Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:57, дипломная работа

Описание

Сформулируем гипотезу нашего исследования: включенность младшего школьника в систему дополнительного образования стимулирует развитие познавательной активности, является средствам ее развития и средой оптимизирующей развитие такой активности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Обнаружить основные характеристики познавательной активности младшего школьника.
Выявить особенные присущие дополнительному образованию способы и формы стимулирования развития познавательной активности младшего школьника.
Изучить развитие познавательной активности младших школьников включенных в систему дополнительного образования и не включенных в систему дополнительного образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как педагогический феномен
§1. Сущность понятия «познавательная активность»…………………….7
§ 2. Влияние некоторых психических процессов на развитие познавательной активности младшего школьника………………………14
Выводы по 1 главе………………………………………………………….18
Глава 2. Учреждение дополнительного образования как субъект современного образования
§ 1. О становлении и развитии системы
дополнительного образования…………………………………………….20
§ 2. Образовательная среда и дополнительное образование…………….25
§ 3. Функции дополнительного образования……………………………..40
Выводы по 2 главе………………………………………………………….57
Глава 3. Экспериментальное исследование
познавательных процессов младшего школьника
§ 1. Организация и методика исследования………………………………59
§ 2. Интерпретация результатов
экспериментального исследования………………………………………..64
Выводы по 3 главе………………………………………………………….98
Заключение…………………………………………………………………99
Литература………………………………………………………………...102

Работа состоит из  1 файл

диплом4.doc

— 643.00 Кб (Скачать документ)

  Из 27 испытуемых, выполняя  задание в двух вариантах, 11 человек  уложились в одну минуту. Остальные 16 учащихся затратили на выполнение заданий больше времени. Например, Ксюша Я., выполняя задание, долго не могла сосредоточиться, часто отвлекалась, забывала числа, которые называла. Во втором  варианте задания появились трудности с обратным счетом – забыла обратный счет.

Рома Г., Ксюша О., Аня  С. и Настя Ж., выполняя данное задание, как видно из таблицы, с трудом сосредоточились на первом варианте задания. Сосредоточившись, им не составило  труда выполнить второй вариант  задания, который был несколько труднее, затратив меньше времени.

Для определения уровня устойчивости внимания, мы выбрали  понятия «высокий», «низкий», «средний». Первому понятию соответствует  время, которое было затрачено на выполнение задания, равное менее, чем минута, второму понятию соответствует время, которое было затрачено на выполнение задания, равное более, чем минута, а время выполнения задания равное 1 минута – средний уровень.

Уровень развития внимания у детей экспериментальной  группы.

Таблица 2.

    ИМЯ

      УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

Вероника Е.

Средний

Алиса Т.

Средний

Платон К.

Низкий

Антон Е.

Высокий

Френк К.

Средний

Вика Р.

Средний

Марина К.

Низкий

Аня С.

Высокий

 Павел А.

Средний

Дарья П.

Средний

Катя К.

Средний

Саша П.

Средний

Дима К.

Высокий

Настя Ж.

Средний

Валя Ш.

Средний

Женя К.

Низкий

Алеша Б.

Средний

Роман С.

Средний

Максим А.

Средний

Максим Х.

Средний

Виталий А.

Средний

Даша П.

Низкий

Ксюша О.

Средний

Ксюша Я.

Низкий

Саша Г.

Средний

Рома Г.

Средний

Юля Т.

Средний


 

Устойчивость внимания находится на высоком уровне только у 3 детей. Это: Аня С., Антон Е. и  Дима К.

Время выполнения задания учащимися контрольной  группы.

Таблица 3.

    ИМЯ

     ПРЯМОЙ СЧЕТ

  ОБРАТНЫЙ СЧЕТ

Денис А.

1 минута 30 секунд

1 минута 10 секунд

Алена А.

55 секунд

55секунд

Мелис А.

1минута 9 секунд

1 минута 4 секунды

Сергей Б.

1 минута 20 секунд

1 минута 38 секунд

Ульяна Б.

1 минута 2 секунды

1 минута

Сергей Б.

49 секунд

1 минута 14 секунд

Денис В.

1 минута 33 секунды

1 минута 14 секунд

Юля В.

1 минута 50 секунд

1 минута 26 секунд

Ольга Г.

55 секунд

1 минута 8 секунд

Аня Д.

1 минута 15 секунд

1 минута 9 секунд

Мария Е.

1 минута 10 секунд

1 минута

Коля Е.

1 минута 13 секунд

1 минута 12 секунд

Алексей М.

1 минута 40 секунд

1 минута 15 секунд

Максим П.

2 минуты 5 секунд

2 минуты

Артем П.

2 минуты 40 секунд

2 минуты 10 секунд

Ольга П.

1 минута 30 секунд

2 минуты 20 секунд

Алексей П.

50 секунд

50 секунд 

Лиза С.

2 минуты

1 минута 35 секунд

Валя С.

1 минута 15 секунд

1 минута

Миша Т.

55 секунд 

55 секунд

Раиль Т

2 минуты

2 минуты 5 секунд

Мария Т.

2 минуты 20 секунд

1 минута 15 секунд

Павел Т.

2 минуты 15 секунд

2 минуты

Руслан Ш.

2 минуты

1 минута 20 секунд

Сенада Я.

1 минута 20 секунд

1 минута 10 секунд 

Сергей Я.

1 минута

1 минута

Иван С.

59 секунд

55 секунд


 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень развития внимания у детей контрольной  группы.

Таблица 4.

 ИМЯ

   УРОВЕНЬ  РАЗВИТИЯ

 Денис А.

Низкий

Алена А.

Высокий

Мелис А.

Низкий

Сергей Б.

Низкий

Ульяна Б.

Средний

Сергей Б.

Средний

Денис В.

Низкий

Юля В.

Низкий

Ольга Г.

Средний

Аня Д.

Низкий

Мария Е.

Средний

Коля Е.

Низкий

Алексей М.

Низкий

Максим П.

Низкий

Артем П.

Низкий

Ольга П.

Низкий

Алексей П.

Высокий

Лиза С.

Низкий

Валя С.

Средний

Миша Т.

Высокий

Раиль Т

Низкий

Мария Т.

Низкий

Павел Т.

Низкий

Руслан Ш.

Низкий

Сенада Я.

Низкий

Сергей Я.

Средний

Иван С.

Высокий


 

Сравнивая таблицы 1-4, мы видим, что у детей посещающих УДО уровень развития внимания развит лучше, чем у детей контрольной  группы.

 Анализ результатов  использования методики «Оперативная  память», диагностирующей уровень развития кратковременной памяти у младших школьников экспериментальной группы и контрольной, представлены в таблицах 5 и 6.

Для определения уровня кратковременной памяти, мы выбрали  понятия «высокий», «низкий» и «средний», где первое понятие соответствует норме, т. е. 10 правильно найденным суммам, второму понятию соответствует число найденных сумм не соответствующее норме, а число найденных сумм приближенных к норме, т. е. 8 или 9 сумм – средний уровень.

Уровень развития кратковременной памяти детей

экспериментальной группы.

Таблица 5.

      Имя

Число правильно      найденных  сумм чисел

в 10 рядах

  Уровень развития

Вероника Е.

8

Средний

Алиса Т.

4

Низкий

Платон К.

3

Низкий

Антон Е.

9

Средний

Френк К.

3

Низкий

Вика Р.

8

Средний

Марина К.

7

Низкий

Аня С.

3

Низкий

 Павел А.

10

Высокий

Дарья П.

5

Низкий

Катя К.

6

Низкий

Саша П.

3

Низкий

Дима К.

4

Низкий

Настя Ж.

2

Низкий

Валя Ш.

9

Средний

Женя К.

0

Низкий

Алеша Б.

6

Низкий

Роман С.

9

Средний

Максим А.

3

Низкий

Максим Х.

7

Низкий

Виталий А.

3

Низкий

Даша П.

10

Высокий

Ксюша О.

3

Низкий

Ксюша Я.

3

Низкий

Саша Г.

6

Низкий

Рома Г.

5

Низкий

Юля Т.

6

Низкий


 

Из таблицы 5 видно, что  из 27 человек экспериментальной  группы 2 детей имеет высокий уровень  развития такого свойства памяти, 5 человек средний уровень и 19 человек низкий уровень.

Следовательно, у испытуемых такое свойство памяти, как кратковременная  память, развита недостаточно хорошо.

Уровень развития кратковременной  памяти детей

контрольной группы.

                            Таблица 6.

        Имя

Число правильно      найденных сумм

   Уровень развития

Денис А.

9

Средний

Алена А.

          8

Средний

Мелис А.

3

Низкий

Сергей Б.

5

Низкий

Ульяна Б.

4

Низкий

Сергей Б.

6

Низкий

Денис В.

5

Низкий

Юля В.

8

Средний

Ольга Г.

9

Средний

Аня Д.

1 0

Высокий

Мария Е.

2

Низкий

Коля Е.

3

Низкий

Алексей М.

7

Низкий

Максим П.

4

Низкий

Артем П.

8

Средний

Ольга П.

2

Низкий

Алексей П.

4

Низкий

Лиза С.

2

Низкий

Валя С.

2

Низкий

Миша Т.

9

Средний

Раиль Т.

1

Низкий

Мария Т.

0

Низкий

Павел Т.

3

Низкий

Руслан Ш.

4

Низкий

Сенада Я.

2

Низкий

Сергей Я.

1

Низкий

Иван С.

10

Высокий

Информация о работе Учреждения дополнительного образования как составная часть системы развития познавательной активности младшего школьника