Учёт гендерного аспекта детей младшего дошкольного возраста в игре как условие их успешной социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Содержание

Глава 1. Теоретические вопросы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры.
Общие понятия процесса социализации…………………….
Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования гендерной идентичности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………
Игра как средство гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………
Глава 2. Изучение особенностей гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2.1 База, организация и методы исследования гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста……………………………………….
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………………
2.3 Разработка программы гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством игры…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

ИСПРАВЛЕННАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

В возрасте 2-3 лет  дети начинают понимать, что они  либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В  возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется  гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка[22].

Детский сад  является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым  обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни[19].

В дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения  в психике ребенка. Игру в жизни  детей трудно переоценить. Именно в  игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр. Русский народ мудр, в созданных им играх тренируются смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями участников игр и т.д. К сожалению, на замену этим играм приходят игры компьютерные, статичные и чаще всего упражняющие негативные проявления личности[18].

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков  и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерной социализации, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину[21].

Таким образом, методологической основой составления данной развивающей программы являются идеи Л.И. Божовича, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна и др.

Целью программы является создание благоприятных условий гендерной социализации посредством игры .

Задачи:

    • вовлекать девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность;
    • воспитывать гендерную культуру в процессе игры;
    • осуществлять дифференцированный подход, учитывая гендерные особенности мальчиков и девочек.

Методы: непосредственно  образовательная деятельность, игры( сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, свободная игровая деятельность).

Направление работы.

 Работа направлена  на использование активных методов  педагогики с целью развития  у детей младшего дошкольного  возраста гендерной социализации в игре, применению навыков в социальной среде сверстников.

Общие требования.

 Воспитатель  должен знать индивидуальные возможности, и особенности каждого ребёнка, поддерживать и подбадривать в случае неудач, вселять уверенность в своих силах. Непосредственно участвовать в игровой деятельности, своим примером направлять игру в нужное русло, не скупиться на эмоции тем самым создавать эмоциональный комфорт  в процессе реализации программы.

Выводы по второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.                 Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.

2.                 Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

3.                 Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.

4.                 Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе "Детство". - Издательство: "Детство-Пресс", 2010. -288 с.

5.                 Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208 с.

6.                 Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. - 128 с.

7.                 Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.

8.                 Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

9.                 Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.

10.            Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.

11.            Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. проф. учеб. Заведений.- Издательство: "Академия", 2010. - 416 с.

12.            Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.

13.            Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009. - 208 с.

14.            Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994. - 102 с.

15.            Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.

16.            Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.

17.            Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.

18.            Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 67 с.

19.            Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006. - 88 с

20.            Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. - Издательство: "Детство-Пресс", 2009. - 64 с.

21.            Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с.

22.            Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.

23.            Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.

24.            Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. - 176

 

 

 


Информация о работе Учёт гендерного аспекта детей младшего дошкольного возраста в игре как условие их успешной социализации