Воспитание детей с нарушением интелекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:49, лекция

Описание

1. Характеристика нарушений при умственной отсталости
2. Дошкольная олигофренопедагогика как отрасль специальной дошкольной педагогики
3. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
4. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых)

Работа состоит из  1 файл

Воспит.обучение детей с нарушениями интеллекта.ppt

— 726.50 Кб (Скачать документ)

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных осо­бенностей и возможностей каждого ребенка.

 

  • Все вышеперечисленные задачи учтены в программе «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
  • Программа по своей структуре состоит из пояснительной записки и 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Познавательное раз­витие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

 

I. Раздел «Здоровье»

В данном разделе рассматриваются  условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья  каждого ребенка. Определены задачи  формирования предпосылок и конкретных  способов здорового образа жизни  ребенка, перечисляются возможные  воспитательные и образовательные  мероприятия, направленные на овладение  детьми приемами и навыками, значимыми  для их безопасной жизнедеятельности  и воспитания внимательного отношения  к своему здоровью.

 

II. Раздел «Социальное  развитие» 

 

  • Программа данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:
  • формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлений о самом себе, воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);
  • формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);
  • формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).

 

III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»

  • Физическое воспитание и физическое развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.

 

  • IV. Раздел «Познавательное развитие»
  • 1. Развитие внимания
  • Развитие внимания является одной из важнейших предпосылок для успешного усвоения ребенком доступного для него объема навыков, умений, представлений и знаний. На начальном периоде обучения имеющееся у проблемного ребенка непроизвольное внимание привлекается к новому яркому предмету, движению, звуку. Далее под непосредственным руководством взрослого ребенок научается сосредотачиваться на предмете более длительное время и с большей продуктивностью — так формируются элементы произвольного внимания.
  • 2 Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
  • Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики проводится на специальных занятиях. На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию хватания, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и развитию согласованности обеих рук. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами кистями обеих рук.
  • 3. Сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности.
  • Сенсорное воспитание направлено на формирование у детей перцептивных действий, таких, как действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, а также обеспечение освоения систем сенсорных эталонов. Другой важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более четкими, систематизированными и обобщенными.

 

  • Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию цельного образа предмета, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.
  • Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

 

  • 4. Развитие различных видов памяти
  • Развитию различных видов памяти также уделяется внимание на всех занятиях с ребенком. У проблемного ребенка, как и у его нормально развивающегося сверстника, наблюдается предпочтительное развитие тех или иных видов памяти и разная степень их включенности в ту или иную деятельность. Педагогу и родителю необходимо быть внимательным наблюдателем, чтобы увидеть преобладающие виды памяти и с учетом этого включать в деятельность ребенка те задания, которые сначала строятся на ведущем виде памяти, а затем развивают и другие ее виды.
  • Работа по развитию памяти позволяет сформировать и закрепить у ребенка достаточно адекватные образы восприятия предметов окружающей действительности. Именно эти полимодальные образы восприятия затем становятся основой для формирования обобщенных и более гибких представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

5. Формирование мыслительной деятельности

  • Содержание работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности и познавательной активности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
  • Формирование мышления рассматривается как единый диалектический процесс, где каждый из видов мышления является необходимой составляющей, компонентом общего мыслительного процесса.

На занятиях по формированию мышления выделяются следующие направления:

  • создание у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления;
  • формирование целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;
  • формирование обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями;
  • формирование навыков анализа этих ситуаций и обучение использованию предметов — заместителей;
  • формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способах ее выполнения;
  • формирование метода проб как основного метода решения проблемно-практических задач и обобщение этого опыта в вер­бальном плане;
  • формирование у детей наглядно-образного мышления;
  • формирование у детей умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно;
  • обучение детей решению элементарных логических задач.
  • Таким образом, занятия по формированию мышления проводятся по следующим направлениям: формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления.

6. Ознакомление с окружающим

  • В этом разделе основная задача — сформировать у детей целостное восприятие и представления о различных предметах и явле­ниях окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме, прививая ребенку первые понятия начального опыта об общечеловеческих ценностях.
  • Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей формируются представления о предметном мире, созданном руками человека. Ознакомление с окружающим может также обогатить чувственный опыт ребенка — научить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущениями, восприятием, возникающими на их основе представлениями. Таким образом мы создаем чувственную основу и понимание значения слова, и подготавливаем к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений.

7. Формирование элементарных математических представлений

 

  •      Содержание этого подраздела программы имеет важное значение как вклад в систему знаний ребенка, так и как средство развития познавательных процессов — восприятия и мышления. В основе развития математических представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми только тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества). Сравнение — один из важнейших мыслительных процессов — лежит в основе сопоставления предметов по форме, величине, пространственному располо­жению и количеству. Величина, форма, пространственное расположение предметов и их частей являются внешними хорошо воспринимаемыми признаками.

8. Развитие основных компонентов речевой деятельности

 

  • Овладение родным языком как средством и способом специфически человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте ребенок способен к усвоению речи. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5—6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
  • На начальном этапе обучения коррекционная работа направлена на создание предпосылок к развитию речи: формирование интереса к окружающему, развитие предметной деятельности, слу­хового внимания и восприятия, совершенствование фонематического слуха и активизацию артикуляционного аппарата.

9. Подготовка к обучению грамоте

 

  • Данный вид занятий проводится в подготовительной к школе группе и в семье на седьмом году жизни ребенка. У детей форми­руют элементарные представления о звукобуквенном анализе, с
  • ними проводятся занятия по подготовке руки к письму. Эти занятия способствуют развитию у детей интереса к знаково-символической деятельности, формируют умение ориентироваться и работать на листе бумаги. В ходе занятий по подготовке к грамоте дети переходят на новый уровень общения — элементарно-деловой — при контактах со взрослым и с коллективом сверстников.

V. Раздел «Формирование деятельности»

 

  • В данном разделе рассматриваются следующие направления:
  • формирование предметной деятельности;
  • становление игровой деятельности;
  • формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);
  • формирование элементов трудовой деятельности.
  • Предметная деятельность является базисным видом деятельности, на основе которой формируются все остальные вышеперечисленные виды детской деятельности. В ходе ее становления у ребенка развиваются ориентировочные реакции типа: «Что это?» и «Что с этим можно делать?». Отвечая на эти вопросы, ребенок усваивает способы действия с предметами, орудиями, овладевая их функциональным назначением.

Информация о работе Воспитание детей с нарушением интелекта