Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования - выявить, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника.
Проанализировать методическую литературу по организации труда.
Выявить влияние труда в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Особенностью  руководства трудом в старшей  группе является и то, что воспитатель  обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь [18, 111].

Таким образом,  в организации различных видов  труда ведущая роль принадлежит  педагогу. Он продумывает организацию  педагогического процесса, обеспечивающего условия, стимулирующие проявление и закрепление формируемого качества. Стиль руководства трудовой деятельностью детей должен строиться не на основе «директивного» предложения, которое является внешним для детей, а на основе формирования внутренних побуждений к трудовой деятельности, искреннего интереса к труду детей, доброжелательности и доверия. Воспитатель учит принимать цель или ставить ее самостоятельно, выдвигая общественно-значимый мотив, преодолевая трудности, достигать результата, работать совместно, помогая товарищам, воспитывает стремление выполнить работу как можно лучше.

 Педагог продолжает работу по  обогащению детей знаниями о труде взрослых. Формирует обобщенные представления о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия ценности его результатов для  общества. В этой работе  использует  наряду с наблюдениями и экскурсиями  опосредованное ознакомление детей с различными видами труда. С этой целью широко используется художественная литература, например: С. Маршак «Почта», М. Пожарова «Маляры»,С. Маршак «Мы военные», М. Ильин и Е. Сегал «Машины с нашей улицы», И. Виноградов «Сквозь буран», С. Сахаров «Два радиста», В. Маяковский «Кем быть» С. Баруздин «Кто построил этот дом», О. Донченко «Голубой винтик», Л. Дегутите «Руками человека» и др. Воспитатель знакомит детей с видами труда по производству различных вещей, материалов, с их взаимосвязью; знакомит   с общественным разделением труда и показывает  роль различных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например, чтобы сшить платье, нужна ткань, чтобы ее произвести, нужен хлопок. Одни люди выращивают хлопок, другие  производят ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовые вещи и заботятся, чтобы человек мог выбрать для себя красивую и удобную одежду. На основе таких знаний дети способны усвоить обобщенное понимание необходимости разных видов труда, значения их для людей, необходимости труда в обществе.

Впечатления об окружающей действительности являются фундаментом трудового воспитания. Чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше возможности для его развития и  воспитания. Детей следует знакомить с окружающими предметами и явлениями, учить любить природу, познавать ее жизнь, знакомить с общественной жизнью страны. Все перечисленные направления в работе непосредственно обогащают нравственный опыт ребенка и способствуют формированию   таких качеств,  как трудолюбие, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность, уважение к труду взрослых и другие ценные качества личности будущего гражданина – труженика [24, 28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На этапе  дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего  мира: ребенок получает эмоциональное  впечатление о природе, накапливает  представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают и помогают маленькому человеку понять прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Чтобы понимать природу, устанавливать причинно-следственные связи, состояние природы ребенку  необходимо создать необходимые  условия, которые помогут ему наблюдать, исследовать изменения происходящие с объектами природы.

Дети дошкольного  возраста проявляют огромный интерес  к природе. Нет ни одного объекта  или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя - развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников. Примером является организация уголка природы, участки в ДОУ. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения разной деятельности с дошкольниками.

Формы организации  трудовой деятельности детей на природе, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные. Выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Основными формами  организация трудовой деятельности детей в природе являются индивидуальные поручения, дежурства и коллективный труд. При этом коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения [25, 13].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

  1. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). – Астана, 2009.
  2. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой: Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: дошкольное образование - Минс, 2009.
  3. Л. Бобылева, О. Дупленко. О  программе экологического воспитания  старших дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1998. № 7
  4. Васякина - Новикова Ж.Л. Паутинка. - М.: Издательский центр: «Академия», 1996.
  5. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: «ЭКСМО», 1997.
  6. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. № 7
  7. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: «Мозаика-Синтез», 1999.
  8. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003.
  9. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных/ Под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: «Просвещение», 1982.
  10. Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.- М.: «Посвещение», 1978
  11. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.: «Просвещение», 1980.
  12. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб. пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой. — М.: «АЙСАН-ПРЕСС»,  1991.
  13. Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: «ЭКСМО», 1992.
  14. Дошкольная педагогика: Содержание воспитания в детском саду/ Под ред. В.И.Логиновой и Т.Г.Саморуковой.-М.: «Просвещение»,1983.
  15. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005.
  16. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.– М.: «Просвещение», 1989.
  17. Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М.: «Просвещение», 1983.
  18. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., СПб.:  Изд.: «Детство-пресс», 2003.
  19. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
  20. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.
  21. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе.- М.: «Просвещение», 1976.
  22. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  23. Дошкольная педагогика./ Под ред. Козловой С.А.- М.: «Владос», 2001.
  24. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников» // «Дошкольное воспитание», 1995 г.- № 5
  25. Филиппова Г., «Экологическое воспитание: психологические основы» // Дошкольное воспитание. – 1996.-№ 7



Информация о работе Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой