Учёт гендерного аспекта детей младшего дошкольного возраста в игре как условие их успешной социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Содержание

Глава 1. Теоретические вопросы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры.
Общие понятия процесса социализации…………………….
Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования гендерной идентичности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………
Игра как средство гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………
Глава 2. Изучение особенностей гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2.1 База, организация и методы исследования гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста……………………………………….
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………………
2.3 Разработка программы гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством игры…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

ИСПРАВЛЕННАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Рег. № ______

              Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

  “Восточно-Сибирская государственная  академия  образования”

Педагогический институт

Кафедра социальной педагогики и психологи

                                                             

                                                              Направление: 050700  Педагогика                                         

                                                                           Профиль:  Социальная педагогика

 

                                                                           Форма обучения: заочная, курс 3

 

 Тиминская  Светлана Васильевна

Учёт  гендерного аспекта детей младшего дошкольного возраста в игре как условие их успешной социализации.

 

Курсовая  работа

                                                          Научный руководитель:

                                                  Иванова Т.В. к.п.н.

Дата предоставления научному руководителю _________________

Дата защиты _____________________________________________

Защищена на     ___________________________________________

 

 

Иркутск 2012

 

                                                       Оглавление

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические  вопросы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры.

    1. Общие понятия процесса социализации……………………. 
    2. Роль семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования гендерной идентичности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………
    3. Игра как средство гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………

Глава 2. Изучение особенностей гендерной социализации детей  младшего дошкольного возраста посредством игры, в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2.1     База, организация  и методы исследования гендерной  социализации детей младшего  дошкольного возраста……………………………………….

2.2     Анализ результатов констатирующего эксперимента………………

2.3     Разработка  программы гендерной социализации  детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством игры…………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования.

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое  количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Организуя гендерное  воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка[9].

Нейропсихологии, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной  устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что по мнению исследователей (С. А. Марутян, П. В. Плисенко, Т. А. Репиной, Л. Г. Таранниковой, С. В. Шаповаловой и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки-нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т. А. Репина )

Объект исследовании – игра детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – гендерные особенности детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить  возможности игры как  условия для успешной гендерной  социализации детей младшего дошкольного  возраста.

Определение объекта, предмета, и цели исследования, предварительное изучение психолого- педагогической литературы, позволили нам сформулировать рабочую гипотезу: гендерная социализация детей младшего дошкольного возраста в условия дошкольного образовательного учреждения  будет успешна при использовании игровой деятельности.

Исходя из цели и гипотезы были определены следующие задачи:

- проанализировать состояние проблем гендерной социализации в литературе. Определить зависимость гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста от процесса игры;

- изучить гендерные  особенности детей младшего дошкольного возраста;

- разработать  программу гендерной социализации  детей младшего дошкольного возраста  посредством игры.

Для решения  поставленных задач использовались различные методы исследования:

1.Теоретические  методы исследования – анализ, синтез, которые позволили выявить специфические стороны исследуемого процесса, определить и обосновать деятельность по гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста.

2.Эмпирические  методы – собеседование, оценка, тестовые задания процесса игры с помощью методики Щетининой А.М., анкетирование родителей. Практическая значимость проведения исследования заключается в разработке программы гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры.

База исследования: г.Зима, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 11», вторая младшая группа № 3, 29детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  вопросы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры.

    1. Общие понятия процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.

 С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

     Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно  усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

    Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом[13].

 По нашему  мнению, в настоящее время, когда  научно-технический прогресс достиг  высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

 

 Социализация  – процесс приобщения людей  к достижениям человеческой цивилизации,  процесс усвоения и воспроизводство людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми – личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни[19].

Социализация  – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся  в ней необходимыми и желательными[19].

   Социализация  — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность, распредмечивание форм культуры и цивилизации. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс.

  Различные  аспекты социализации с учетом  макро-, микро-, мезофакто-ров получили отражение в работах С.А. Рубинштейна, JI.C. Выготского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко.

  Особенности  социализации ребенка с раннего возраста в зависимости от региональных условий, традиций и обычаев обосновываются в последние десятилетия в работах Г.Н. Волкова, Н.Д. Никандрова, Е.Н. Шиянова, , P.M.Гранкиной и др.

           Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность.

Задачей целенаправленной работы по социализации считается формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, способной к самореализации, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

В общем понимании  социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности.

Возникает необходимость  раскрыть особенности и специфику  процесса социализации ребенка дошкольного  возраста. Важно выявить, какие факторы и механизмы оказывают влияние на процесс социализации ребенка. Из чего складывается социальная компетентность ребенка-дошкольника[19].

Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение её с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.

Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка  были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.

Особый социальный феномен на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е.А. Аркина, Л.Б. Эльконина  и др. Влияние социальной среды: семьи, ДОУ и др. на развитие личности ребёнка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В.В. Абраменковой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.

В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Французский социолог

 Э. Дюркгейм  одним из первых обративший  пристальное внимание на проблему  социализации, подчёркивал, что любое  общество стремится сформировать  человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Информация о работе Учёт гендерного аспекта детей младшего дошкольного возраста в игре как условие их успешной социализации