Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6

1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…...6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………...9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16

Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………...……………………………..……26

2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………...26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…...27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………...35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54

Выводы………………………………………………………………………...57

Заключение………………………………………………………………………….58

Список литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

     - б, я,  я, о, л, н

     - о, з,  р, а

     - а, с,  в, и, л

в.  - с, б, а, а, к, о

     - о, о,  р, к, а, в

     - ш, к, к, о, а

     - в, ь,  я, и, с, н

     - я, а,  ц, з

2. Игра «Угадай животное»:  дети встают в полукруг. Одному  ребенку педагог сообщает на  ухо название животного, и он  должен изобразить его без  слов, используя только мимику  и жесты. Тот из ребят, кто первым догадался и назвал животное, показывает следующим. А предыдущий участник загадывает ему это животное. Игра длится до тех пор, пока каждый из детей не примет участие в качестве изображающего.

3. Упражнение «Найди  соотношение»: педагог объясняет  детям задание и разбирает с ними на доске несколько пар соотношений, после чего они пытаются самостоятельно устно найти соотношение.

а. Лошадь / жеребенок;

    Корова / пастбище, рога, молоко, теленок, бык

б. Яйцо / скорлупа

    Картофель  / курица, огород, капуста, суп

в. Ложка / каша

    Вилка / масло,  нож, тарелка, мясо, посуда

г. Коньки / зима

    Лодка / лед,  каток, весло, лето, река.

III Заключительная часть. Подведение итогов.

 

Занятие 15. Заколдованные  слова

Цель: развитие когнитивной  сферы и внимания.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Анаграммы: необходимо  расшифровать слова и назвать  их одним словом.

а. ь, о, ч, н      б. й, е, н, и

    ч, е, е,  р, в         д, а, р, г

    у, о, р,  т          с, н, г, е

    н, е, д, ь          ь, д, д, о, ж

2. Физкультурная минутка:  дети повторяют стихи и выполняют  упражнения.

Вышли мышки как-то раз (шаги на месте)

Поглядеть, который час (повороты вправо и влево, пальцы рук  перед глазами в виде трубочки)

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой)

Мышки дернули за гири (наклоны вперед, разгибаемся, руки поднимаем вверх)

И присели – три, четыре (приседание)

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон (бег  на месте)

3. Упражнение «Найди  соотношение»: детям напоминают  как работать и предлагают выполнить задания.

а. Пробка / плавать

    Камень / пловец, тонуть, гранит, возить

б. чай / сахар

    суп / вода, тарелка, крупа, соль

в. Дерево / сук

    Рука / топор,  перчатка, нога, работа

г. Дождь / зонтик

    Мороз / полка,  холод, сани, зима

4. Активная игра «Ой,  ой, ой…»: дети встают в круг, рассчитываются  и запоминают свой номер. Ведущий  стоит в центре круга, называет  два любых номера. Дети, чьи имена  прозвучали, хлопают себя ладошками  по коленям со словами «Ой,  ой, ой…» и быстро меняются словами. Задача ведущего – успеть занять одно из их мест. Кто не успел, становится ведущим.

III Заключительная часть. Подведение итогов.

 

Занятие 16. И вновь сказки!

Цель: развитие когнитивной  сферы, навыков комбинирования и  коммуникации.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Упражнение «Заколдованный  сказочный герой»: детям необходимо  соединить точки по порядку,  чтобы расколдовать героя. Когда  задание выполнено, дети рассказывают, где встречается этот герой  (прил. 15).

2. Пазлы: перед детьми на столе рассыпаны пазлы. Задача – собрать картинку, работая вместе. После того, как дети закончат, педагог обсуждает с ними, что было трудно, что легко, что понравилось, а что нет, легко ли было работать вместе.

3. Упражнение «Изобрази предмет»: одному из детей на ушко педагог говорит слово, а тот должен молча изобразить его. Кто угадал, показывает следующий предмет. При этом детям загадывают волшебные предметы из сказок или сказочных героев.

III Заключительная часть. Подведение итогов.

 

Занятие 17. Волшебный  лес

Цель: развитие когнитивной  сферы, внимания и мелкой моторики рук.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Логические задачи: детям предлагают решить несколько  задач, как они уже умеют.

а. Ежик и белочка делали запасы на зиму. Они собирали в лесу грибы и орешки. Что собирала белочка, если известно, что она не собирала грибы?

б. Зайчик, лисенок и  мышонок играли на полянке. У одного из них была машинка, у другого  – мяч, у третьего – скакалка. Кто во что играл, если зайчик не играл с машинкой и мячом, а мышонок не играл со скакалкой и машинкой?

в. Медвежонок и зайчонок кушали ежевику и малину. Кто что  ел, если известно, что зайчонок не любит  малину.

2. Физкультурная минутка  «Прогулка»:

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке

По тропинке побежим, до лужайки добежим

На лужайке, на лужайке  мы попрыгаем как зайки

Стоп. Немного отдохнем и домой пешком пойдем.

3. Упражнение «Повтори  рисунок»: детям дают рисунок, предлагают назвать, какой лесной житель там изображен, и нарисовать такого же у себя в тетрадях (прил. 16).

III Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

 

 

Занятие 18. Умники и умницы

Цель: развитие когнитивной  сферы и внимания.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Упражнение «Реши  примеры»: сегодня детям предлагают  решать примеры, но не обычные  с цифрами, а графические –  с примерами. Дети первые примеры  разбирают вместе с педагогом,  чтобы понять принцип работы, а оставшиеся – самостоятельно (прил. 17).

2. Игра «Четвертый  лишний»: детям показывают картинки, на которых изображены 4 предмета. 3 из них можно назвать одним  словом или выделить у них  один общий признак, а один  является лишним. Задача найти  лишний предмет и объяснить свой выбор, назвав одним словом три остальных предмета. Дети отвечают по очереди, сидя на своих местах.

3. Игра «Как было  раньше»: выбирается ведущий,  который на несколько минут  отворачивается от всех остальных.  Участники игры в это время встают в ряд. Ведущий поворачивается, смотрит на них в течение нескольких секунд, затем снова отворачивается. Игроки в это время меняются местами. Когда ведущий снова повернется и посмотрит на них, игроки уже должны стоять в другой последовательности. Задача ведущего быстро запомнить, как было раньше, и правильно расставить ребят. Если он не ошибается, то продолжает игру, если ошибся, то встает в общий ряд, а на место ведущего выбирается другой ребенок.

III Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

 

Занятие 19. Царство  геометрических фигур

Цель: развитие когнитивной  сферы, навыков комбинирования, мелкой моторики руки.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Упражнение «Разложи  по ящичкам»: перед детьми ящик  с ячейками, в которые дети должны разложить квадраты, круги, треугольники и ромбы. Но нужно разложить эти фигуры так, чтобы порядок фигур в ящичке ни в одном ряду не повторялся.

2. Физкультурная минутка:  дети повторяют слова вместе  с ведущим и выполняют упражнения:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три  хлопка,

Головой три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

3. Задание «Серьезное»:  детям раздаются листочки с  изображением геометрических фигур. Задача – раскрасить все треугольники в желтый цвет, все четырехугольники – в синий, круги – в красный. После этого дети вырезают фигуры и комбинируют из них дом, машину, цветок.

III Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

 

Занятие 20. О  чем говорит линейка роста

Цель: развитие творческого  мышления, мелкой моторики руки, подведение итогов.

Ход занятия:

I Организационный момент.

II Основная часть занятия.

1. Беседа по итогам  курса: педагог с детьми подводит  итоги и спрашивает, чему они  научились за это время. Вместе смотрят на линейку роста и делают вывод об успешности каждого ребенка. Дети рассказывают свои впечатления, что им было легко, что сложно.

2. Изготовление открытки: каждому ребенку дают по одному  листу А4, сложенному пополам и  предлагают приготовить поздравительные открытки друг для друга.

3. Пожелания добра:  когда дети изготовили открытки, все садятся в круг. Педагог  предлагает каждому по очереди  пожелать кому-либо из ребят  что-то хорошее и подарить ему  открытку. Свою открытку педагог тоже дарит одному из ребят (самому старательному или тому, кто остался без открытки) с добрыми пожеланиями для него и для всех ребят.

 III Заключительная часть занятия.

Психолог благодарит детей за работу в течение занятий. В завершение занятия все встают и аплодируют руг другу.

 

2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию игровых технологий

В ходе целенаправленной работы по внедрению игр в процесс  обучения на уроках у большинства  учащихся отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желание и способности учиться. Появилось внимание школьников к своим особенностям, способностям, повысилась успеваемость, улучшилось их эмоциональное состояние.

По окончании курса  был проведен ряд тестов на выявление:

1. Уровня активности  познавательной деятельности

2. Зрительной памяти

3. Слуховой памяти

4. Двигательной памяти

5. Речи

6. Мышления

7. Внимания (табл. 6)

Таблица 6

Уровень развития познавательной деятельности дошкольников

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

1. Саша Б.

С

В

С

В

В

В

В

2. Миша Б.

В

С

С

В

С

С

С

3. Никита Бус.

В

В

В

В

В

В

В

4. Никита Б.

С

В

С

В

С

В

В

5. Владимир В.

С

С

Н

С

С

С

С

6. Анна Г.

В

В

С

В

С

С

В

7. Рита Г.

В

С

С

В

С

В

С

8. Никита Е.

С

С

Н

С

С

С

Н

9. Ариша К.

В

В

Н

В

В

В

В

10. Денис К.

В

С

С

С

С

С

В

11. Дмитрий К.

С

С

Н

В

С

С

С

12. Дарья М.

В

В

В

С

В

В

В

13. Валерия Н.

В

С

В

С

В

В

В

14. Вевея О.

В

В

С

В

В

В

В

15. Владимир В.

С

С

С

С

С

Н

С

16. Валерия Р.

С

В

С

В

В

С

С

17. Алексей С.

С

С

Н

С

С

Н

С

18. Мария С.

В

В

С

В

В

В

В

19. Артем Т.

В

С

С

В

В

В

В

20. Арсений Т.

С

В

С

В

В

С

В

21. Алина Ю.

В

В

В

В

В

В

В

Информация о работе Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников