Хозяйственно-бытовой
труд. Характерной особенностью
этого вида труда является
его общественная направленность.
Необходимо формировать у дошкольников
представление о значении хозяйственно-бытового
труда для всех и лично для
каждого. Данный вид труда предполагает
формирование навыков хозяйственно-бытового
труда, приобретаемых детьми в дошкольном
учреждении и в семье.
В особый вид
труда выделяется труд в природе.
Труд в природе благотворно
влияет не только на развитие
трудовых навыков, но и на
воспитание нравственных чувств, закладывает
основы экологической культуры дошкольников.
Данный вид труда имеет свои особенности:
результатом может быть материальный
продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное
им деревце и др.), это сближает детский
труд с производительным трудом взрослых;
труд в природе чаще всего имеет отсроченный
результат; он дает возможность одновременно
развивать познавательные интересы дошкольников
(дети наблюдают за ростом и развитием
живых объектов, узнают об особенностях
некоторых растений и животных, экспериментируют,
познавая неживую природу); этот вид труда
дает детям возможность доставлять радость
другим людям. Таким образом, труд в природе
способствует не только трудовому воспитанию,
но и нравственному, эстетическому, умственному,
физическому развитию.
Ручной и художественный
труд. Этот труд способствует
развитию фантазии, творческих способностей;
развивает мелкие мышцы рук,
способствует воспитанию выдержки,
настойчивости, умения доводить
начатое дело до конца. [8]
1.2. Характеристика видов и форм организации
детского труда
Трудовое воспитание
является одной из важнейших
сторон воспитания подрастающего
поколения. В детском саду трудовое
воспитание заключается в ознакомлении
детей с трудом взрослых, в
приобщении детей к доступной им
трудовой деятельности. В процессе ознакомления
с трудом взрослых воспитатель формирует
у детей положительное отношение к их
труду, бережное отношение к его результатам,
стремление оказывать взрослым посильную
помощь. Включая детей в трудовую деятельность,
воспитатель формирует трудовые навыки,
воспитывает привычку к трудовому усилию,
ответственность, заботливость, бережливость,
трудолюбие, готовность участвовать в
труде, не избегая неприятной работы, формирует
положительные взаимоотношения между
детьми.
Основные виды
труда в детском саду - это самообслуживание,
хозяйственно-бытовой труд, труд
в природе, ручной и художественный
труд.
Самообслуживание - это труд
ребенка, направленный на обслуживание
им самого себя (одевание-раздевание,
прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Качество и осознанность действий у разных
детей разные, поэтому задача формирования
навыков самообслуживания актуальна на
всех возрастных этапах дошкольного детства.
В младших группах воспитатель показывает
способы выполнения действий: как нужно
держать колготки, платье, чтобы их было
удобно надевать. Показ должен быть поэтапным,
с объяснением. Нельзя просто сказать
ребенку: «Вот колготки, возьми их вот
так и надевай». Для малыша трудно все:
и взять, и растянуть резинку, и вставить
ноги не в один чулок, а в два. На первых
порах взрослый помогает на каждом этапе,
а со временем постепенно уменьшает долю
своей помощи, поддержки, подсказки.
При обучении самообслуживающему
труду воспитатель использует
рассматривание картинок. Они полезны
при формировании представлений о последовательности
действий. Желательно использовать и специальные
пособия, помогающие обучать детей застегиванию
пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Следует
показывать ребенку правильные приемы,
знакомить с «маленькими секретами», облегчающими
выполнение тех или иных действий (застегивать
пуговицы на рубашке лучше снизу, а не
сверху, тогда можно контролировать, что
ты делаешь, видеть последнюю пуговицу
и последнюю петлю и соединять их).
Игрушки, персонажи
кукольного театра, наблюдающие за детьми
и обучающие их, делают процесс обучения
привлекательным, эмоционально насыщенным.
Помогают ребенку и поэтическое слово,
песенки, шутки.
Содержание труда
по самообслуживанию изменяется
на разных возрастных этапах и по
мере овладения детьми трудовыми навыками.
Если ребенок освоил умение самостоятельно
одеваться, его нужно приучать делать
это аккуратно, красиво, быстро, следить
за своим внешним видом, прической. У детей
воспитывают привычку бережно относиться
к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно
складывать ее.
В содержание труда
по самообслуживанию у старших
дошкольников входит и забота
о себе: подготовка рабочего места
перед началом рисования; уборка
и даже мытье (дома) чашки, ложки
после еды, застилание постели, уборка
игрушек, книг.
Научившись самообслуживанию,
ребенок приобретает определенную
независимость от взрослого, у
него формируется чувство уверенности
в себе.
Хозяйственно-бытовой
труд. Это второй вид труда,
который ребенок в дошкольном возрасте
способен освоить. Содержанием этого вида
труда являются труд по уборке помещения,
мытье посуды, стирка и др. Если труд по
самообслуживанию исходно предназначен
для жизнеобеспечения, для заботы о самом
себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет
общественную направленность. Ребенок
учится создавать и содержать в соответствующем
виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового
труда ребенок может использовать и в
самообслуживании, и в труде на общую пользу.
Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность
взрослых, которая наиболее доступна пониманию
ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым,
у них появляется желание подражать и
делать все «как мама»: мыть посуду, подметать,
стирать. Никогда не стоит отказывать
ребенку. И хотя вначале его действия мало
похожи на трудовые, но участие в труде
взрослого делает их привлекательными
для малыша. Трудовыми эти действия становятся,
когда ребенок прилагает усилия и добивается
какого-то результата.
Хозяйственно-бытовой
труд детей младших групп по содержанию
представляет собой помощь взрослому
в протирании мебели, расстановке игрушек,
стирке мелких предметов, уборке снега
на участке, украшении участка и т. п. В
процессе такого труда воспитатель формирует
у детей мнение сосредоточивать внимание
на одном занятии, доводить с помощью взрослого
дело до конца. Очень важна положительная
оценка, похвала.
Дети среднего
и старшего дошкольного возраста
способны к более разнообразному
хозяйственно-бытовому труду и
меньше нуждаются в помощи
взрослого. Они могут заниматься уборкой
групповой комнаты (протирать пыль, мыть
игрушки, расставлять легкую мебель), участка
(сгребать снег, убирать листья); принимать
участие в приготовлении пищи (салатов,
винегрета, изделий из теста), в труде по
ремонту книг, игрушек, одежды.
Постепенно дети
приобретают самостоятельность
и в этом виде труда. Воспитатель
использует методы показа, объяснения,
обсуждения процесса труда и
результатов, оценки, обучения отдельным
способам выполнения трудовых
операций (как отжимать тряпочку, чтобы
вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно
формировать у дошкольников представление
о значении хозяйственно-бытового труда
для всех и лично для каждого. Именно этот
труд дает возможность показать ребенку,
что он сам может сделать красивым и приятным
то окружение, в котором живет. Воспитатель
всегда обращает внимание детей на эту
сторону. Если каждый из нас будет заботиться
о том, чтобы вокруг было красиво, то не
сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно,
не станет рисовать на стене или в лифте.
Только тот, кто не любит свой дом, может
так поступать. Таким образом, воспитывается
умение замечать непорядок и без напоминаний
взрослого устранять его.
Навыки хозяйственно-бытового
труда, приобретенные детьми в
дошкольном учреждении, переносятся
в семью и наоборот.
В особый вид
труда выделяется труд в природе.
Содержанием такого труда являются
уход за растениями и животными,
выращивание овощей на огороде,
озеленение участка, участие в
чистке аквариума и др. Труд
в природе благотворно влияет
не только на развитие трудовых навыков,
но и на воспитание нравственных чувств,
закладывает основы экологического образования.
В младших группах
внимание детей привлекают к
растениям и животным. Воспитатель
организует наблюдения за
животными и при всём этом старается поддерживать
интерес малышей. Вместе с взрослым и под
его руководством ребенок ухаживает за
живыми объектами.
Обязанности детей
старшего дошкольного возраста
значительно шире. И это понятно.
Ребенок уже больше умеет,
больше знает.
Труд в природе
имеет свои особенности. Результатом
этого труда может быть материальный
продукт (выращенные ребенком
овощи, посаженное им деревце
и др.). Это сближает детский
труд с производительным трудом
взрослых.
Труд в природе
чаще всего имеет отсроченный результат:
посеяли семена и лишь через некоторое
время смогли наблюдать результат в виде
всходов, а затем и плодов. Эта особенность
помогает воспитывать выдержку, терпение.
Труд в природе
дает возможность одновременно
развивать познавательные интересы. Дети
наблюдают за ростом и развитием живых
объектов, узнают об особенностях некоторых
растений и животных, экспериментируют,
познавая неживую природу. Этот вид труда
дает детям возможность доставлять радость
другим людям (угощать выращенными плодами,
дарить цветы).
Таким образом,
труд в природе способствует
не только трудовому воспитанию,
но и нравственному, эстетическому,
умственному, физическому развитию.
Ручной и художественный
труд по своему назначению
является трудом, направленным на
удовлетворение эстетических потребностей
человека. В его содержание входит изготовление
поделок из природного материала, бумаги,
картона, ткани, дерева. Этот труд способствует
развитию фантазии, творческих способностей;
развивает мелкие мышцы рук, способствует
воспитанию выдержки, настойчивости, умению
доводить начатое до конца. Результатами
своего труда дети радуют других людей,
создавая для них подарки. Художественный
труд в дошкольном учреждении представлен
в двух направлениях: дети изготовляют
поделки и учатся украшать своими изделиями
помещение группы к праздникам, оформлять
выставки и т. п.
Отдельные элементы
ручного и художественного труда
можно вводить уже в младших
группах. При этом участие взрослого
обязательно. Точнее говоря, дети помогают
взрослому в создании поделок. И хотя активность
детей этого возраста минимальна, но приобщение
к такому интересному труду очень полезно.
Малыш видит, как в руках воспитателя простая
палочка вдруг превращается в куклу, а
шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство»
завораживает детей, восхищает и побуждает
к собственной деятельности. [4]
Применительно
к дошкольному возрасту можно
говорить и о зарождении умственного
труда. Умственный труд сопровождается
(должен и может сопровождать)
любой другой вид детского труда, если
мы хотим, чтобы он выполнялся сознательно.
Необходимо воспитывать у детей интерес
и уважение к умственному труду, показывать
его значение для людей и для конкретного
ребенка. В работе с детьми помогают рассказы
об ученых, изобретателях. Умственный
труд ребенка имеет все структурные компоненты
трудовой деятельности: мотив, цель, процесс,
результат. Осуществляется он как в ходе
учебной деятельности, так и в повседневной
жизни.
Содержание труда
реализуется в разных формах организации.
В науке разработаны и введены в практику
разные формы организации труда детей
дошкольного возраста: поручения, дежурства,
общий, совместный, коллективный труд.
Поручения широко
используются во всех возрастных
группах детского сада. Воспитатели
должны знать, почему работу по трудовому
воспитанию надо начинать с индивидуальных
поручений, которые ребенок выполняет
вместе с воспитателем, и только много
позже переходить к другим формам. В силу
психологических особенностей дети младших
групп еще недостаточно самостоятельны
в своих действиях, склонны к подражанию,
они не могут согласовывать свои действия
с действиями товарищей и работать в нужном
для коллектива темпе, они часто отвлекаются,
не доводят начатое дело до конца. В этом
возрасте детей мало интересует результат,
их влечет сам процесс действия (они еще
не владеют необходимыми умениями и навыками
для достижения результата). Поэтому только
во второй младшей группе со второй половины
года, когда дети уже имеют некоторый трудовой
опыт, воспитатели используют групповые
поручения. Основной формой объединения
в труде детей этого возраста является
труд «рядом», когда каждый ребенок работает
самостоятельно и за свою работу отвечает
перед воспитателем; при всём этом ребенок
упражняется в умениях и навыках, необходимых
в коллективной работе.
В конце года во
второй младшей группе вводятся
дежурства - систематический труд,
требующий определенного уровня
самостоятельности. (Наиболее широкое
применение разные виды дежурства
получают в старшей и подготовительной
группах.)
Наиболее сложной формой
организации труда детей является
коллективный труд. Он широко
используется в старшей и подготовительной
группах детского сада, когда
навыки становятся более устойчивыми,
а результаты труда имеют практическую
и общественную значимость. Дети уже имеют
достаточный опыт участия в разных видах
дежурств, в выполнении разнообразных
поручений. Возросшие возможности позволяют
педагогу решать более сложные задачи
трудового воспитания: он приучает детей
договариваться о предстоящей работе,
работать в нужном темпе, выполнять задание
в определенный срок. В старшей группе
воспитатель использует такую форму объединения
детей, как общий труд, когда дети получают
общее для всех задание и когда в конце
работы подводится общий итог.
В подготовительной группе
особое значение приобретает
совместный труд, когда дети оказываются
в зависимости друг от друга
в процессе работы. Совместный
труд дает педагогу возможность
воспитывать положительные формы
общения между детьми: умение вежливо
обращаться друг к другу с просьбой, договариваться
о совместных действиях, помогать друг
другу.[5]