Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить наиболее эффективные формы и методы организации трудового воспитания и профориентации школьников в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.
1.1. Трудовое воспитание. Принципы и содержание трудового воспитания…6
Глава II.
2.1. Понятие профориентации…………………………………………………...11
2.2. Цель, принципы и задачи развития системы профессиональной ориентации школьников………………………………………………………...13
3. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации……………………………15
4. Проблемы профессиональной ориентации школьников…………………...18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Курсач-Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.docx

— 83.84 Кб (Скачать документ)

 

  • перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие основных возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста, в том числе путем освоения смежных профессий);

 

  • обновление (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, оплате, режиме и организации труда, сроках и содержании профессионального обучения, перспективах трудоустройства);

 

  • доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);

 

  • привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

 

 

    Информация, которая характеризуется указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых сведений о реальных объектах профессиональной подготовки и трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности и пассивности. Информирование о профориентации мобилизует силы и активность школьника к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий. [8.с.61]

 

 

 

Заключение

     В заключении можно сделать следующий вывод, что воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании школьников наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, этического или телесного) большего вреда обществу нанести невозможно.

 

    Трудовая деятельность является одним из основных факторов воспитания личности. Когда ребенок включается в трудовой процесс, он полностью меняет представление о себе и о мире, который его окружает. А учитель в свою очередь обязан поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие.

   

     В последнее время в большинстве школ трудовая деятельность школьников находится на низком уровне. Это, как правило, связано с общей социально-экономической ситуацией в стране и с общим развитием социума. В связи со всем этим трудовое воспитание нуждается в коренном изменении. Трудовое воспитание должно взять на себя более широкую функцию, чем простая подготовка школьников к производственной работе, но ни в коем случае не исключая ее.

  

  Также существует актуальность проблемы трудового воспитания в семье. Труд является главным воспитателем в жизни. Нужно помочь школьнику увидеть в нем некий источник развития способностей и нравственных качеств, подготовить к активной общественной жизни и к осознанному выбору профессии.

 

   Изученная литература дала возможность сделать вывод, что трудовое воспитание в семье является целостной системой. В трудовой деятельности ребенок познает окружающую его реальность, систематизирует и закрепляет полученные знания, он расширяет свой кругозор и становится более прилежным в учебе.  Нравственное отношение к труду основывается в заботе об интересах общества. Работа в коллективе и общая цель воспитывают в школьнике такие черты как верность, дружба, ответственность и бескорыстность.

  

    Самообслуживание может оказывать немало важную помощь родителям, так как часть домашних забот ложится на плечи детей. Это воспитывает инициативу, самостоятельность, деловитость и хозяйственность.

  

   Труд является надежным средством создания духовного облика школьника.

  

   В результате анализа литературы второй главы данной работы выявлена сущность профессиональной ориентации; определена цель, принципы и задачи развития профессиональной ориентации школьников; рассмотрены проблемы профессиональной ориентации школьников.

  

   Передовой опыт известных педагогов показывает, что комплексный подход к решению вопросов о профессиональной ориентации школьников влияет на успех профориентации.

 

  Что касается семьи, то родителям нужно рассказывать своим детям о своей профессии и о других профессиях, их значении тоже. Злоупотребление родителями своего отношения к каким-либо профессиям может привести школьников в затруднение выбора профессии. Родители могут помочь детям разобраться с их склонностями и желаниями, чтобы определить их дальнейший жизненный путь. Важным в профессиональной ориентации школьников является работа школы с родителями. Появляется необходимость в особой работе с родителями, которая направлена на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии.

 

 

    Можно отметить, что «профессиональная ориентация» – это проблема по масштабам государственная, по результатам экономическая, по содержанию социальная и педагогическая по методам. [10.]

 

   Приведем основные результаты исследования:

 

  • Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профинформация (профессиональное просвещение), профессиональная консультация и профотбор.

 

 

  • Подготовка школьников к созидательному труду на благо общества – основная задача школы.

 

  • Профессиональная ориентация школьников содействует рациональному распределению трудовых ресурсов в соответствии с интересами, склонностями, возможностями и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

 

 

   Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что если правильно поставленное трудовое воспитание, обучение  и профессиональная ориентация школьников, участие школьников непосредственно в общественно-полезном труде являются взаимосвязанными факторами становления гражданина, интеллектуального и нравственного формирования личности и её физического развития. И как бы ни  складывалась дальнейшая судьба выпускников общеобразовательных школ, трудовое воспитание и её закалка потребуется молодым людям практически в любой сфере трудовой деятельности.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Егорошин А.П. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов 3-е издание.- Н.Новгород: НИМБЮ, 2007.

 

 

  1. Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации).- Омск: Омский пед. ин-т, 2006.

 

  1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей/ Избранные педагогические сочинения. – М., 1977.

 

 

  1. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 2005.

 

  1. Поляков В.А., Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение молодежи / Педагогика. – 2003. – №5.

 

 

  1. Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 2007.

 

  1. Пряжников Н.С. Карточные профконсультационные методики: Уч. пос. / Н.С. Пряжников.- М.: Ассоциация «Профцентр», 2003.

 

 

  1. Профессиональная ориентация молодежи / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 2003.

 

  1.  Профориентация: проблемы и решения / Вологодский областной учебно-методический центр профориентации и профессионального обучения незанятого населения.- Вологда, 2005.

 

 

  1.  Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения.- М.: Издательство НПО “Модэк”, 2002. - 392 с.

 

  1.  Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

 

  1.  Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Издательство политической литературы, 1973. – 272 с.

 

  1.  Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. - М.: Педагогика, 1981.

 

 

  1.  Школа и выбор профессии / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. – М.: Педагогика, 2007.

 

 

  1.  http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/141456/Трудовое

 

 

  1.  http://74213s10.edusite.ru/p56aa1.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1

Клуб Весёлых Мастеров.

   Автор: Дувалка Елена Геннадьевна - школьный психолог.

 

   Цель: активизировать интерес к различным профессиям у школьников начальных классов.

 

   Задачи: научиться уважать любой труд, получить новые знания о профессиях.

 

   Ведущий:

 Привет, друзья! Сегодня в школе

 Большой  и интересный день.

 Мы приготовили  веселый,

 Чудесный  праздник - КВМ. 

 

   Чтец:

 Знают  мамы, знают дети,

 Знают  взрослый и малыш:

 На безногом  табурете

 Ни за  что не усидишь.

 Без колес  не сдвинешь воза.

 Хоть  впряги в него коня;

 Не спасешься  от мороза,

 Если  в печке нет огня;

 От иголки  мало толка.

 Если  без ушка иголка.

 Так и  руки - без труда

 Не годятся  никуда.

 

   На сцену выходит команда «Рукодельницы» (участницы выступают в изделиях, сшитых своими руками).

 

  Капитан:

Вас приветствует команда «Рукодельницы». Наш девиз...

 

  Все:

«Не привыкай к безделью. Учись рукоделью».

 Мы веселые  девчата,

 И не  любим мы скучать. 

 С удовольствием  мы с вами

 «Будем  в КВМ играть!

 

   На сцену выходит команда «Добры молодцы».

 

   Капитан:

 Команда «Добры молодцы» приветствует вас.

 Наш девиз... Все. Всякому молодцу ремесло  к лицу».

 Мы ребята  боевые,

 Любим  мы сражаться,

 И сегодня  в КВМ 

 Начинаем  соревноваться.

   Ведущий:

 Пока  команды занимают свои места, вам представлю грозный суд. (Представление жюри.)

 Внимание, внимание! Друзья!

 Первый  конкурс объявляю я. 

 На вопросы  мои смело отвечайте 

 И очки  своей команде добывайте.

 

   Конкурс «Разминка»

 

   Задание первое.

Определить  профессию по пантомиме. Ученики  старших классов «изображают» несколько  профессий, а члены команд отгадывают их.

   Задание второе.

Кто кем работает? Образовать женский род от названий следующих профессий:

 повар — (повариха), певец — (певица), портной — (портниха), продавец - (продавщица), пианист — (пианистка), поэт — (поэтесса), I писатель — (писательница), плотник — ... пекарь — ...

 школьник  — школьница, ученик — (ученица).

   Задание третье.

Закончить фразу.

Трактор водит ... (тракторист),

Электричку - ... (машинист).

Стены выкрасил - ... (маляр).

Доску выстругал  - ... (столяр),

В доме свет провел - ... (монтер),

В шахте трудится - ... (шахтер),

В жаркой кузнеце - ... (кузнец),

Кто все знает - ... (молодец)!

   Конкурс «Дело мастера боится»

   От каждой команды выходит по одному участнику. За одну минуту девочка должна забить 5 гвоздей в брусок, а мальчик — пришить 1г; пуговицу.

Приложение 2

Классный  час 

«ПУТЕШЕСТВИЕ  В МИР ПРОФЕССИЙ». 

         

Форма проведения – деловая игра.

 

Цели  и   задачи:

  • стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся;
  • привлечение внимания  подростков  к изучению профессии.

Информация о работе Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников