Трудовая деятельность дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Содержание

1. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».
2. Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская.
3. Отличие труда взрослых и детей.
4. Задачи трудового воспитания.
5. Виды труда дошкольников.
6. Формы организации труда.
7. Условия воспитания дошкольников в труде.
8. Средства трудового воспитания в труде.

Работа состоит из  1 файл

теория.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

      Особое внимание  сегодня уделяется дидактической  игре как самостоятельной игровой  деятельности. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Поэтому своевременно педагог заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т.е. является равноправным участником игры.

       Дидактические  игры имеют большое значение  для обогащения творческих игр.  Такие игры, как "Умные машины", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, шоферов, работников супермаркета и т.д.

      Грамотное планирование  проведения дидактических игр,  компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о решении не менее важной задачи области "Труд": воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.[20]

            Конспект занятия по формированию  первичных представлений о труде  близких взрослых «Приключение  в комнате»

 Лабина Людмила Викторовна, воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №4 "Светлячок" г. Дрезна.

  Программное содержание: Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит белье). Воспитывать уважение к маме, желание помогать ей.

 Материал. «Живая картина» - «комната»  с плоскостными картинками: мебель (прикрыта – спрятана), котенок, фигурка мамы, торшер, цветы, ваза, ваза с цветами.

 Ход занятия

 Обращаю внимание детей на  доску, на которой закреплена  «живая картина» - «комната». Вместе  с детьми рассматриваем «живую  картину», выясняю у ребят, что на ней изображено. (Комната). Обращаю внимание детей на то , что спрятано.

 Предлагаю детям открыть  спрятанную мебель. Объясняю, что  это можно сделать, отгадав  загадки.

 Ножек четыре,

 Шляпок одна,

 Нужен, коль станет

 Обедать семья. (Стол)

 Я удобный, очень мягкий,

 Вам не трудно угадать, -

 Любят бабушки и внуки

 Посидеть и полежать. (Диван)

 На него садятся, но не  стул.

 С подлокотниками, но не диван.

 С подушками, но не кровать. (Кресло)

 Здесь и вешалки, и полки,

 Словно в доме этажи.

 Брюки, кофточки, футболки –

 По порядку все лежит. (Шкаф)

 По ходу отгадывания загадок  открываю предметы мебели. Затем  предлагаю обратить внимание  на дополнительные предметы (торшер, цветы, вазу, вазу с цветами)  и украсить ими комнату.

 «Ребята, как вы думаете, кто может жить в такой комнате?» (ответы детей) (взрослые, дети, семья)

 Физкультминутка

 Быстро встаньте, улыбнитесь,

 Выше, выше подтянитесь

 Ну-ка, плечи распрямите,

 Поднимите, опустите,

 Влево, вправо повернулись,

 Рук коленями коснулись.

 Сели, встали, сели, встали

 И на месте побежали.

 Это лёгкая забава —

 Повороты влево-вправо.

 Нам известно всем давно  —

 Там стена, а там окно. (Повороты  туловища вправо и влево.)

 Приседаем быстро, ловко.

 Здесь видна уже сноровка.

 Чтобы мышцы развивать,

 Надо много приседать. (Приседания.)

 А теперь ходьба на месте,

 Это тоже интересно. (Ходьба  на месте.)

 Я мороза не боюсь, (Шагаем  на месте.)

 С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

 Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

 Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

 Значит, надо не зевать, (Хлопаем  в ладоши.)

 Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

 По коленочкам ударим –  (присели, хлопаем по коленям)

 Тише, тише, тише.

 Ручки, ручки поднимаем - (руки  подняли вверх)

 Выше, выше, выше.

 Завертелись наши ручки, (круги руками над головой)

 Снова опустились.

 Мы на месте покружились  - (кружимся)

 И остановились.

 Неожиданно в комнате появляется  котенок (плоскостная фигурка). Сообщаю  детям, что котенок живет в  этой комнате, он любит играть, прыгать, бегать. Меняю положение котенка и прошу детей назвать действия, которые он совершает:

 «Надоело котику лежать, он  спрыгнул с дивана. Думал, думал  котенок и решил запрыгнуть  на стол. Так прыгнул, что уронил  вазу с цветами. Котенок испугался,  побежал к двери и уронил цветы. Спрятался котенок под кресло и жалобно замяукал». «Ребята, а как это – жалобно?» (дети жалобно мяукают)

 «Пришла мама (показываю фигурку  мамы), увидела непорядок в комнате  и решила навести порядок. Как  вы думаете, что должна сделать  мама, чтобы в комнате стало чисто?» (ответы детей) (поставить цветы на место, протереть пыль, пропылесосить, вымыть полы) Если дети затрудняются ответить, показываю картинки подсказки.

 Спрашиваю у детей, как  их мамы наводят порядок в  доме.

 «Вот какие мамы умелые, заботливые, аккуратные, у мам золотые руки! А кто из членов семьи им помогает, как вы, дети помогаете своим мамам.

 Молодцы ребята, мамам надо  помогать»

 

 

2.3 . Средства трудового воспитания  детей старшего дошкольного возраста

      Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомление с трудом взрослых, художественных средств.

      Собственная трудовая  деятельность является необходимым  средством  трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться». В данной записи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» - он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему не доступны . Если же он начнет делать все всерьез – игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Можно ли это делать в процессе игры? Конечно, нет.

      Трудовая деятельность  является ведущим средством трудового  воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

      Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости  труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых  направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов  к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. [19]

      Одни авторы (В.И.  Логинова, М.В. Круглехт) считают,  что ребенка нужно знакомить  с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его  отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

      Когда ознакомление  с трудом взрослых рассматривается  как средство трудового воспитания  дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

      Рассматриваемое  средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец на который ребенок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положительным, но и негативным отношением к труду, с недобросовестностью и ее последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду.

         Важно обращать  внимание детей на творческое  отношение взрослых к своему  труду. [13]

       Художественные  средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются  представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

      В народных пословицах, поговорках, сказках заключены важные  мысли о ценности труда. Авторские  произведения в зависимости от  содержания используются по-разному.  Художественное слово помогает  формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства тоже могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребенка и способствуют воспитанию чувств.

      Наилучший результат  дало сочетание разных средств, когда оно основывается на учете конкретных задач.

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Разнообразный труд  доставляет детям много радости  и содействует их всестороннему  развитию. В процессе труда воспитываются  любовь к природе, бережное  и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

      Труд в природе  имеет большое образовательное  значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. [12]

      В процессе труда  в природе у детей формируются  знания о растениях (свойства  и качества растений, их строение, потребности, основные стадии  развития, способы выращивания, сезонные  изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

      В процессе труда  формируются практические навыки, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.

      Труд создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

      В труде удовлетворяются  эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

      Труд лишь в  том случае имеет воспитательно-образовательное  значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

      Важнейшим педагогическим  требованием является организация  разнообразного по содержанию  труда. Только разнообразный труд  вызывает у детей интерес, желание  в нем участвовать.

      В процессе труда  необходимо формировать практические  навыки и умения в единстве  со знаниями. При такой организации  труда ребенок приобретает не  только навыки, но и знания, необходимые  ему в дальнейшей трудовой  деятельности.

      Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

      Трудовая деятельность  детей должна систематически  усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

      Трудовая деятельность  должна быть регулярной. Воспитателю  важно приобщить к ней каждого  ребенка.

      Труд детей должен  быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны  вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.           Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Информация о работе Трудовая деятельность дошкольников