Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6

1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…...6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16

Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………...……………………………..……26

2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54

Выводы………………………………………………………………………...57

Заключение………………………………………………………………………….58

Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

 

Из вышеприведенной  таблицы следует, что только 10 детей (47 %) имеют показатели выше средних. Кроме того, почти у всех детей  проблема с ориентированием в  пространстве и умозаключением.

Внимание обычно не считают  особым психическим процессом, как  восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления.

Для диагностики внимания я использовала тесты по следующим методикам:

  1. задания на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений
  2. задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке
  3. нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных" на картинке
  4. лабиринты
  5. задания на нахождение нелепиц, несоответствий на картинках
  6. задание на диагностику избирательности внимания

Низкий уровень – 0-2 балла.

Средний уровень – 3-7 балла.

Высокий уровень – 7-10 баллов (табл. 4, прил. 3).

Таблица 4

Уровень развития внимания

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

1. Саша Б.

С

С

В

В

В

В

2. Миша Б.

С

С

С

С

В

С

3. Никита Бус.

В

В

В

В

В

В

4. Никита Б.

С

С

С

В

В

С

5. Владимир В.

С

Н

Н

С

С

Н

6. Анна Г.

С

С

Н

С

С

Н

7. Рита Г.

Н

Н

Н

С

С

Н

8. Никита Е.

Н

С

Н

С

С

Н

9. Ариша К.

В

В

В

В

В

В

10. Денис К.

С

С

С

Н

С

Н

11. Дмитрий К.

Н

Н

Н

С

С

Н

12. Дарья М.

В

В

В

В

В

В

13. Валерия Н.

В

В

В

В

В

В

14. Вевея О.

В

В

В

В

В

С

15. Владимир В.

Н

Н

С

С

С

Н

16. Валерия Р.

С

В

В

В

В

В

17. Алексей С.

Н

Н

Н

Н

Н

Н

18. Мария С.

В

В

В

В

В

В

19. Артем Т.

В

В

С

В

В

В

20. Арсений Т.

В

С

С

В

В

С

21. Алина Ю.

В

В

В

В

В

В


 

Мы видим, что наибольшую трудность у детей вызывают задания  на диагностику избирательного внимания. В то же время задания, с которыми дети справились лучше всего – лабиринт и поиск нелепиц. Кроме того мы можем отметить, что у 6 детей (28%) высокий уровень внимания по всем заданиям.

Итак, мы можем сделать  вывод, что в группе только у 8 детей (38%) все результаты выше среднего уровня. При этом наибольшую сложность у детей вызвали задания на выявление уровня развития памяти. Только у 8 детей (38%) результаты выше среднего. В заданиях на мышление и речь у 11 детей (52,3%) нет низких показателей. Наилучшие результаты у детей в заданиях на внимание. У 13 детей (61,9%) показатели не ниже среднего. Особое внимание следует обратить на Алексея С. У него наихудшие результаты в группе, а, значит, необходимо проводить с ним дополнительную работу, провести беседу с его родителями, чтобы выяснить возможные причины таких низких результатов.

Также необходимо отметить, что у 5 детей высокая активность и стремление к познавательной деятельности, но при этом их показатели по другим заданиям ниже среднего, поэтому им также необходимо уделить особое внимание, понять причину низких результатов и, возможно, проводить с ними дополнительную работу, иногда уделять больше времени. Что касается Артема Т., у него низкая мотивация к познавательной деятельности при высоких показателях развития. В таком случае, можно сделать вывод, что мальчик может достичь большего, если повысить его мотивацию, либо скоро его результаты резко ухудшатся. Из этого следует, что необходимо провести работу по повышению мотивации к познавательной деятельности, используя игровые технологии.

 

2.3 Программа  развивающих занятий

 

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе  организация педагога-психолога  коррекционно-развивающих занятий  необходима. Они помогают формировать  и развивать у детей школьно-значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе. Именно с этой целью была написана данная программа, которая состоит из 20 занятий.

Цель этих занятий  – помощь в развитии школьно-значимых навыков и умений, предотвращение возможных трудностей в общении  с другими детьми.

Поставленная цель требует  решения следующих задач:

  1. Научить ребенка подчиняться определенным правилам.
  2. Развить у детей школьно-значимых навыков и умений, мышление, речь, концентрацию и переключение внимания, память, воображение и восприятие задания на слух. Также данная программа развивает у дошкольников самостоятельность, мелкую моторику рук и творческое мышление.
  3. Научить преодолевать трудности адаптационного периода в школе, дать необходимые навыки в общении со сверстниками.

Каждое занятие является самостоятельным, но сохраняет общую  логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.

В основе курса лежат  следующие принципы:

- многократного повторения  для формирования не только  умения, но и  навыка

- доверия – мы доверяем  друг другу, не боимся переспросить

- уважения друг к  другу

Данная программа формирует  следующие умения:

- подчинять свою деятельность  правилам

- рисовать и срисовывать  по клеткам или образцу

- общаться друг с  другом и учителем

- отличать цвета и  геометрические фигуры, комбинировать  из них различные предметы

- умение составлять слова из букв, обобщать, анализировать и соотносить понятия (табл. 5).

Таблица 5

Тематическое  планирование занятий

№ занятия

Тема

Количество  часов

1

Вводное занятие

1

2

Попробуй, разберись!

1

3

Твой первый эксперимент

2

4

Продолжим наш  эксперимент

1

5

Ассоциации

1

6

А что тут  спрятано

1

7

Разрабатываем память

1

8

На что это  похоже

1

9

В гостях у сказки

1

10

Промежуточный итог

1

11

Учимся думать

1

12

Учимся думать

1

13

Заколдованные слова

1

14

Заколдованные слова

1

15

Заколдованные слова

1

16

И вновь сказки!

1

17

Волшебный лес

1

18

Умники и  умницы

1

19

Царство геометрических фигур

1

20

О чем  говорит линейка роста

1


 

Занятие 1. Вводное

Цели: познакомиться с  детьми, создать благоприятный психологический  климат в группе, познакомить детей с правилами на занятиях, сформировать интерес к занятиям.

Ход занятия:

I Организационный момент.

«Знакомство». Психолог представляется, говорит о том, что  отныне его встречи с ребятами будут частыми.

Для знакомства детям  необходимо встать в круг. Один из детей называет свое имя, говорит немного о себе, а потом бросает мяч другому и т.д. Когда все представились, предлагается выполнить то же самое, но рассказывая о человеке, который передал тебе мяч, т.е.назвать имя и то, что он рассказывал о себе.

II Основная часть занятия.

Когда все дети заняли свое место, объясняются правила  поведения на занятиях и линейки  роста: дети, которые будут работать в течение занятия хорошо и  самостоятельно, получат +2 балла, дети, старающиеся, но допускающие ошибки, получат +1 балл, кто не старался или баловался, не получают ни одного балла. Это необходимо для дополнительного мотивирования. Все набранные баллы помещаются в именные коробочки.

В заключение необходимо рассказать детям о том, что будет  необходимо на занятиях, а именно:

- тетрадь в клеточку

- цветные карандаши

- простой карандаш  и ручка

- клей и ножницы.

III Заключительная часть.

Занятие заканчивается  и детям желают успехов.

 

Занятие 2. Попробуй, разберись!

Цель: развитие когнитивной  сферы, концентрации внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться между различными видами деятельности.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Упражнение «Лабиринт»: детям предлагается отправится  в страну узоров и фигур,  но дорога туда очень засекречена, поэтому попадет туда только тот, кто сможет преодолеть лабиринт (прил. 4).

2. Упражнение «Узнай  по контуру»: детям раздаются  карточки с наложенными друг  на друга изображениями предметов.  Им необходимо перечислить все  изображенные предметы (прил. 5).

3. Упражнение «Слушай  хлопок»: дети свободно ходят  по комнате, но по хлопку  они должны остановиться и  превратиться в аиста, на два  хлопка – в лягушку, а на  три – снова можно свободно  ходить.

III Заключительная часть.

Нужно спросить у ребят, понравилось ли им на занятии, какие трудности они встретили, и подвести итог занятия.

 

Занятие 3. Твой первый эксперимент

Цель: развитие наглядно-образного  мышления, самоконтроля, умения действовать  по правилу, сформировать навык классифицировать предметы по свойствам.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Упражнение «Продолжи  узор»: в мире узоров и фигур  произошло несчастие и теперь  у всех изображений не хватает  второй половинки. Ее нужно  дорисовать (прил.6).

2. Физкультурная минутка:  нужно слушать задание воспитателя  и смотреть на карточки.

- До пяти считаем,  гирю выжимаем.

- Сколько клеток до  черты, столько раз подпрыгни  ты.

  - Сколько точек будет в круге, столько раз подымем руки.

  - Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.

- Приседаем столько  раз, сколько бабочек у нас.

3. Упражнение «Игра  с обручем»: детям дают карточки  с разнообразными фигурами, которые  они должны расположить так,  чтобы все округлые фигуры  были внутри обруча. Потом детям задают следующие вопросы:

- Какие фигуры лежат  внутри обруча?

- Какие фигуры лежат  вне обруча?

- Что общего между  фигурами в кругу? Вне круга?

III Заключительная часть.

Нужно спросить у ребят, понравилось  ли им на занятии, какие трудности  они встретили, и подвести итог занятия.

 

Занятие 4. Продолжим наш эксперимент

Цель: развитие наглядно-образного  мышления, произвольности, слухового  внимания.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть.

1. Упражнение «Продолжи  узор»: на прошлом занятии ребята начали работу с клетками. В этот раз надо восстанавливать вторую половинку дома (прил.7).

2. Игра «Пожалуйста»: все дети встают вкруг и  выбирают ведущего, который показывает  разнообразные движения, а остальные  дети должны их повторить, если  ведущий говорит «Пожалуйста». Кто ошибся, выбывает.

3. Упражнение: «Игра с  обручами»: дети продолжают игру, но на этот раз в обруче  должны оказаться все заштрихованные  и синие фигуры.

- Какие фигуры лежат  внутри обруча?

- Какие фигуры оказались  вне обруча?

- Что общего у предметов  в обруче? Вне обруча?

III Заключительная часть занятия.

Подведение итогов.

 

Занятие 5. Ассоциации

Информация о работе Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников