Трудовая деятельность дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:41, курсовая работа

Описание

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Содержание

1. Понятия «Труд», «Трудовое воспитание».
2. Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская.
3. Отличие труда взрослых и детей.
4. Задачи трудового воспитания.
5. Виды труда дошкольников.
6. Формы организации труда.
7. Условия воспитания дошкольников в труде.
8. Средства трудового воспитания в труде.

Работа состоит из  1 файл

теория.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

     Хозяйственно-бытовой  труд. Характерной особенностью  этого вида труда является  его общественная направленность. Необходимо формировать у дошкольников  представление о значении хозяйственно-бытового  труда для всех и лично для  каждого. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового труда, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.

      В особый вид  труда выделяется труд в природе.  Труд в природе благотворно  влияет не только на развитие  трудовых навыков, но и на  воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников. Данный вид труда имеет свои особенности: результатом может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.), это сближает детский труд с производительным трудом взрослых; труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат; он дает возможность одновременно развивать познавательные интересы дошкольников (дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу); этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

      Ручной и художественный  труд. Этот труд способствует  развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук,  способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить  начатое дело до конца. [8]

 

1.2. Характеристика видов и форм организации  детского труда

 

      Трудовое воспитание  является одной из важнейших  сторон воспитания подрастающего  поколения. В детском саду трудовое  воспитание заключается в ознакомлении  детей с трудом взрослых, в  приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

      Основные виды  труда в детском саду - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд  в природе, ручной и художественный  труд.

 Самообслуживание - это труд  ребенка, направленный на обслуживание  им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства. В младших группах воспитатель показывает способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. Нельзя просто сказать ребенку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». Для малыша трудно все: и взять, и растянуть резинку, и вставить ноги не в один чулок, а в два. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи, поддержки, подсказки.

      При обучении самообслуживающему  труду воспитатель использует  рассматривание картинок. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Желательно использовать и специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Следует показывать ребенку правильные приемы, знакомить с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их).

      Игрушки, персонажи кукольного театра, наблюдающие за детьми и обучающие их, делают процесс обучения привлекательным, эмоционально насыщенным. Помогают ребенку и поэтическое слово, песенки, шутки.

      Содержание труда  по самообслуживанию изменяется  на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

      В содержание труда  по самообслуживанию у старших  дошкольников входит и забота  о себе: подготовка рабочего места  перед началом рисования; уборка  и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг.

      Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную  независимость от взрослого, у  него формируется чувство уверенности  в себе.

      Хозяйственно-бытовой  труд. Это второй вид труда,  который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу. Хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, подметать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.

      Хозяйственно-бытовой  труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка и т. п. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей мнение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важна положительная оценка, похвала.

      Дети среднего  и старшего дошкольного возраста  способны к более разнообразному  хозяйственно-бытовому труду и  меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), участка (сгребать снег, убирать листья); принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды.

      Постепенно дети  приобретают самостоятельность  и в этом виде труда. Воспитатель  использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и  результатов, оценки, обучения отдельным  способам выполнения трудовых  операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.

      Навыки хозяйственно-бытового  труда, приобретенные детьми в  дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.

      В особый вид  труда выделяется труд в природе.  Содержанием такого труда являются  уход за растениями и животными,  выращивание овощей на огороде,  озеленение участка, участие в  чистке аквариума и др. Труд  в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

      В младших группах  внимание детей привлекают к  растениям и животным. Воспитатель  организует наблюдения за  животными и при всём этом старается поддерживать интерес малышей. Вместе с взрослым и под его руководством ребенок ухаживает за живыми объектами.

      Обязанности детей  старшего дошкольного возраста  значительно шире. И это понятно.  Ребенок уже больше умеет, больше знает.

      Труд в природе  имеет свои особенности. Результатом  этого труда может быть материальный  продукт (выращенные ребенком  овощи, посаженное им деревце  и др.). Это сближает детский  труд с производительным трудом  взрослых.

      Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.

        Труд в природе  дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы).

      Таким образом,  труд в природе способствует  не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому,  умственному, физическому развитию.

      Ручной и художественный  труд по своему назначению  является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

      Отдельные элементы  ручного и художественного труда  можно вводить уже в младших  группах. При этом участие взрослого  обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности. [4]

       Применительно  к дошкольному возрасту можно  говорить и о зарождении умственного  труда. Умственный труд сопровождается (должен и может сопровождать) любой другой вид детского труда, если мы хотим, чтобы он выполнялся сознательно. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для людей и для конкретного ребенка. В работе с детьми помогают рассказы об ученых, изобретателях. Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

      Содержание труда  реализуется в разных формах организации. В науке разработаны и введены в практику разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

      Поручения широко  используются во всех возрастных  группах детского сада. Воспитатели должны знать, почему работу по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при всём этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

    В конце года во  второй младшей группе вводятся  дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня  самостоятельности. (Наиболее широкое  применение разные виды дежурства  получают в старшей и подготовительной группах.)

    Наиболее сложной формой  организации труда детей является  коллективный труд. Он широко  используется в старшей и подготовительной  группах детского сада, когда  навыки становятся более устойчивыми,  а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.

    В подготовительной группе  особое значение приобретает  совместный труд, когда дети оказываются  в зависимости друг от друга  в процессе работы. Совместный  труд дает педагогу возможность  воспитывать положительные формы  общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.[5]

Информация о работе Трудовая деятельность дошкольников