Влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:54, контрольная работа

Описание

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Содержание

Особенности развивающих игр.
Роль развивающих игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.
Использование развивающих игр на занятиях и в повседневной жизни.
Список используемых источников.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста.doc

— 1.35 Мб (Скачать документ)

контрольная работа

по методике математического развития

детей дошкольного  возраста

Тема  №5. 
 

Влияние развивающих игр  на математическое развитие детей дошкольного  возраста. 
 
 

                                            План: 

  1. Особенности развивающих игр.
  2. Роль развивающих игр в математическом развитии детей дошкольного   возраста.
  3. Использование развивающих игр на занятиях и в повседневной жизни.
  4. Список используемых источников.
  5. Приложение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Особенности развивающих игр. 

  “Без игры нет и не может быть

полноценного  умственного развития.

Игра  – это огромное светлое окно, через 

которое в духовный мир ребенка вливается 

живительный поток представлений, понятий.

                                                                                          Игра – это искра, зажигающая

огонек  пытливости и любознательности.” 

В.А. Сухомлинский. 

       “Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива” – так писала выдающийся  советский педагог Н.К. Крупская.

       Она  так же указывала  на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника  в целом.

     Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

      В современной дошкольной педагогике воспитательное и обучающее значение игры в принципе признается. Но и повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остается времени. Причем используется она, как правило, лишь для закрепления знаний, полученных на занятиях. Такое искусственное разделение обучения на усвоение нового и закрепление усвоенного противоречит психологическим особенностям познавательного процесса в младшем дошкольном возрасте. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В игре же, как раз ребенок сам стремятся научиться тому, что он еще не умеет. Однако огромные возможности развивающих игр (дидактических, игр с правилами и др.), как правило, не используются. Репертуар таких игр очень беден и охватывает узкий круг задач (в основном это сенсорные игры). Особенно мало совместных игр, в которых участвует вся группа.

       Использование дидактических игрушек или пособий тоже не редко называют игрой - стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так.

      Иногда значение дидактических игр умаляется и от того, что многие воспитатели плохо владеют методикой их преподавания, вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребенок действует, а остальные ждут своей очереди) или дидактические игры подчас превращаются в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнера по игре – в результате ограничивается и самостоятельность детей.

      Использование дидактических игрушек или пособий тоже не редко называют игрой - стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так.

     Развивающая игра — это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

      Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать; воспитательные, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

      Цель любой развивающей игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка, или способностей ребенка. 
Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта, Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремление получить предмет в собственные руки.

     Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других выполнить определенные движения, в-третьих - обменяться предметами и т. п.

       Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку на определенное время, запомнить несколько предметов и пр.

        Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития детей, конечно же, для осуществления игрового замысла.  
И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.  
Игровые правила бывают двух видов: правила действии и правила общения. Примерами правил действия могут служить следующие; припомнить и назвать только ту игрушку, которую еще никто не назвал (игра «Что достать тебе, дружок?»); не называть предмет, изображенный на картинке, а только загадать про него загадку и пр. примерами правил общения могут быть следующие: не подсказывать и не мешать другому отгадывать, слушать друг друга и т.п. выполнение всех этих правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка

     Развивающие игры очень разнообразны (игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи, соревнования), но объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая  игра представляет собой набор  задач, которые ребенок решает  с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика  и т. д. 

2. Задачи  даются ребенку в различной  форме: в виде модели, плоского  рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи  расположены примерно в порядке  возрастания сложности, т. е.  в них использован принцип  народных игр: от простого к сложному.

4. Задачи  имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

5. Постепенное  возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

6. Нельзя  поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

7. Нельзя  требовать и добиваться, чтобы  с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

8. Решение  задачи предстает перед ребенком  не в абстрактной форме ответа  математической задачи, а в виде  рисунка, узора или сооружения  из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

9. Большинство  развивающих игр не исчерпывается  предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

10. Развивающие  игры позволяют каждому подняться  до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

        В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — объединяется один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

      Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

- во-первых, развивающие игры могут дать  «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

- во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают  условия, опережающие развитие  способностей;

- в-третьих,  поднимаясь каждый раз самостоятельно  до своего «потолка», ребенок  развивается наиболее успешно; 

- в-четвертых,  развивающие игры могут быть  очень разнообразны по своему  содержанию и, кроме того, как  и любые игры, они не терпят  принуждения и создают атмосферу  свободного и радостного творчества;

- в-пятых,  играя в эти игры со своими  детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.  

Перечисленные выше пять пунктов соответствуют  пяти основным условиям развития творческих способностей. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта.

При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом  мышления. 
 
 

    2. Роль развивающих игр в математическом развитии детей дошкольного возраста.

       Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение, раскрываются новые существенные связи и отношения, появляется возможность их использования в различных незнакомых ситуациях.

      Чем же руководствуются  ученые при определении содержания и программы обучения началам математики детей дошкольного возраста? Известно, что математические понятия (натурального числа, величины и др.) отличаются абстрактностью, однако они вполне уяснимы, так как отражают связи и отношения, свойственные предметам внешнего мира. По этому поводу Ф. Энгельс писал: Как понятие числа, таки понятие фигуры заимствованы исключительно из внешнего мира, а не возникли в голове из чистого мышления». Усвоение этих понятий, сложившихся исторически в процессе производственной деятельности общества,— явление сложное. Начинается оно с чувственного восприятия мира. Мысль, что в основе математических понятий лежит чувственное познание, а счет служит переходом от чувственного к логическому, была высказана еще К. Марксом: «... Первой теоретической деятельностью рассудка, который еще колеблется между чувственностью и мышлением, является счет».

Информация о работе Влияние развивающих игр на математическое развитие детей дошкольного возраста