Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6

1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…...6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16

Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………...……………………………..……26

2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54

Выводы………………………………………………………………………...57

Заключение………………………………………………………………………….58

Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

Учебная игра воспитывает  культуру общения и формирует  умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности.

Превосходство игры над  другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.

Учебная игра является одним  из способов организации учебно-познавательной деятельности. Применение игр  в  обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.

Таким образом, игра может  быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.

1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников

Дошкольное детство  – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время  стремительно расширяются: рамки семьи  раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для  себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности / 26, с. 17/.

Психологи-педагоги выделяют следующие функции познавательного  процесса: внимание, речь, память и мышление.

Внимание в жизни  и деятельности человека выполняет  много различных функций. Оно  активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.

 Под вниманием понимается  направленность и сосредоточенность  психической активности на определенном  объекте при отвлечении от  других. Таким образом, этот  психический  процесс является условием успешного  осуществления любой деятельности  как внешней, так и внутренней, а его продуктом – его качественное выполнение.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное  и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в  виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние  или внутренние стимулы, несущие  в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное внимание складывается в результате обучения и воспитания.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т.д.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а  произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредотачивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.

Наконец, можно различать  чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано  с эмоциями и избирательной работой  органов  чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения  и переключения / 24, с. 417/.

Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окружающего мира. Речь – это процесс общения, опосредованный языком.

Основной единицей языка  считается слово. Оно имеет две  характеристики – предметную отнесенность и значение. Слово указывает на предмет, вызывая у человека образ этого предмета. К тому же слово выделяет в предметах наиболее существенные, главные признаки, абстрагируясь от второстепенного. Поэтому, одевая словом, человек усваивает сложную систему связей и отношений, в которую включен тот или иной предмет. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.

В дошкольном возрасте мотивом  активного овладения родным языком выступают растущие потребности  ребенка узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед школьником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

В дошкольном возрасте усложняются  связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное решение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от  конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения; 
        -  появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- ребенок постигает  законы родного языка в процессе  действий со словом; 
        - ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

- развивается регулирующая  функция речи, которая выражается  в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

- складывается планирующая  функция речи, когда она начинает  предварять решение практических  и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая  функция речи, выделение слова  как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание  форм языковой деятельности;

- речь становится особым  видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение  к ней;

- речь превращается  в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс  фонематического развития: ребенок  правильно слышит и произносит  звуки;

- возникают предпосылки  для овладения грамотой / 7, с. 381/.

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Память составляет совокупность процессов запоминания информации, сохранение или забывание ее, а  также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.

В дошкольном возрасте главным  видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны  с изменениями, происходящими в  разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах – восприятии и мышлении.

Важным моментом в  развитии памяти дошкольника выступает  появление личных воспоминаний. В  них отражаются существенные события  из жизни ребенка, его успехи в  деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Так, малыш может долго помнить нанесенную ему обиду, подарок ко дню рождения или то, как он вместе с дедушкой собирал прошлым летом землянику.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

- преобладает непроизвольная образная память;

- память, все больше  объединяясь с речью и мышлением,  приобретает интеллектуальный характер;

- словесно смысловая  память обеспечивает опосредованное  познание и расширяет сферу  познавательной деятельности ребенка;

- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом самого ребенка;

- формируются предпосылки  для превращения процесса запоминания  в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

- по мере накопления  и обобщения опыта поведения,  опыта общения ребенка со взрослыми  и сверстниками развитие памяти  включается в развитие личности / 24, с. 123/.

Мышление отражает предметы и явления действительности в  их существенных признаках, связях и отношениях. Оно опирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны.

Мышление имеет целенаправленный характер. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановкой вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция и обобщение. Анализ – это мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон, действий, отношений. Под синтезом понимается мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Сравнение – установление сходства и различия между предметами, явлениями или какими-либо признаками. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Абстракция состоит в вычленении каких-либо сторон объекта при отвлечении от остальных

В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны  с тем, что устанавливаются все  более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят к появлению развернутого мыслительного процесса – рассуждения, к бурному развитию мыслительных операций.

Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса  свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.

Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления.

Ребенок переходит к решению интеллектуальных задач. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления.

Другое важнейшее направление  в развитии мышления дошкольника  связано с изменением соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, что приводит ребенка к выводам, обобщенным представлениям.

Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым  понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать  в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам / 26, с. 119/.

У дошкольников игра является ведущей деятельностью. Дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребенком действительности. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности. Поэтому нельзя недооценивать значение игры в дошкольном возрасте.

Информация о работе Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников