Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить наиболее эффективные формы и методы организации трудового воспитания и профориентации школьников в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.
1.1. Трудовое воспитание. Принципы и содержание трудового воспитания…6
Глава II.
2.1. Понятие профориентации…………………………………………………...11
2.2. Цель, принципы и задачи развития системы профессиональной ориентации школьников………………………………………………………...13
3. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации……………………………15
4. Проблемы профессиональной ориентации школьников…………………...18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Курсач-Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.docx

— 83.84 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Бирский филиал федерального государственного бюджетного

Образовательного  учреждения высшего профессионального  образования

«Башкирский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

ПО ПЕДАГОГИКЕ

 

 

 

 

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнил:

                                                                    студент  III курса 301 группы

                                                                         факультета иностранных языков

                                                         английского отделения

                                                                           Прокопьев Александр

                                                Научный руководитель:

                                      Яценко Е.В.

 

 

 

Бирск – 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I.

1.1. Трудовое воспитание. Принципы и содержание трудового воспитания…6

Глава II.

2.1. Понятие профориентации…………………………………………………...11

2.2. Цель, принципы и задачи развития системы профессиональной             ориентации школьников………………………………………………………...13

3. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации……………………………15

4. Проблемы профессиональной ориентации школьников…………………...18

Заключение……………………………………………………………………...22

Список использованной литературы………………………………………..25

Приложение……………………………………………………………………..27

 

 

Введение

«Я тысячу раз убеждён, что трудовое

 

воспитание  начинается за партой,

 

за книгой – это главный и самый

 

сложный станок, овладеть которым

 

не так  просто»

В. А. Сухомлинский

 

    Трудовая деятельность является одним из главных факторов становления личности. Включаясь в трудовой процесс, школьник меняет свое представление о себе и об окружающем мире. В корне изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в труде, что в свою очередь меняет статус школьника в классе.

 

   Педагогика уделяет большое внимание проблемам трудового воспитания школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания, подготовку учителя к этой работе внесли К. Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В. Я. Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н. И. Пирогов, В. В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А. Ф. Гартвиг и многие другие.

 

    Как правило, в процессе труда развиваются различные способности, трудовые умения и навыки школьников. Через труд формируется мышление. Вследствие коллективности школьник начинает владеть навыками работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию школьника в обществе.

 

   Труд в школе, любой, в том числе и познавательный, должен быть целенаправленным, осмысленным, имеющим личностную и социальную направленность, которая учитывает возрастные психофизиологические особенности школьников. Переосмысление назначения и характера труда привело к жизни новые нестандартные подходы, включающие ряд альтернатив: от отказа от производственного или учебного труда школьников до организации школьных кооперативов, действующих по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые методы трудового воспитания, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

 

    Воспитывая в труде и для труда, у школьников должен развиваться дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, творить прекрасное, воспитывать новую личность.     

 

    В последнее время в России произошли изменения, которые привели к тому, что профессиональная ориентация школьников происходит в иных условиях, чем ранее. Исчезла система pаспpеделения выпускников в ВУЗах, появилась безработица. В связи с этим школьники вынуждены уделять большее внимание выбоpу пpофессии. Но появилась возможность свободного планиpования каpьеpы, и этот пpоцесс начинается еще за школьной скамьей. Проблема профессиональной ориентации личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Большое внимание к данной проблеме объясняется следующим обстоятельством.

 

    Проблема профессиональной ориентации - это основная проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса.

Как всякая фундаментальная научная проблема, проблема профессиональной ориентации имеет три уровня разрешения: методологический, теоретический и экспериментальный. [13.]

 

    Актуальность проблемы трудовой подготовки к профессиональной ориентации очевидна, этим обусловлен наш выбор темы курсовой работы.

 

    Объект исследования - трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.

   

    Предмет исследования – содержание, формы, методы трудового воспитания и профориентация.

 

    Цель работы – выявить наиболее эффективные формы и методы организации трудового воспитания и профориентации школьников в современных условиях.

 

    Задачи:

  1. Анализ используемой литературы по данной теме;
  2. Раскрыть цель и задачи трудового воспитания;
  3. Изучить содержание и формы трудового воспитания школьников;
  4. Изучить проблемы профессиональной ориентации школьников;
  5. Проанализировать полученные результаты.

 

    Гипотеза: только при условии разработанной системы трудового воспитания возможно формирование у учащихся потребности в труде.

 

   Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовое воспитание. Принципы и  содержание трудового воспитания

 

    Трудовое воспитание - это формирование необходимых нравственных качеств человека для трудовой деятельности с помощью труда; в широком смысле — это целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле — это целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности. [15.]

 

 

    Трудовое воспитание – образно это, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Может, и не нужно было бы говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трех начал. Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности нельзя воспитать человека. [12.]

 

    Трудовое воспитание ребенка начинается, прежде всего, с формирования элементарных представлений о трудовых обязанностях в школе и семье. Труд является необходимым средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для ребёнка естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание связано с политехнической подготовкой школьников. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает школьников общими трудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. [11.]

 

    В наши дни проблема трудового воспитания школьников становится на первое место, она носит общегосударственный характер, имеет социальное, экономическое, политическое, психологическое, педагогическое значение. И от решения этой проблемы зависит будущее каждого молодого человека и будущее всего общества.

 

 

    Целью трудового воспитания является воспитание предприимчивого, высокоорганизованного гражданина с развитым чувством ответственности в первую очередь за себя и свою семью, который способен проявлять инициативу, деловитость и профессионализм. [16.]

 

 

     В условиях школьного процесса решаются следующие задачи трудового воспитания школьников:

 

 

     • формирование у школьников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

 

     • развитие интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

 

    • воспитание высоких моральных качеств, долга, трудолюбия и ответственности, предприимчивости и целеустремленности, деловитости и честности;

 

     • вооружение школьников разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. [11.]

 

 

    Из этого можно выделить следующие цели: формирование ценностных основ отношения к действительности, приобщение ребёнка к миру человеческих ценностей и добиваться  формирования этих ценностей у каждого школьника.

 

 

   На физическое развитие человека трудовая деятельность оказывают благотворное влияние. Физиологические исследования выявили, что физический труд, связанный с движениями и с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет энергичность ребенка и умственную работоспособность, сообразительность и творческую смекалку.

 

 

  Воспитательная деятельность в школе строится через коллектив, организуются и  проводятся мероприятия по возрастным группам.

Уроки труда составляют основу системы трудового воспитания.

 

    

   В нравственном воспитании личности значение труда очень велико. К.Д. Ушинский  подчёркивал:

 

 

   «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни». [16.]

 

    Учебный труд школьника объединяет труд умственный и физический. Умственный труд наиболее напряженный, требует больших волевых усилий, терпения и усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет огромное значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в школьных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

 

   

    Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (т.е. уборка класса, школьной территории, труд дома и др.).

 

 

    Производительный труд - это участие ребёнка в создании материальных ценностей и вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у школьников профессиональные интересы, склонности, потребности в труде, они познают смысл экологических понятий и категорий.

 

 

    Успех трудового воспитания полностью зависит от его правильной организации и соблюдения следующих педагогических условий:

 

 

    • подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое обычно достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде школьников должны находить практическое применение знания и умения, которые получены в учебном процессе. Задачи трудового обучения и воспитания детей решаются в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования;

 

  

   • сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Школьники должны быть убеждены в целесообразности и полезности будущей деятельности для общества, для себя и их семьи. Объяснение смысла труда дается школьникам с учетом их возраста, индивидуальных интересов и их потребностей. Эффективность данного педагогического условия наглядно показывает педагогический опыт В. А. Сухомлинского. Ученики известного педагога решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали и спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди передали ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села;

 

 

   • доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен потому, что он не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд, как правило, подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил. Соблюдение этого условия исключает физические перегрузки и требует выбора трудовых заданий в соответствии с силами и способностями школьников;

 

 

    • разумная требовательность в осуществлении трудовой деятельности школьников. Часто учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но порой быстро теряют к нему интерес. Главная задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения какого-либо дела поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. Но в отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства;

Информация о работе Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников