Трудовая деятельность дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Содержание

1. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».
2. Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская.
3. Отличие труда взрослых и детей.
4. Задачи трудового воспитания.
5. Виды труда дошкольников.
6. Формы организации труда.
7. Условия воспитания дошкольников в труде.
8. Средства трудового воспитания в труде.

Работа состоит из  1 файл

теория.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

    Правильно организованный  и посильный труд объединяет  детей, содействует воспитанию  взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. На этой основе впоследствии будет формироваться понятие об обязанности каждого трудиться на пользу народа.

      Организация ручного труда также требует серьезного внимания. Наблюдения помогут выяснить, все ли разновидности этого труда используются воспитателями; какие виды труда прочно вошли в жизнь детей, какие только вводятся; какими навыками дети овладевают или овладели. [11]

 

1.3. Содержание воспитания ценностного  отношения к собственному труду,  труду других людей  

      В общеобразовательной  программе  «От рождения до  школы» под редакцией Александра  Николаевича Веракса выделены  задачи:

1. Формировать положительное отношение к труду взрослых.

2. Воспитывать желание принимать  участие в посильном груде,  умение преодолевать небольшие  трудности.

3. Продолжать воспитывать уважение  к людям знакомых профессий.

4. Побуждать оказывать помощь  взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

5. Формировать бережное отношение  к собственным поделкам и поделкам  сверстников. Побуждать рассказывать  о них.

      Ценностные отношения  носят обобщающий характер, и,  обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни. Например, любовь к природе интегрирует в себе наслаждение фауной и флорой, заботу о растениях и животных, беспокойство по поводу гибели природной красоты, стремление к сохранению всего живого, воссоздание элементов природы в городском пейзаже, общение с природой, созидательная природа по расширению поля природной жизни

      Учёные утверждают, что правильный выбор профессии  определяет жизненный успех в  большей степени, чем особо  выдающиеся способности человека. Экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведённые в 70-80-е годы под руководством профессора В.И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления о труде взрослых, а то, что у дошкольников можно сформировать системные знания о трудовом процессе как единице труда. Взрослые шьют одежду, строят дома, варят еду, печатают книги, работают на фабриках и заводах - их трудовая деятельность состоит из множества разнообразных трудовых процессов, в результате которых преобразуются предметы труда (исходный материал) в продукт (результат труда), удовлетворяющий потребности человека. Дети способны вычленить труд взрослых из многообразия явлений современного мира. Они могут осознать его ценность, понять мотивы и цели деятельности взрослых, способы деятельности, значение каждого компонента труда в достижении итогового результата, последовательность их включения в трудовой процесс.[14]

      Знания о труде  обеспечивают возникновение устойчивого интереса детей к труду взрослых, стремление научиться трудиться, как они, стать такими же умелыми. Дети начинают осознавать личностные качества, необходимые умелому, деловому человеку. В работе по ознакомлению с трудом взрослых важное место отводится конструированию образовательных ситуаций в повседневной жизни группы. С помощью знакомого детям игрового персонажа, воспитатель разыгрывает наблюдаемый ранее трудовой процесс, фиксируя их внимание на всех компонентах труда. Задача воспитателя - вести игру весело, поставить каждого ребёнка в субъективную позицию, оживить имеющиеся знания, начать их перевод в умения, поэтому детям предлагается помочь игрушке отобрать предметы труда, оборудование, организовать рабочее место, напомнить порядок выполнения трудовых действий.

      В старшем дошкольном  возрасте обобщаются представления  детей о труде взрослых. На  основе знакомства с азами  экономики, происходит ознакомление  с современной техникой, разнообразными  видами труда и профессиями,  в том числе и с профессиями родителей.

      Программа для  детей старшего возраста предполагает  насыщенное образовательное содержание, широкий круг представлений о  разных видах производительного  и обслуживающего труда, соответствующее  познавательным интересам современного ребёнка.

      В работе с детьми  старшего дошкольного возраста  важно не только сформировать  систему знаний о трудовом  процессе, но и научить общению  с незнакомыми людьми. Такое общение  удобно организовывать при проведении  экскурсий. [21]

 

 

II. Методические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о труде взрослых как условие ценностного отношения к труду

2.1. Методы и приемы формирования  у детей старшего дошкольного  возраста первичных представлений  о труде взрослых

      Среди воспитательно-образовательных  задач, выдвигаемых обществом,  вопросы нравственно-трудового воспитания  подрастающего поколения всегда  стоят на первом месте. При  этом педагогами отмечается приоритет  формирования знаний о социальной  действительности, центральным звеном которого являются знания о трудовой деятельности людей. Данное содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, положительного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте.

       "Знания о  труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…", — пишет В.И. Логинова.

      В тоже время  стоит отметить, что очень часто  не только дошкольники, но и  дети школьного возраста имеют  весьма смутное представление  о мире современных профессий  взрослых, знания являются разрозненными и бессистемными. В связи с этим работа по ознакомлению старших дошкольников с профессиями стала актуальной. Ее разрешение  нашлось  в трудах В.И. Логиновой, Р.С. Буре, В.Г. Нечаевой. Которые отмечают, что: «Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду».[8]

 Способствует решение следующих  задач:

1. Систематизировать знания воспитанников о труде людей разных современных профессий и их взаимосвязи (сельскохозяйственных, промышленных, героических, транспортных, обслуживающих и т.д.).

2. Расширить представления ребенка  о содержании трудовой деятельности  человека.

2. Формировать представление о ценности труда и его общественной значимости.

3. Воспитывать уважительное отношение  к труду, желание трудиться.

4. Формировать первичные знания  детей об экономических явлениях, взаимосвязи потребностей человека  и трудовой деятельности.

       Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости строится на следующих общедидактических принципах:

1. Принцип воспитывающего обучения  – обучающая деятельность педагога носит воспитывающий характер. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре труда, формирование ценностного отношения к труду людей разных профессий.

2. Принцип научности – использование в работе научно обоснованных и практически апробированных методик.

3. Принцип наглядности. Полноценное  обучение должно опираться на  чувственный опыт ребенка, на  его непосредственные наблюдения  окружающей действительности.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенное усложнение материала по ознакомлению дошкольников с профессиями, его системность.

5. Принцип доступности предусматривает  соотнесение содержания, характера  и объема учебного материала  с уровнем развития, подготовленности детей, ориентация на ближайший уровень развития воспитанников.

6. Принцип осознанности.

       Принцип осознанности  является ведущим, так как он  дает возможность для формирования  у воспитанников активной и  осознанной позиции по отношению собственным достижениям.

        Для получения  положительного результата работы  считаю необходимым  создание  следующих условий:

     психолого–педагогических  условий (учет принципов личностно  - ориентированной педагогики, деятельностного  подхода; использование апробированных научно - методических материалов);

     организацию предметно  – развивающей среды, включающей  наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых  и дидактических игр, нетрадиционное  оборудование;

     сотрудничество всех субъектов воспитательно  – образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей).

      При организации  системы работы формированию  у детей старшего дошкольного  возраста системы знаний о  труде взрослых, его ценности  и социальной значимости используются разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, досуги, развлечения), методы, приемы, среди которых выделяем: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);  словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

      Реализуя деятельностный  подход к усвоению знаний приоритетными  практические методы и игру, как  ведущий вид деятельности дошкольников.

      Для изучения результатов  эффективности работы служит  педагогическая диагностика, позволяющая  отследить уровень сформированности  знаний о труде людей разных  современных профессий, произвести  своевременную коррекцию и спланировать  дальнейшую работу.

      Подводя итог выше  сказанному, необходимо отметить, что  комплексное решение задач, создание  условий, реализация принципов  работы по формированию у детей  старшего дошкольного возраста  системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости, рациональное применение форм, методов и средств, осуществление своевременной диагностики и коррекции позволяют решить интеллектуальные и нравственные задачи трудового воспитания. [18]

 

 

2.2. Опыт педагогов практиков  по проблеме формирования первичных представлений о труде взрослых

      Согласно новым  ФГТ (приказ № 665) особое внимание  в дошкольной педагогике уделено  образовательным областям, где выделены  общие задачи в каждой области  на весь возрастной период.

      Дидактические игры  как средство формирования первичных представлений о труде взрослых.

 Наталья Валентиновна Оборина

 Место работы: МДОУ ЦРР "Детский  сад №21", г.Лысьва, Пермский край

 Должность: воспитатель

      У детей существуют  трудности в восприятии трудового  процесса, выделение взаимосвязей между компонентами труда. Причина в том, что трудовой процесс текуч. Используемый в работе метод показа и наблюдения за трудом взрослых эффективен, но большое количество профессий и их трудовые процессы невозможно по объективным причинам представить для наблюдения.

      Поэтому в связи  с появлением новой образовательной  области "Труд" и вышеуказанной  проблемы возникла необходимость  в разработке системы дидактических  игр по формированию первичных  представлений о труде взрослых.

      Для этого сначала был изучен информационный материал по данной теме, подобраны игры (систематизированы по группам - игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

      Игры с предметами  и игрушками наиболее доступны  детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами, знакомиться с ними. Это такие игры как, " Предмет - материал из которого он сделан", "Профессия - результат".

      Наиболее сложны  словесные игры. Они не связаны  с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как, "Кто больше назовет действий", "Назови профессии" и др.

      В игре "Кто  больше назовет предметов", детей  учили классифицировать предметы  как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская). Дети отвечали на вопрос ведущего. Усложнялась игра за счет увеличения сфер производства.

      Настольно-печатные  игры основаны на принципе  наглядности. Но в этих играх  дается не сам предмет, а его изображение. Это такие игры как "Атрибут - профессия", ""Чья задумка?", "Женские - мужские профессии", "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности), "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости).

      В настоящее время  в связи с построением педагогического  процесса с учетом ФГТ, дидактические  игры органично находят свое  место в образовательной деятельности  и в самостоятельной деятельности детей.

     Формы организации  детей во время дидактических  игр разные: индивидуальные, групповые,  подгрупповые.

Информация о работе Трудовая деятельность дошкольников