Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, дипломная работа

Описание

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание

Содержание

Введение. С. 3-5
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. С.6-23
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. С. 6-20
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. С.20-23
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры.
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. С. 24-53
2.1. Диагностика и результаты духовно-нравственного развития детей. С.24-36
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. С.36-41
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей. С.51-53
Заключение С.54-55
Список литературы С.56-58

Работа состоит из  1 файл

Влияние игры на нрав..doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ  ВПО «Южный федеральный университет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Факультет педагогики и практической психологии

Отделение дошкольного образования

Кафедра дошкольной педагогики 
 
 

Выпускная квалификационная (дипломная) работа.

Влияние народной подвижной  игры  на духовно-нравственное воспитание детей.

050715 «Дошкольная  педагогика и психология»

                                             Исполнитель: 

                                              Студентка 4 курса ОЗО

                                             Факультета педагогики и практической психологии

                    Отделения дошкольного образования

                                                 Кокова Елена Петровна

                                               Научный руководитель: к.п.н. доцент

                                              Абдульманова Любовь Витальевна

                                               Рецензент:  
 
 
 
 
 
 

Ростов  – на Дону

2007 г. 

Содержание. 

Введение. С. 3-5
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. С.6-23
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. С. 6-20
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. С.20-23
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры.  
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. С. 24-53
2.1. Диагностика  и результаты духовно-нравственного развития детей. С.24-36
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. С.36-41
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей. С.51-53
Заключение С.54-55
Список  литературы С.56-58
Приложение С.59
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     На  современном этапе общественного  развития, когда остро стоят проблемы формирования подрастающего поколения, подготовки его к полноценной  самостоятельной жизнедеятельности, особое значение имеет воспитание устойчивых нравственных свойств личности. Активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Данный факт призывает, прежде всего, педагогику обратиться к этой проблеме. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей и подростков приобретает особую актуальность в современных условиях меняющейся социально-политической обстановки в стране. Воспитательный процесс значительно усложняется в связи с изменениями системы ценностных ориентацией. По мнению Б.Р. Голощапова, 1995; А.К. Дусавицкого, 1996; А.И. Кочетова, 1997; Н.Э. Унт, 1990; Н.Е. Щурковой, 1997 гуманистическое воспитание молодежи в обстановке рыночных отношений требует поиска новых подходов к решению данной проблемы. Особая роль в этой связи отводится народной педагогике и национальным формам воспитания. Необходимость постановки данного вопроса обусловлена сопутствующим фактором необходимости сохранения народных традиций и национальных особенностей, в том числе и нравственных. Изучение философско-социологической и психолого-педагогической литературы показало, что проблема народности и народных традиций в воспитании не теряет своей актуальности. Это подтверждают исследования как авторов XIX в. (К.Д. Ушинский, Ф.М. Достоевский, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, СИ. Миропольский, Д.И. Менделеев, Н.И. Ильминский, А.А. Штевен, М.К. Тенешева и др.),так и современных исследователей (Э.Е. Алексеев, Е.П. Белозерцев, Г.К. Вагнер, М.М. Громыко, В.М. Меньшиков, М.А. Некрасова, А.Г. Пашков, В.Ю. Троицкий, Ю.И. Юдин и др.). Вопросам национального воспитания посвящены труды таких авторов, как И.Н. Глузунова, 2002; Н.А. Петрова, 2002; В.В. Пионтковский, 2002; Н.И. Пономарева, 2001; Г.В. Пупынина, 2001; Ю.Б. Соколовская, 2001 и др. Однако анализ литературных источников показывает недостаточную разработанность проблемы роли именно народных средств воспитания, в частности народных подвижных игр, в формировании конкретных морально-волевых качеств личности и национального характера. Помимо этого, разрозненность и отсутствие обобщения опыта (педагогов, социологов, психологов и ученых других областей знаний по вопросу народного традиционного воспитания в России, может быть еще одной причиной недостаточно внимательного отношения к вопросам воспитания в соответствии с традициями  культуры. Таким образом, наличие перечисленных проблем обнаруживает недостаточную изученность использования  народных игр в педагогической практике и подчеркивает необходимость исследования данного вопроса в этом направлении. Разрешение этих вопросов имеет важное значение как в системе воспитания подрастающего поколения, так и в социо-культурном плане, а именно для возрождения и сохранения русских традиций. С нашей точки зрения, решению данных проблем должно способствовать включение в систему физического воспитания школьников русских народных подвижных игр, подобранных с учетом их влияния не только на физическое развитие, но и на духовно-нравственное воспитание, то есть на формирование определенных морально-волевых качеств. Анализ научных публикаций по проблеме использования подвижных игр на уроках физической культуры свидетельствует, что в них раскрываются только вопросы, связанные с влиянием игр на развитие двигательных качеств (Ю.И. Портных, Л.А. Станкявичус, С. Станьжиньска, А.А. Фетисов, В.И. Элашвили, и др.), мышления и познавательной деятельности (А.А. Антонов, Н.К. Ахматов, Н.В. Бабкина, Е.В. Заика, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, В.В. Горятнина и др.), моторики (В.М. Чекалов); на обучение двигательным действиям (Г.-Б.Г. Агаев, А.К. Атаев, Е.М. Геллер, А.А. Германова, О.А. Семкина и др.), что не дает полного представления о комплексном решении воспитательных, образовательных и оздоровительных задач в процессе учебной деятельности. Кроме того, авторами не рассматривались вопросы, связанные с изучением влияния народных подвижных игр на развитие личности детей, что и определило тему и цель нашего исследования.

     ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс нравственного воспитания младшего школьника.

     ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: народная подвижная игра как средство духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

     ГИПОТЕЗА  ИССЛЕДОВАНИЯ: народные подвижные игры будут способствовать духовно – нравственному воспитанию младших школьников при следующих условиях:

     - народные подвижные игр будут отобраны по содержанию нравственно-духовных ценностей и включены в программу по физической культуре младшего школьника;

     - учителя школ будут иметь достаточную  профессиональную компетентность  в области использования нравственного  потенциала народных подвижных  игр;

     - насыщение разнообразной деятельность детей народными подвижными играми.

     ЗАДАЧИ  ИССЛЕДОВАНИЯ:

     1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.

     2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

     4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание

     Эксперимент проходил на базе Средней общеобразовательной школы № 3 г. Майского, КБР.

     Глава 1. Теоретические  предпосылки к  изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей.

 

     1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого – педагогической литературе.

     Проблема  духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а  в современных условиях она  приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

       В кратком словаре по философии  понятие нравственности приравнено  к понятию мораль. «Мораль (латинское  mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

     В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

     С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

     Мыслители разных веков трактовали понятие  нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека».

     А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».  «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ».

     В научной литературе указывается, что  мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

     А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что  необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». 

     Василий Андреевич  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

     Сухомлинский  считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

     Школа является основным звеном в системе  воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка  доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К.Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

     Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

     Рассматривая  систему нравственного воспитания, Н.Е.Ковалев, Б.Ф.Райский, Н.А.Сорокин различают несколько аспектов:

     Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

     Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

     В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

Информация о работе Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей