Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, дипломная работа
ЗАДАЧИ  ИССЛЕДОВАНИЯ: 
     1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.
     2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
     4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание
Введение. С. 3-5 
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. С.6-23 
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. С. 6-20 
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. С.20-23 
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры.   
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. С. 24-53 
2.1. Диагностика  и результаты духовно-нравственного развития детей.  С.24-36 
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. С.36-41 
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей.  С.51-53 
Заключение С.54-55 
Список  литературы С.56-58
     1. 
Метание малого мяча на 
     2. 
Метание малого мяча на 
3. Челночный бег, с;
4. Удар битой по мячу на дальность, м;
5. Передачи мяча в стену за 30 секунд, кол-во раз.
     Тестирование 
двигательных действий, преимущественно 
используемых в  народных играх, направлялось 
на выявление уровня развития кондиционных 
и координационных способностей, оценку 
качества физической и технической подготовленности. 
Сроки тестирования согласовывались со 
школьной программой, предусматривающей 
двухразовое тестирование – в начале 
и конце учебного года. В экспериментальной 
группе тестирование проводилось и после 
двух блоков уроков вариативной части 
программы.  По окончании педагогического 
эксперимента нами были получены следующие 
результаты. 
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭСПЕРИМЕНТ
В формирующем эксперименте были задействованы дети младшего школьного возраста (62 человека).
В экспериментальной группе (31 чел.) работа с детьми проводилась по плану студентки, предусматривающей целенаправленное формирование у обучаемых ценностных отношений к физической культуре в процессе спортивно-оздоровительных занятий. В контрольной группе (31 чел.) дети занимались по типовой образовательной программе «Общая физическая подготовка».
С целью диагностики у младших школьников уровня сформированности ценностных отношений к физической культуре были использованы следующие методы: анкетирование детей, опрос родителей, педагогическое наблюдение, собеседование с детьми, анкетирование педагога, тест Люшера, тест по определению двигательной памяти, тестирование физических способностей, самооценка методом Дембо-Рубинштейна. Результаты обследования каждого ребенка переведены в баллы в соответствии с методиками обработки получаемых в ходе исследования данных. В исследовании была использована 5-бальная система оценки уровня сформированности отношений детей к ценностям физической культуры. Высокий уровень сформированности ценностных отношений к физической культуре оценивался 5-ю баллами и отражал потребность личности в освоении ценностей физической культуры, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую деятельность личности. Низкий уровень ценностных отношений к физической культуре оценивался 1 (одним) баллом. В этом случае в целом отсутствовало положительное отношение к освоению ценностей физической культуры, не было стремления к ее познанию и целенаправленному использованию, отмечался недостаточный объем знаний в области физической культуры.
Уровни сформированности ценностных отношений младших школьников к физической культуре характеризовались балльной оценкой, полученной в результате анализа показателей компонентов: аксиологического (духовно-нравственные ценности), эмоционального (положительные и отрицательные эмоции), интеллектуального (знания значимости физической культуры), деятельностного (активность в использовании средств физической культуры). В таблице 2 представлены данные динамики формирования ценностных отношений к физической культуре у учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Таблица1.
Динамика формирования компонентов ценностных отношений у младших школьников к физической культуре в образовательном процессе
| Компоненты ценностных отношений личности к физической культуре | Уровни сформированности компонентов ценностных отношений к физической культуре у детей (в баллах) | |||||||
| контрольная группа | экспериментальная группа | |||||||
| ОФП №1* | ОФП №2* | СОГ №1* | СОГ №2* | |||||
| До эксперимента | После эксперимента | До эксперимента | После эксперимента | До эксперимента | После эксперимента | До эксперимента | После эксперимента | |
| Аксиологичес-кий компонент | 3,2 | 3,3 | 3,4 | 3,6 | 3,6 | 4,1 | 3,3 | 3,7 | 
| Эмоциональ-ный компонент | 3,9 | 3,7 | 3,5 | 3,7 | 3,6 | 3,6 | 3,8 | 3,7 | 
| Интеллектуальный компонент | 3,1 | 3,2 | 3,4 | 3,4 | 3,2 | 4,3 | 3,1 | 4,0 | 
| Деятельност-ный компонент | 3,5 | 3,6 | 3,4 | 3,5 | 3,6 | 4,6 | 3,4 | 4,3 | 
* ОФП – группа общей физической подготовки;
      
СОГ – спортивно-
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о значительном повышении уровня сформированности ценностных отношений к физической культуре у обучаемых экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой, вследствие организации образовательного процесса, выстроенного в соответствии с гипотезой исследования. Так, в экспериментальной группе СОГ№1 интеллектуальный компонент исследуемых отношений вырос с 3,2 баллов до 4,3 баллов, а в контрольной группе: объединении ОФП№1 рост был незначительным (с 3,1 до 3,2) и в ОФП№2 изменений не произошло. Аналогичная динамика прослеживается и в изменениях уровней других компонентов изучаемых отношений: учащиеся спортивно-оздоровительных групп стали активнее участвовать в событиях, связанных с физкультурной жизнью, они продемонстрировали понимание важности ценностей физической культуры, которые веками создавало человечество, они стали лучше представлять свой идеал в данной области, показали высокий уровень знаний по истории физической культуры и спорта.
Все это свидетельствует о том, что формирование ценностных отношений младших школьников к физической культуре в процессе спортивно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции. Физическое образование в спортивно-оздоровительных группах является эффективным средством воздействия не только на морфофункциональные показатели организма, но и на личностные качества детей. Физическая культура стала действенным фактором становления личности воспитанников спортивно-оздоровительной группы, поскольку она приобрела для ученика личностную ценность.
Таким образом, апробированные в ходе педагогического эксперимента педагогические условия показали возможность целенаправленно формировать ценностные отношения к физической культуре у детей младшего школьного возраста. Сформированные ценностные отношения личности к физической культуре обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, выступают важнейшим фактором мотивации ее поведения в области физической культуры.
Существуют определенные трудности оценки гуманистической позиции при использовании народных игр в социально-педагогической системе работы с детьми. Игры, по мнению В.И. Столярова, являются элементом социализации, механизм которой не всегда учитывается в процессе обучения. Народные подвижные игры как средство физического воспитания младших школьников прежде всего решают задачу побуждения к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей ребенка в познавательной, двигательной и эмоциональной сферах. Мотивами обращения к народным играм являются: двигательная потребность младшего школьника в подвижных играх; освобождение от психологических нагрузок, вызванных перегруженностью учебного процесса; восстановление организма после длительного перерыва в занятиях; потребность в улучшении двигательных и коммуникативных способностей; общение в игровой обстановке, связанное с желанием повысить социальный статус.
     Для 
оценки культурологической основы процесса 
физического воспитания  нами использовалась 
методика А.Д. Солдатенкова, О.В. Лебедевой 
(1993), где компоненты восприятия младшими 
школьниками народной культуры (познавательный, 
деятельностный и эмоциональный) рассматривались 
в контексте физической культуры. Познавательный 
компонент определял уровень знаний младших 
школьников о  народных играх, традициях, 
обычаях; деятельный компонент - опосредованное 
восприятие школьниками  народных игр; 
эмоциональный компонент - непосредственное  
восприятие ребенком народной культуры. 
В соответствии с этими компонентами проводилось 
анкетирование. Уровни восприятия младшими 
школьниками  народной культуры определялись 
количеством набранных баллов, так: с 0,1 
до 1,0 баллов - низкий уровень; с 1,1 до 2,0 
баллов – ниже среднего; с 2,1 до 3,0 баллов 
– средний; с 3,1 до 4,0 баллов – выше среднего; 
с 4,1 до 5,0 баллов – высокий уровень. 
Результаты исследования
В ходе исследования нами рассматривалась динамика восприятия школьниками народной культуры, в частности, познавательного, деятельностного и эмоционального компонентов. Исходные данные познавательного компонента у школьников младших классов были ниже среднего - 1,9 балла, деятельностного и эмоционального средними - 2,8 балла. После эксперимента (рис. 2) видно, что показатели познавательного компонента у учащихся экспериментальной группы выросли до 3,1 балла, при р<0,05.
Рис.2. Показатели познавательного компонента младших школьников
до и после эксперимента, в баллах
В контрольной группе показатели познавательного компонента достигли 2 баллов, при р>0,05.
Рис. 3. Показатели деятельностного компонента младших школьников
до и после эксперимента, в баллах
На рисунке 3 видно, что показатели деятельностного компонента младших школьников экспериментальной группы выросли с 2,8 до 3,9 баллов, при р<0,05.
Показатели деятельностного компонента контрольной группы увеличились с 2,8 до 2,9 баллов, при р>0,05.
Показатели эмоционального компонента (рис. 4) учащихся экспериментальной группы увеличились с 2,8 баллов до 3,6 баллов при р<0,05. В контрольной группе показатели эмоционального компонента изменились с 2,8 до 2,9 баллов при р > 0,05. При сравнительном анализе показателей экспериментальной и контрольной групп видно, что изменения, происходящие с показателями восприятия народной культуры учащимися экспериментальной группы в познавательном, деятельностном, эмоциональном компонентах превосходят показатели контрольной группы на статистически достоверном уровне (р<0,05).
Рис. 4. Показатели эмоционального компонента младших школьников
до и после эксперимента, в баллах
Таким образом, у младших школьников экспериментальной группы в ходе эксперимента доказано достоверное действие экспериментального фактора - использования народных игр на познавательные (рис.2), деятельностные (рис.3) и эмоциональные (рис.4) показатели восприятия народной культуры.
Проанализировав динамику физической подготовленности младших школьников контрольной и экспериментальной групп в период обучения их с 1-ого по 4-ый классы (рис. 5), сравнив приросты показателей развития скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, выносливости и координации, выявив достоверные изменения показателей, можно отметить, что в экспериментальной группе приросты показателей физической подготовленности после эксперимента составили в проявлении скоростных способностей 12 %, координационных способностей 10 %, скоростно-силовых – 10 % и выносливости 11%, при р<0,05, гибкости 6 % и силовых способностей 4 %. В контрольной группе прирост этих показателей составил, соответственно 4%, 5%, 4%, 4% , 6% и 4 %, при р>0,05.
Рис. 5. Прирост физических способностей младших школьников за время эксперимента в %
Примечание. Физические способности: 1-скоростные; 2-координационные; 3-скоростно-силовые; 4-выносливость; 5-гибкость; 6-силовые.
При анализе показателей гибкости и силовых способностей достоверных изменений между контрольной и экспериментальной группами не выявлено.
     Анализ 
физической подготовленности учащихся 
контрольной и 
Анализ социометрических данных младших школьников в контрольной и экспериментальной группах отражен на рисунке 6.
              
Контрольная группа            
Рис. 6 Социометрические данные младших школьников в контрольной
Информация о работе Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей