Воспитание личности дошкольника в художественно-эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.2. Особенности и средства художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
1.3. Пути и средства художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выводы по главе 1
Глава 2. Творческая деятельность детей как средство художественно-эстетического воспитания.
2.1. Дидактическая организация художественно-эстетического воспитания.
2.2. Технология художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.
Выводы по главе 2
Глава 3. Экспериментальная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.
3.1. Цель и условия эксперимента.
3.2. Ход эксперимента.
3.3. Результаты эксперимента.
Выводы по главе 3
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 120.21 Кб (Скачать документ)

Итак, основой  художественно-эстетического воспитания ребенка средствами творческой деятельности являются:

  • личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
  • развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
  • выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-прикладных);
  • изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога  в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.

Анализ  научно-педагогической литературы позволил сделать вывод: для организации  воспитательной работы с детьми дошкольного  возраста необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется  в быстрой утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как:

  • комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
  • целостное развитие личности ребенка;
  • разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
  • игровая организация обучения, способствующая двигательной активности детей;
  • актерские способности воспитателя, способствующие превращению детей в действующих лиц.

Выявление результатов художественно-эстетического  воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.

 

 

2.2. Технология художественно-эстетического воспитания детей средствами ручного творчества.

 

Основными задачами воспитания детей дошкольного  возраста, согласно примерному положению, являются:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
  • обеспечение физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного развития детей в соответствии со стандартом дошкольного уровня образования.

Несмотря  на это в педагогической практике до сих пор не изжита недооценка роли художественно-творческих видов деятельности как одного из направлений эстетического цикла (системы) в создании гармоничного, эстетического отношения ребёнка к внешнему окружению. Преобразование модели воспитания, реализация личностно-ориентированного подхода в организации педагогического процесса эстетического воспитания требует пересмотра целей, задач, функций творческих видов деятельности, что в практике осуществляется довольно медленно и не всегда эффективно.

Проанализировав возможности эстетического воспитания и сопоставив их с реальной организацией педагогического процесса в дошкольных учреждениях, стали очевидными следующие недостатки в организации и руководстве эстетическим воспитанием:

    • отсутствие принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического воспитания и планировании педагогической системы раздела;
    • отсутствие вариативных методик диагностики уровня художественно-эстетического развития дошкольников;
    • недоучет психолого-педагогических условий в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию дошкольниками окружающего мира и произведений искусства;
    • низкий качественный уровень подготовки воспитателей по данному направлению работы.

По этому  поводу следует заметить, что занятия  ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической  стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности.

Рассмотрим  пример занятия по изобразительной  деятельности:

Целями данного занятия являются:

  • развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой;
  • развитие воображения, фантазии;
  • развитие чувства цвета, восприятия цвета;
  • знакомство с техникой рисования акварелью.

Дидактические материалы к занятию:

  • картинки с изображением радуги;
  • акварельные краски, листы бумаги, кисти.

Предварительная работа. Дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Я сейчас расскажу вам сказку про  волшебную страну, в которой живут маленькие феи. Называется эта страна – Красиндия, а маленькие феи – это краски, у каждой из которой свой цвет.

(Воспитатель показывает детям коробочку с красками и просит, чтобы дети назвали цвета красок).

Это красный  цвет – что вы знаете красного цвета? (Ответ). Это зеленый

(Затем воспитатель просит детей принести из уголка кубики разного цвета и назвать их цвет. Можно называть цвет, а дети будут приносить кубики).

Вот про  этих фей я и буду вам рассказывать сказку, но я не просто буду вам рассказывать, я буду еще и рисовать сказку.

«Однажды  решили маленькие феи пойти погулять, а разрешения не спросили, и никому не сказали, куда они отправились. А  вы знаете, что бывает, когда маленькие уходят из дома одни – они могут заблудиться и потеряться. Именно это и случилось с маленькими феями. Они долго веселились на лужайке, кувыркались в траве, порхали с цветочка на цветочек (воспитатель рисует травку, цветочки, облака, солнышко), ведь феи очень маленькие и легонькие, как бабочки. Вдруг налетел ветер, подхватил наших фей и понес их с собой, долго кружил их, а потом утих и отпустил фей. Они опустились на траву, но в совершенно незнакомом месте. Недалеко  от этого места протекала речка, а там, где жили феи, речки не было, и они поняли, что заблудились. Что им теперь делать и как им попасть домой, где их волшебная страна, в какой стороне? Вдруг они увидели божью коровку и решили спросить у нее, не знает ли она, как им найти дорогу домой. Она, конечно, знала, где находится Красиндия, так как бывала в этой стране, когда подкрашивала свои крылышки. Но дело в том, что попасть туда можно только перейдя по волшебному мосту, а зовется этот мост радугой. Феи обрадовались, поблагодарили божью коровку и уже хотели спросить, где же этот мост, но божья коровка улетела. Что же делать, как теперь узнать, где этот мост».

(Воспитатель предлагает детям подумать, чем они могут помочь маленьким феям.)

А что  если нарисовать этот волшебный мост, ведь наши феи – это краски и  они могли бы нарисовать радугу и  по ней перейти в свою страну.

(Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки с изображением радуги и назвать по порядку цвета. Затем предлагает детям взять краски и бумагу и попробовать нарисовать радугу, называя по порядку цвета: красный – рисуют красной краской, оранжевый – рисуют оранжевой краской и т.д.)

По ходу занятия читаются стихи, загадываются загадки.

По окончании  работы дети вместе с воспитателем рассматривают рисунки, рассказывают, кто, что нарисовал в своей картинке, а затем оформляют работы для выставки.

В результате изучения достижений ребенка должна быть выявлена динамика целостного развития ребенка – его творческие способности, речевые и социальные действия. На раннем этапе обучения достижения ребенка скорее констатируются, нежели оцениваются. Самое главное, чтобы воспитатель следил за развитием эмоциональных, творческих, социальных, когнитивных и языковых способностей.

Мы провели опытно-экспериментальную  работу в «Дошкольном центре развития ребенка №1 г. Могилева» среди детей старшего возраста (5-6 лет), так как именно этот возраст является для ребенка сенситивным к восприятию, осознанию прекрасного, формированию художественного вкуса и творческих способностей. Этот возраст во многом предопределяет мировоззрение будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

 

 

Выводы по главе 2

 

  1. Творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одаренных, но и почти для всех детей, развивая у них воображение и творческие способности.
  2. Занятия ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности.
  3. Комплекс дидактических средств художественно-эстетического воспитания предполагает учет принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического воспитания и планировании педагогической системы раздела.
  4. При разработке методики художественно-эстетического воспитания необходимо учитывать психолого-педагогические условия в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию, отбор личностно-ориентированных методов, приемов, организационных форм обучения в логике диалогичного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (ребенок – воспитатель, ребенок – ребенок, ребенок – группа, воспитатель – группа и т.д.), направленных на обеспечение следующих условий:
  • включение обучаемых во взаимодействие с родной и изучаемой культурами, с воспитателем, со сверстниками в тематико-ситуативном взаимодействии;
  • активизация мыслительной деятельности дошкольника.

 

Глава 3. Экспериментальная  работа по художественно-эстетическому  воспитанию детей дошкольного возраста средствами ручного творчества.

 

3.1. Цель и условия эксперимента.

 

Целью эксперимента является проверка выдвинутой нами гипотезы, суть которой в том, что процесс  художественно-эстетического воспитания будет успешным, если процесс воспитания будет обеспечен программно-дидактическим  материалом и будет создана эмоционально-комфортная атмосфера обучения детей ручному творчеству, что будет способствовать формированию таких художественно-эстетических качеств, как:

  • эстетическое осознание прекрасного;
  • художественный вкус;
  • умение творчески создавать продукты ручного творчества.

Для проверки гипотезы в «Дошкольном центре развития ребенка №1 г. Могилева» проводился эксперимент. Для проведения эксперимента одна группа (18 человек) была разделена на две: контрольная группа (КГ) и экспериментальная (ЭГ).

 В  программе эксперимента были  предусмотрены следующие неварьируемые условия:

  • одинаковая наполняемость групп (9 человек);
  • были разработаны единые критерии оценивания;
  • фиксирование результатов эксперимента проводилось по методике А.Н.Утехиной.

 

 

3.2. Ход эксперимента.

 

Эксперимент проводился в 2011 г. в ГУО «Дошкольном центре развития ребенка №1 г. Могилева» среди детей старшего возраста (5-6 лет).

Материалом для художественно-эстетического  воспитания послужила программа дошкольного образования «Пролеска» и интегрирующая с ней программа обучения ручному творчеству. Дети учились различать цвета, определять гамму, устанавливать пропорции; развивались умения работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; формировались творческие способности, создавать продукты ручного труда.

 

 

3.3. Результаты эксперимента.

 

Для проведения среза были разработаны критерии оценивания сформированности художественно-эстетических качеств, которые представлены в виде таблицы (приложения, таблица 2).

 

Результаты  среза представлены сравнительными таблицами (приложения, таблица 3 и 4).

 

Общий уровень  художественно-эстетического развития детей можно представить в  виде диаграммы (приложения, рисунок 1 и 2).

Информация о работе Воспитание личности дошкольника в художественно-эстетической деятельности