Влияние хореографического искусства и классического танца на развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание

Цель. Изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии.
Задачи. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
- определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;
- рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
-рассмотреть классический танец как неотъемлемую часть хореографического искусства
- определить воздействие работы в хореографическом коллективе на повышение активности детей

Содержание

Введение................................................................................................................3

Хореографическое искусство и его особенности.................................5

Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей…………………………………………………………………………....5
Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные и индивидуальные особенности в обучении...............................................6
Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе..........8


2. Классический танец – важная часть хореографического искусства.......12

2.1. Основные понятия движений классического танца...................................12
2.2 Влияние экзерсиса классического танца на вырабатывание навыков техники ног, культуры жеста и осанки...............................................................15

3. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей....................................................21

Заключение...........................................................................................................28

Литература.........................................................

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 63.46 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСКВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  МУЗЫКАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА И КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Курсовая  работа по дисциплине «Теория и история художественного образования»

 

 

Исполнитель:

Студентка 2 курса, 206 группы

дневного  отделения 

профиль «050610 – Хореографическое образование»

 

Оценка_____________

 «__» _______________2010 г.

 

Руководитель ________________

 

 

Научный руководитель:

Кандидат  философских наук

Профессор Забара Людмила Ивановна

 

ЕКАТЕРИНБУРГ 2010

 

Содержание

 

Введение................................................................................................................3

 

  1. Хореографическое искусство и его особенности.................................5

 

    1. Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей…………………………………………………………………………....5
    2. Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные и индивидуальные особенности в обучении...............................................6
    3. Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе..........8

 

 

     2. Классический танец – важная часть хореографического искусства.......12

 

2.1. Основные  понятия движений классического  танца...................................12

2.2 Влияние экзерсиса классического танца на вырабатывание навыков техники ног, культуры жеста и осанки...............................................................15

 

    3. Методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на повышение активности детей....................................................21

 

Заключение...........................................................................................................28

 

Литература.............................................................................................................30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Танцы – неотъемлемая часть нашей жизни. Еще в давние времена эта дисциплина не уступала по важности точным наукам. Ведь для того, чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью, ему просто необходимо всестороннее развитие. А благодаря танцам и музыке дети начинают быстрее познавать мир и себя в этом мире, развивают внимание, волю, коммуникабельность и, конечно, музыкальность. Танцы помогают детям быть выносливее и успешнее в учебе, снимают напряжение и расслабляют душу и тело.

В процессе занятий танцами у ребенка задействовано все его тело, начиная пальцами рук и ног и заканчивая позвоночником. Нагрузка распределяется по всем мышцам, а это препятствует перегрузкам и развивает весь организм ребенка. Движение раскрепощает и через короткое время вы заметите, что в вашем ребенке практически не осталось застенчивости, угрюмости и неуклюжести. Укрепляются сердечные мышцы и увеличивается объем легких, улучшается координация движений, формируются хорошие пропорции тела, красивая осанка и гибкость. Немаловажную роль играют танцы и в психологическом плане. Ребенок будет расти общительным, исчезнет стеснительность в общении с противоположным полом и вырастит самооценка, а значит и уверенность в себе и своих силах.

Они любят  искусство танца и посещают занятия  в течение достаточно длительного  времени, проявляют настойчивость  и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические  средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии  имеют возможность проводить  большую воспитательную работу.

Актуальность исследования. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.

Объект исследования - педагогические основы в хореографическом искусстве. Предмет исследования - особенности воспитания детей искусством хореографии и классическим танцем.

Цель. Изучение особенностей воспитания детей искусством хореографии.

Задачи. Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:

- определить  роль хореографического искусства  в воспитании культуры детей;

- рассмотреть  хореографическое искусство как  средство эстетического воспитания  детей;

-рассмотреть  классический танец как неотъемлемую  часть хореографического искусства

- определить воздействие работы в хореографическом коллективе на повышение активности детей

Методы исследования - анализ и обобщение.

Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии.

Структура курсовой работы. Курсовая работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников. 
1 Хореографическое искусство и его особенности

 

1.1 Хореографическое искусство  как средство эстетического воспитания  детей

 

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство  является важнейшим аспектом эстетического  воспитания. Хореография - это мир  красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть  это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие  их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия  и балет», бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого  движения, быстрой мозговой реакции  и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» [12, с. 112]. В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и  обогащают их духовно. Это гармоничное  занятие привлекает и детей, и  родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и  в быту. Эти качества годами воспитываются  педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

Чувство ответственности, так необходимое  в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в  зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

Аккуратность  в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний  вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения  самой обыкновенной одежды.

Воспитание  этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно  видеть, что дети из хореографического  класса никогда не пройдут впереди  старшего, мальчики подадут руку при  выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое  качество в характере детей, и  занятия хореографией решают эти  задачи.

Хореографическое  искусство у ребенка является дополнением и продолжением его  реальной жизни, обогащая ее. Занятия  этим искусством приносят ему такие  ощущения и переживания, которых  он не мог бы получить из каких-либо иных источников [10, с. 110].

Творческая  личность - важнейшая цель как всего  процесса обучения, так и эстетического  воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому  творчеству, невозможно решить важнейшую  задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством  эстетического воспитания готовит  детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей  потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и  хороший вкус к нему.

 

    1. Воспитание детей искусством хореографии, их возрастные и индивидуальные особенности в обучении

 

 

Воспитательная  работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы  организационно-педагогических и художественно-исполнительских  мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная  организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной  деятельности, но и обеспечение педагогического  процесса в целом.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением  детей в художественно-исполнительскую  деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его  как исполнителя. Второй уровень  воспитания - это формирование ребенка  как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей  культуры.

Родители  отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих  здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического  вкуса. Поэтому отношение детей  к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок  воспринимает, запоминает и выполняет  то, что его интересует, привлекает [9, с. 34].

Воспитательная  работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

 

1.3 Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе

 

Формы и  методы воспитательной работы могут  быть различными и зависеть от характера  и направленности творческой деятельности коллектива [6, с. 94].

  1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.
  2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.
  3. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.
  4. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
  5. Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.
  6. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.
  7. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
  8. Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.
  9. Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.
  10. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).
  11. Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
  12. Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов.
  13. Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе.

Информация о работе Влияние хореографического искусства и классического танца на развитие детей