Влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:54, контрольная работа

Описание

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Содержание

Особенности развивающих игр.
Роль развивающих игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.
Использование развивающих игр на занятиях и в повседневной жизни.
Список используемых источников.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста.doc

— 1.35 Мб (Скачать документ)

В повседневной жизни можно рассматривать с детьми посуду, мебель и др., находить в них знакомые детям геометрические фигуры.

     Развивая  умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя. Различать правую и левую руки. Как правило детей учат различать части своего тела. Это происходит в повседневной жизни (умывание, одевание), воспитатель учит называть части тела, различать правую и левую руку. На занятиях это обычно закрепляется в форме дидактических игр «Купание, одевание, укладывание куклы спать». Детей учат соотносить пространственные представления с определенными частями своего тела, а также упражнять в различении противоположных направлений. Пространственные представления хорошо закрепляются на зарядке, когда воспитатель просит выполнить движения в заданном направлении. При построении сказать, кто впереди кто сзади.  При наклеивании фигурок на лист бумаги и дальнейшем пояснении: вверху, внизу, справа, слева. Дидактические игры с игрушками также способствуют ориентировки в пространстве (куда пошла кукла, куда поехала машина и др.).

     Очень интересны игры зайчик и мишка, где  спрятался зайчик, они направлены на развитие пространственных представлений ребенка и на развитие их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов, и сразу же закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развитие его пространственные представления.

     Формирование  временных понятий как правило формируется в повседневной жизни. Воспитатель обращает внимание детей на связь различных временных отрезков с характером деятельности детей. На занятиях, как правило, используются картинки с изображением видов деятельности, характерных для каждого временного отрезка. Детям дают определенные задания, задают вопросы.

     Можно использовать настольно-печатную игру «Когда это бывает?», закреплять временные  представления в рисунках, рассказах  детей. Также можно использовать стихи, рассказы, в которых описывается действия людей и животных характерных для разных частей суток.

     Все эти игры и игровые задания  обеспечивают лучшее понимание и  закрепление учебного материала, дети не учатся, они играют. Знания, которые даются в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. Игра же связана с жизнью ребенка, с его интересами, в игре ребенок сам стремятся научиться тому, что он еще не умеет. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

     Я считаю, что игра – это самое  главное в жизни ребенка, благодаря игре ребенок лучше осваивает учебную программу и познает мир. Но самое главное игра должна увлекать, она должна соответствовать интересам детей, только тогда она сможет привить интерес к познанию, будет развивать и обучать детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               4.  Список используемых источников.

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. “Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста” М., Просвещение, 1991.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. “Дошкольная педагогика” М., Академия, 2006.
  3. Никитин Б.П. “Ступеньки творчества, или развивающие игры” М., Просвещение, 1990.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М., Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Сербина Е.В. “Математика для малышей” М., Просвещение, 1992.
  6. Смоленцева А.А. “Сюжетно–дидактические игры с математическим содержанием” М., Просвещение, 1987.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Приложение.
 

Занятие «Геометрическая  фигура треугольник» 

Цель: Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур – круга, квадрата, треугольника; учить составлять фигуру из ее частей, т.е. учить создавать целостный зрительный образ формы предмета.

Задачи

  1. совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.
  2. развивать интерес к действиям с фигурами.
  3. ввести в активный словарь детей слово: треугольник, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
  4. развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур – круга, квадрата, треугольника.
 

Демонстрационный  материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного размера и цвета.

Раздаточный материал: геометрические фигуры разного размера и цвета (круг, квадрат, треугольник) разного размера и цвета, для игры: планшеты, с одинаковыми углублениями и детали этой формы в специальной коробке, которые с одной стороны окрашены в один цвет, например, зеленый, а с другой имеют различные цвета

Основная  часть.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на свои фигуры. Какие фигуры вы видите? Они одинаковые по цвету? А по размеру?

Дети  сравнивают фигуры способом наложения.

Затем воспитатель по очереди показывает фигуры, а дети находят у себя такие же.

Игра  «Чей коврик лучше?»

Эта игра развивает у  малышей зрительное восприятие формы  плоскостных фигур. Дети в этой игре учатся преодолевать характерное для них фрагментарное восприятие и создавать целостный зрительный образ. Игровой материал: планшеты, в центре которых имеются рельефные углубления определенной геометрической формы (квадрат, круг, треугольник); геометрические фигуры, которыми заполняется углубление на каждом планшете. Форма этих фигур соответствует форме углублений(например, углубление треугольной формы заполняется маленькими треугольниками, квадратной – маленькими квадратами; для заполнения круга используются два варианта: сектора и кольца, в центре которых – маленький круг.

Воспитатель предлагает детям подобрать нужные части фигуры, уложить их в углубление планшета, таким образом, чтобы получилась целая фигура одного цвета. После того как дети справятся с этой задачей, т.е. составят одноцветный коврик, детям можно предложить перевернуть детали фигуры на другую сторону, чтобы украсить коврик.

После игры дети рассматривают коврики, выбирают лучший. Воспитатель еще раз обращает внимание детей на то, что из одинаковых маленьких фигур получилась такая же, но большая.

Итог  занятия

Воспитатель задает вопросы, выясняет, что освоили  дети на занятии, дополняет, обобщает ответы детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Игра  “СЛОЖИ КВАДРАТ”

   Эта игра возникла из головоломки,  в которой требовалось из нескольких

кусочков  различной формы сложить квадрат.

  Получая  части квадрата и задание «Сложи  квадрат», малыш выполняет

несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности.

Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной

формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать

все кусочки  на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов.

Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности  при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы «ледокола» надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишним подсказку и объяснение.

Приемы  проведения игры.

Если  все части квадратов перемешаны в коробке или высыпаны на стол, то

ребенку предстоит, во-первых, рассортировать по цветам все кусочки картона  и

разложить на 23 кучки в порядке номеров. Тут ребенок учится различать не только цвета, но и их оттенки, и, значит, развивает цветовое зрение. Во-вторых, сложить

из каждой кучки кусков один квадрат такого же размера, как неразрезанный

образец СК-1, чтобы получилось 24 целых квадрата. Это значит разрешить 23

задачи  постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны

только  на 2 части, затем 8 квадратов складываются уже из 3 частей, затем из 4 и,

наконец, даже из 5. Такое задание будет  под силу только школьникам или

взрослым, да и не все смогут выполнить его, если не знакомы с образцом

решения. Малыши же решают эти «задачки» несколько лет, начиная с простых, и

затем добираются до все более сложных.

В игре «Сложи квадрат» нет строго ограниченных и законченных заданий, как

в других играх. Главная задача взрослых — исходить из уровня развития ребенка.

Начинать  надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша

можно было похвалить и одобрить. Начало новой игры обязательно должно быть

связано с приятными переживаниями для  ребенка, если мы хотим, чтобы игры

его увлекали.

Усложнения  в игре вводятся примерно в такой  последовательности:

1. Сначала  дать только образец СК-1 и конверт  с квадратом СК-2. Сможет ли

малыш достать их сам из конвертов и  уложить рядом вплотную? Если он различа-

ет цвета, то можно дать сразу 4 конверта. Пусть ребенок сам достает из конвертов

кусочки квадрата, сам переворачивает их лицевой стороной вверх, сам подбирает

куски одного цвета (тона), сам складывает квадрат. После игры он сам может

уложить куски квадратов в конверты или пакеты.

2. Можно  увеличивать число конвертов с квадратами, прибавляя каждый раз

по 1-2 новых (но можно предложить и 8-10 новых сразу, если есть уверенность,

что малыш  с большинством справится) и, укладывая  в виде дорожки, большого

квадрата (из 4, 9 или 16 штук) или в виде прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук).

3. Можно  предварительно смешивать кусочки от нескольких квадратов и

Помещать  в один пакет, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их

сначала по цвету на кучки; а складывают квадраты как обычно последовательно

разбирая  каждую кучку.

4. «Злая  фея» смешала в одном пакете 5-10 и даже 15 квадратов, и их  надо

Разложить не только в кучки по цвету, но и  в порядке номеров. Такое задание

могут делать развитые малыши уже с 2,5-3 лет, т. е. со времени, когда они

начинают  считать и узнавать цифры. Цифры  им попадаются и в других играх, и,

если  у взрослых нет боязни, что это  «непосильно», что знание цифр «превышает

возрастные  возможности» и взрослые будут обращаться с цифрами, как со всеми

другими словами и понятиями, то малыши легко запоминают и пользуются

цифрами рано (на линейке, на часах, на термометре и т. п.).

5. Примерно  с 4 лет и старше можно давать  уже самый сложный вариант  — разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, куски которых

какой-то «неряха» свалил в кучу и перепутал. Тогда понадобится и коробка

Информация о работе Влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста