Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить наиболее эффективные формы и методы организации трудового воспитания и профориентации школьников в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I.
1.1. Трудовое воспитание. Принципы и содержание трудового воспитания…6
Глава II.
2.1. Понятие профориентации…………………………………………………...11
2.2. Цель, принципы и задачи развития системы профессиональной ориентации школьников………………………………………………………...13
3. Взаимосвязь школы и семьи в профориентации……………………………15
4. Проблемы профессиональной ориентации школьников…………………...18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..25
Приложение……………………………………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Курсач-Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.docx

— 83.84 Кб (Скачать документ)

 

 

    • сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. Необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах и цехах, также каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь выполнять его, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения. [11.]

 

 

    Если школьники усердно выполняют трудовые задания в школьные годы, то они с таким же усердием будут относиться к труду и после окончания школы. Жизнь дает понять, что это далеко не всё: школьники могут добросовестно выполнять, что от них требуется в школе, но... они морально не подготовлены к будущей жизни, даже при наличии практических умений и навыков. Возникает проблема воспитания зрелости моральной. Что нужно сделать, чтобы ученик был внутренне готов к трудовой жизни? ...

 

 

    Если обучать школьника десять лет, давать ему знания основ наук, а позже, уже окончив школу, дать ему в руки лопату и сказать: «А теперь вот будешь работать. Копать надо вот так»,– и это будет для него трагедией. Такую трагедию переживают те выпускники средней школы, духовная жизнь, мысли и чувства которых на протяжении этих десяти лет были оторваны от жизни и от труда. Подготовка к ежедневному труду должна проводиться по всем линиям жизни школьников, и самой главной из этих линий является сознание, мысль и духовная жизнь.

 

 

    Отношение к трудовой деятельности является важнейшим элементом духовной жизни любого человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается в процессе духовной жизни человека – интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Человек не может быть трудолюбивым, мало думающим и мало переживающим. Чем умнее человек, чем богаче эмоции и сильнее его воля, тем ярче у него проявляется наклонность к разнообразным видам трудовой деятельности. Нельзя воспитать трудолюбие только лишь одними словами о труде, также как и нельзя воспитать его и без серьезных и умных слов.

 

 

    Некоторые критики программ и учебных планов средней школы видят их недостаток в том, что «они перегружены гуманитарными предметами в ущерб предметам естественного цикла». Высказываются требования сократить гуманитарий в программах и тем самым улучшить подготовку молодежи к практической деятельности, устранить отрыв обучения от жизни. Если следовать этим словам, то можно прийти к выводу, что изучение предметов гуманитарной направленности не имеет никакого отношения к воспитанию трудолюбия. И  это крайне примитивный взгляд. Подготовка к жизни и будущей деятельности не исчерпывается овладением узким кругом умений и навыков. Гуманитарные предметы должны быть главным средством, которая формирует и направляет духовную жизнь школьников, помогает им осмыслить свой труд. [12.]

 

 

Понятие профориентации.

 

    Профориентация - это система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В недалеком прошлом в профориентации во главу угла ставилась практическая работа по ориентации школьников преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации. [1.]

 

 

    Профессиональное просвещение – это ознакомление школьников и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемые профессиями к человеку, возможностями профквалификационного роста и самосовершенствования в процессе труда. Профессиональное просвещение формирует у школьников мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей. [14.с.87]

   

 

    Профессиональное консультирование – это оказание помощи школьникам в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности соответствующие его психофизиологическим, психологическим, физиологическим особенностям. [4.] 

Цель, принципы и задачи развития системы профессиональной ориентации школьников

 

    Целью профессиональной ориентации – это удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении школьников возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, которая оптимально соответствует личностным интересам, потребностям и запросам рынка труда в квалифицированных и конкурентоспособных кадрах.

 

 

    Важными социально-экономическими задачами являются: создание и последовательное развитие государственной системы профориентации, которая охватывает всю территорию РФ и обеспечивает школьникам возможности получения профориентационных услуг. [2.с.23]

 

 

    Так как объектом профессиональной ориентации школьников является процесс профессионального самоопределения человека, важно сформулировать принципы, которыми руководствуются школьники, когда выбирают профессию и место в социальной структуре общества.

 

 

    Принцип сознательности выражается в стремлении удовлетворить своим выбором личностные потребности в трудовой деятельности и принести пользу обществу.

 

 

    Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, способностями, склонностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно сказать: нельзя выбирать профессию, исходя из собственных интересов и не считаясь с интересами общества.

 

 

    Принцип активности характеризует деятельность личности в процессе профессионального самоопределения. Молодой человек должен искать свою профессию сам. В этом существенную роль призваны играть: практическая проба сил школьников в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы по интересуемой теме и т.д.

 

 

    Принцип развития характеризует идею выбора профессии, дающую личности возможность повышения квалификации, по мере роста опыта и профессионального мастерства, активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности и потребность в жилье, отдыхе и т.д. [6.с.43]

 

 

Взаимосвязь школы и семьи в профориентации

 

    Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего активного члена общества. Личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно проходят его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей влияют условия семейного воспитания.

 

 

    Проблеме трудового воспитания школьников в семье большое внимание уделял выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. В статье “Воспитание в труде” он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье: первое, о чем в особенности должны понимать родители, это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следует, его значение в обществе будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он будет к этому подготовлен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние и материальный уровень его жизни.

 

 

    Только в рамках семьи нельзя дать ребенку такое трудовое воспитание. Квалификацию молодые люди получают на заводе, в школе, в учреждениях, на курсах. Родителям не нужно думать, что семейное воспитание не оказывает никакого влияния на получение квалификации. Именно это имеет главное значение для будущей квалификации молодого человека. А.С. Макаренко писал: «Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое воспитание, тот в дальнейшем, с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку. » [3.]

 

 

    Идеи, высказанные выдающимся советским педагогом, актуальны и в настоящее время. Трудовое воспитание в семье начинается в раннем возрасте и носит игровой характер. Со временем трудовые поручения усложняются и отделяются от игр. Но загружать ребенка большим количеством работы тоже нельзя. Труд детей должен быть посильным и в меру. Родители должны приучать детей, как к физическому, так и к умственному труду, учитывая все возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

 

 

  Случается так, что профессия родителей может стать достаточным стимулом для детей, чтобы ознакомиться с  ней, и в дальнейшем выбрать ее. Родители должны рассказывать детям о своей профессии и о других профессиях и их значении. Но не нужно, чтобы родители злоупотребляли своими отношениями к некоторым профессиям и передавали его своим детям. Родители призваны помочь детям разобраться с их склонностями, желаниями и возможностями, чтобы определить их дальнейший профессиональный жизненный путь.

 

 

    Важным  в профессиональной ориентации школьников является работа школы с родителями. Как правило, родители играют важную роль в определении жизненных профессиональных планов своих детей. Вопрос выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу, как для самих школьников, так и для их родителей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности своих детей. Желания родителей и профессиональные намерения детей во многих случаях не совпадают. Появляется необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы выявляется вопрос о престиже профессии, которые часто приобретают первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии школьником, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе  профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из–за неудовлетворенности человека своей профессией и работой.

 

 

    Таким  образом, участие семьи, как  социального и воспитательного  института, подчеркивает двойственность  профориентации – как проблема  общественной и педагогической.

 

Проблемы  профессиональной ориентации школьников

 

    В проблеме профессиональной ориентации школьников существуют следующие аспекты: психологический, социально-экономический, медицинский и педагогический. [5.с.98]

 

 

   Профессиональная ориентация школьников является социально-экономической проблемой по своим целям: способствование рациональному распределению трудовых ресурсов, повышение эффективности производства, раскрытие потенциальных возможностей личности и ее всестороннее развитие.

 

 

   Любая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам человека и его здоровью. Уровень требований зависит от характера, содержания и условий труда. При выборе профессии нужно сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями школьника, поэтому ориентация учащихся на рабочие места является проблемой психологической и медицинской.

 

 

   Каждый школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного лишь желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должны стать знания и умения, которые можно назвать готовностью школьника к выбору профессии. Такая готовность может стать результатом длительного педагогически направляемого процесса профессиональной ориентации школьника. В этом и состоит суть педагогического аспекта профориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии.

 

 

    Существует два основных направления ориентации школьников на профессии:

 

 

    –  профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

 

    –  развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеклассной деятельности. [7.с.71]

 

    Информация играет ключевую роль в профориентации школьников: об условиях, содержании, организации труда и обучения конкретной профессии, оплате, его требованиях к личности школьника, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста;

 

    Выбор будущей профессии и принятие решения о месте учебы и работе происходят в результате сопоставления информации по всем перечисленным позициям и зависят от их объективного содержания и понимания.

 

 

    Полное профессиональное информирование характеризуется следующими признаками: [9.с.32]

 

 

  • достоверность (объективность, точность фактов, оценок, цифр, которые характеризуют профессиональное обучение и труд, включают адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);

 

  • актуальность (соответствие определенным запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);

Информация о работе Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников