будут чувства и представления детей. Педагог должен умело использовать все возможности повседневной жизни для эстетического воспитания.

Воспитатель управляет процессом  развития детей. Дети и сами любят  художественную деятельность, и часто  по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога - не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

 

Наше  исследование показало, что познавательный интерес к ручному творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Обеспечение программы обучения ручному творчеству программно-дидактическим материалом, создание  эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.

На наш  взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

 

 

 

 

Литература

 

  1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. - С.57-67.
  2. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.
  3. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998.
  4. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. – М.: Искусство, 1987.
  6. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.
  7. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. – 2002. - №6. – с.58-63.
  8. Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. – 1996. - №9. – с.58-66.
  9. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
  10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.-с.287
  11. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.-197с.
  12. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9.
  13. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика / УдГУ. Институт иностранных языков и литературы. Кафедра дидактики раннего обучения ин.яз. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-246с.
  14. Утехина А.Н., Веретенникова Л.К. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.-131с.
  15. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
  16. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. — 93с.
  17. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985

 

 

Приложения

 


 



 

 

 



 

 

 

 

 


 


 

 

Схема 1. Критерии художественно-эстетического воспитания.

 

 

 



 


 

 

 

 

 

 

Схема 2. Соотношение  сфер художественно-эстетического  воспитания.

 

Таблица 2. Критерии оценивания сформированности художественно-эстетического воспитания.

 

Критерии развития худ.- эстетического вкуса.

Показатели критериев

Уровень сформированности худ.- эстетического вкуса

1.Эстетическое осознание произведения искусства.

-ребенок умеет дать правильную

оценку;

-может описать произведение;

 

высокий

-ребенок затрудняется с оценкой  произведения, но правильно определяет цвета;

 

средний

-ребенок не может дать оценку  самостоятельно;

-с трудом определяет  цвета;

 

низкий

2.Развитие художественного вкуса.

-ребенок умеет правильно подобрать  цвет, гамму;

-устанавливает правильные  пропорции;

 

высокий

-ребенок не всегда удачно подбирает  элементы костюма;

-с трудом подбирает  цвета, устанавливает пропорции;

 

средний

-ребенок затрудняется в выборе  цвета;

-с помощью учителя  подбирает элементы, устанавливает пропорции;

 

низкий

3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества.

-ребенок самостоятельно справляется  с заданием;

-правильно подбирает  цвета;

-правильно устанавливает  пропорции;

 

высокий

-ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов;

 

средний

-ребенок не справляется с заданием  самостоятельно;

-с помощью учителя  подбирает цвета, элементы поделки;

 

низкий


 

 

 

Таблица 3. Результаты среза. Начало эксперимента.

 

Группа

Имя, фамилия ребенка

Критерии сформированности художественно-эстетического воспитания

 

 

 

 

КГ

Полина А.

В

Оля В.

С

Катя К.

С

Дима А.

Н

Валера Г.

Н

Антон Б.

С

Аня О.

С

Ира М.

Н

Ксюша Б.

Н

 

 

 

 

ЭГ

Света Д.

В

Женя Е.

В

Таня К.

В

Никита К.

С

Юля Л.

Н

Слава Г.

С

Артур П.

С

Марина О.

Н

Настя В.

С


 

 

 

Таблица 4. Результаты среза. Конец  эксперимента.

 

Группа

Имя, фамилия ребенка

Критерии сформированности художественно-эстетического  воспитания

 

 

 

 

КГ

Полина А.

В

Оля В.

В

Катя К.

С

Дима А.

Н

Валера Г.

С

Антон Б.

С

Аня О.

С

Ира М.

Н

Ксюша Б.

Н

 

 

 

 

ЭГ

Света Д.

В

Женя Е.

В

Таня К.

В

Никита К.

С

Юля Л.

Н

Слава Г.

С

Артур П.

В

Марина О.

Н

Настя В.

В


 

 

 

Рисунок 1. Начало эксперимента.

 

 

 

Рисунок 2. Конец  эксперимента.


 

 

 

 


Информация о работе Воспитание личности дошкольника в художественно-эстетической деятельности