Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования - выявить, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника.
Проанализировать методическую литературу по организации труда.
Выявить влияние труда в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Все эти особенности  развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель позднее уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда.

Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д.  Воспитателю нужно понять, что овладение ребенком навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные трудовые умения и навыки будут позже служить основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желание трудиться, включать в труд по собственному побуждению [11, 180-181].

 Параллельно  с формированием трудовых навыков,  воспитатель ведет работу по ознакомлению с трудом взрослых (помощника воспитателя, дворника, медицинской сестры и т.д.). Воспитатель в процессе этой работы развивает интерес детей к трудовой деятельности взрослых; дает конкретные представления об их труде, об общественной значимости труда; закрепляет представления о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах их труда; о названии оборудования, инструментах и материалах необходимых для работы. Вся эта работа направлена на воспитание уважения к труду взрослых, к результатам их труда и стремления подражать взрослым.

Основные формы  ознакомления с трудом взрослых: наблюдения, чтение художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры; организация  посильной помощи взрослым.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, "засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример других детей при оказании помощи отдельным детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда, Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить (земля сырая, сухая). Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д. [17, 125].

 

 

2.2 Методика организации детского труда в старшей группы

 

 

У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2—3 детям дают длительные поручения — ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т. д.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2—3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств до 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков  и умений ухода за животными и растениями (поливка и рыхление почвы, опрыскивание, обтирание листьев, подготовка корма для животных, их кормление, чистка клеток животных), а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения их к труду. Дежурные должны уметь договориться о том, что каждый будет делать, о последовательности операций. Воспитатель оказывает детям помощь в планировании работы (советует, напоминает, предлагает заранее обдумать, что и в каком порядке должно быть сделано).

Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время сам включается в работу дежурных и все трудовые процессы выполняет совместно с детьми. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношениях к обязанностям, о взаимоотношениях между дежурными во время работы.

По  сравнению с предшествующим возрастом  значительно усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Для общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, и результат получается общий, например коллективная работа в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т. д.

Реже, но имеет место и наиболее сложный  вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки.

При организации  коллективного труда воспитатель  помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.

Ведущий прием обучения старших дошкольников новому труду — объяснение. Показ способов применяется в основном при ознакомлении детей с новой трудовой операцией. В связи с общим более высоким развитием детей становится возможным показать сразу весь трудовой процесс, все задание, которое надо выполнить.

В процессе руководства трудом детей воспитатель  решает задачу развития чувства самоконтроля: проверяя выполнение задания, педагог ставит перед отдельными детьми вопросы, направляющие их внимание на результат труда, на сравнение его с заданием, учит соотносить свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка  носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества: «Посадил правильно, но землю прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить, как другой ребенок выполнил задание. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит и в том, что воспитатель ведет обсуждение с детьми, что нужно сделать и как надо выполнить работу. Так приучают детей не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Как видим, формы организации труда и методика руководства им на протяжении дошкольного возраста усложняются. Усложнение определяется возрастными возможностями ребенка, а также развитием самой трудовой деятельности [14, 25-26].

 

Воспитанники  старшей группы под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают рыхлят землю, обрезают сухое листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения, В уголке природы, а огороде и, цветнике они выращивают растения; участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Дети продолжают ухаживать за животными — обитателями  уголка природы, за мелкими домашними  животными, живущими на участке детского сада: подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц. Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости того или иного способа ухода, умение устанавливать, связь между теми условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

Овладение трудовой деятельностью в старшей группе происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте, необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель  проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами  уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2—4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств—до двух дней, возможно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитости, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируются на доске дежурных.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование у них необходимых навыков и умений по уходу за животными и растениями, организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том, кто, что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т. д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

Большую роль в  руководстве работой дежурных имеет  оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как  они ухаживали за животными и  растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и поведении животных. При оценке дежурств следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждения о ее качестве, об отношении к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

По сравнению  с предыдущим возрастом значительно  усложняется организация коллективного  труда. Здесь имеет место общий  труд и труд совместный. При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий. Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т. д.

Имеет место и наиболее сложный вид коллективного труда — труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации  коллективного труда воспитатель  помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между  звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом  обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить  и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется  в основном при ознакомлении с  новой трудовой операцией.

В связи с  общим развитием детей становится возможным показывать трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют  наиболее сложные операции.

В процессе руководства  трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотносить свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит  положительный характер, но она дифференцируется по качеству: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Информация о работе Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой