Учёт гендерного аспекта детей младшего дошкольного возраста в игре как условие их успешной социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Содержание

Глава 1. Теоретические вопросы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры.
Общие понятия процесса социализации…………………….
Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования гендерной идентичности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………
Игра как средство гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………
Глава 2. Изучение особенностей гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2.1 База, организация и методы исследования гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста……………………………………….
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………………
2.3 Разработка программы гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством игры…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

ИСПРАВЛЕННАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Ежегодно в  ДОУ  проводится заседание круглого стола, на котором педагоги знакомят родителей с режимом дня,  советуют начинать знакомство малыша с детским садом в летний период , когда  деятельность детей переносится на участок. Объясняют родителям, что в целях сохранения психофизического здоровья ребенка необходимо  приучать малышей постепенно, оставляя его в группе  на несколько часов в день. Родителям раздаются памятки.

   Для коррекционной  работы с детьми, имеющими отклонения  в речевом развитии, используется  программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи Т. Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

    Педагогическим  коллективом в работе с детьми, используется один из видов  инновационной деятельности, - метод  проектов. Педагоги ведут исследовательскую  деятельность по следующим проблемам:

внедрение технологий совместного проектирования взрослых и детей как одной из форм поисковой  деятельности»

сохранение  и укрепление психофизического здоровья дошкольника

воспитание  у них потребности в здоровом образе жизни

тесное взаимодействие педагогов с детьми и родителей в  создании единого пространства развития ребенка, в подготовке его к школе. Проектный метод дает ребенку широкие возможности для исследования и познания окружающего мира.  Разработаны  и  реализованы  проекты:

 « Белая  берёзка» 2010г.  «Мастирилка» ;  «Дизайн  и дети»,; « Маленькие Россияне»; 

 « Здоровый  ребенок»  « Курочка ряба »  « Что было до?», « Волшебница  вода»  «Волшебный квадрат», «Юный  астролог», «Неизведанное рядом», «Что означают ваши имена»и  многие другие.

 Результаты  проектов позволяют раскрыть  творческие способности ребенка,  раскрыть его  внутренний потенциал,  активизировать работу с родителями.

Гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста, осуществлялась во второй младшей группе № 3 Экспериментальная группа состояла из 29 детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Цель: выявить особенности и условия гендерной социализации девочек и мальчиков 3-4 лет в игре.

          Задачи:

• выявить представления  детей об особенностях образа «Я»  мальчиков и девочек, мужчины и женщины;

• исследовать  своеобразие интересов и позицию  субъекта девочек и мальчиков  в игре;

• изучить отношение  родителей к игре как методу гендерного воспитания.

Диагностические методики: изучение уровня гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста осуществлялось с использованием следующих методик  Щетининой А.М.[23]: собеседование « Кто я?», тестовые задания «Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи?», анкетирование родителей « Моё отношение к гендерному воспитанию» (Приложение1).

Итогом проведения проделанной диагностической работы стало заполнение сводных таблиц, диаграмм с выведенными результатами исследования (Приложение2).

Описание методик:

Собеседование «Кто я?»

Цель — выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Беседа включает вопросы:

1.  Как тебя зовут?

2.  Ты мальчик или девочка?

3.  Мальчик и девочка — одинаковые или разные?

4.  В какие игры играют мальчики, в какие — девочки?

5.  С кем интереснее играть — с мальчиками или девочками?

6.  Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?

7.  Когда вырастешь, будешь мамой или папой (тетей или дядей)?

8.  Кто в твоей семье самый сильный?

9.  Кто в твоей семье самый красивый?

10.Что в семье  делают папа и мама?

Ключ: За каждый верный ответ ребенок получает 1 балл. Высокий уровень - 10 баллов, средний уровень – от 9 до 5 баллов, низкий уровень – меньше 5 баллов.

 

Тестовое  задание «Выбор игрушки»

Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.

Суть эксперимента заключается в том, что мальчикам  и девочкам предлагаются различные  игрушки (машинки, куклы, посуда, кубики, солдатики, скакалки и пр.). Ребенок  должен сначала назвать игрушки, потом разложить их в две коробки: в одну — игрушки для мальчиков, в другую — игрушки для девочек. Свои действия ребенок сопровождает пояснениями.

Ключ. Высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

Тестовое  задание «Назови, чьи вещи»

Цель: определение представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины), мужские (женские) и специфики их использования.

Суть методики: ребенку предлагаются вещи, которые  он характеризует как мужские  или женские (мамины или папины) и  объясняет, почему так считает. Ребенку  задают вопрос: «Назови, чьи вещи?». Материалом для эксперимента служат: бритва, галстук, гвоздь, отвертка, молоток, лак для ногтей, бигуди, помада, духи и т.д.

Ключ. Высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

Метод наблюдения: «Гендерная воспитанность».

 Цель: выявить реальные действия в игре, на прогулке, в раздевальной и определить их мужские и женские признаки и качества личности

Показатели  гендерной воспитанности детей младшего дошкольного возраста

Высокий уровень:

    • представления о своем половом образе адекватные, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола);
    • адекватные представления о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты;
    • наличие интереса к познанию ценностей гендерной культуры;
    • наличие представлений об элементарных правилах гендерного поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
    • наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
    • постоянство проявления мужских (женских) способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.
    • Средний уровень:
    • представления о своем половом образе не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);
    • представления о различиях полов частичные — о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола;
    • фрагментарные представления о правилах гендерного поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
    • наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
    • наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств;
    • отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.

Низкий уровень:

    • представления о своем половом образе не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);
    • отсутствие представлений о различиях полов;
    • отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей гендерной культуры;
    • частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
    • проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.

 

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим  институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в  личностном развитии детей дошкольного  возраста. Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного  воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.

Для выявления  знаний родителей о гендерной  социализации детей младшего дошкольного  возраста, нами было проведено анкетирование  среди родителей воспитанников  группы.

2.2  Количественный и качественный анализ результатов исследования

Рис. 1

Показатели

Количественный  показатель

% показатель

Собеседование

(15) средний уровень

(14) низкий уровень

(-) высокий уровень

52%

48%

0%

Тестовое задание  «Выбор игрушки»

(18)средний уровень

(11)низкий уровень

(-)высокий уровень

62%

38%

%

 

Тестовое задание  «Назови, чьи вещи?»

 

(6)средний уровень

(23)низкий уровень

(-)высокий уровень

 

21%

79%

0%


 

Качественный  анализ метода собеседования «Кто я?»

Результаты  исследования по данной методике показали, что у детей  данного возраста возникали небольшие трудности в ответах и доминирует средний уровень гендерной идентичности. Но тем не менее, дети достаточно уверенно относят себя к мужскому или женскому полу. По данным исследования, объясняя свою половую принадлежность, дети трех лет преимущественно ссылаются на утверждения своих родителей: «папа так сказал». Ещё, для них важными признаками, определяющими гендерную принадлежность, являются особенности внешнего вида (прическа, одежда): «у девочек косички», «у мальчиков волосики короткие», «у девочек юбочки». Для девочек привлекательными атрибутами женского пола являются различные аксессуары для прически, а также красивая одежда.

Качественный  анализ тестового задания «Выбор игрушки».

По данной методике также доминирует средний уровень представления детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению. Дети справлялись с заданием с небольшой помощью взрослых частично сопровождая действия пояснениями.

Качественный  анализ тестового задания «Чьи вещи?»

Результаты  данного тестового задания показали что дети младшего дошкольного возраста пока плохо ориентируются в назначении того или иного предмета, в частности многие из них выбирали предметы спонтанно, не объясняя для чего они предназначаются.  Мы предполагаем, что причиной низкого показателя могут быть возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

Уровень гендерной  воспитанности детей младшего дошкольного  возраста. (Наблюдения)

 Анализ дневника наблюдений показал, что в данной группе преобладает средний уровень гендерной воспитанности детей, представления о своём половом образе не всегда адекванные, больше ориентированы на образ взрослых, близких людей (отец, мать, старший брат, сестра), дети имеют частичные представления о некоторых характеристиках мужского и женского пола (дяди и тёти), практически не выполняют правила гендерного поведения, почти не проявляют внимание и заботу к взрослым своего и противоположного пола, в игровых и реальных ситуациях отсутствует стабильность проявления мужских и женских способов поведения.

Анализ анкетирования  родителей.

Проанализировав результаты анкетирования родителей, мы пришли к выводу, что  роль семьи в формировании гендерной социализации детей младшего возраста сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальным особенностям личностного развития девочек и мальчиков дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности. Нами, в результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание, гендерная социализация, и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления, как осуществлять гендерное воспитание младших дошкольников.

2.3     Разработка программы гендерной  социализации детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством игры.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни  – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Информация о работе Учёт гендерного аспекта детей младшего дошкольного возраста в игре как условие их успешной социализации