Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования - выявить, как влияет труд в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования и трудового воспитания дошкольника.
Проанализировать методическую литературу по организации труда.
Выявить влияние труда в природе на воспитательно-образовательный процесс в воспитании дошкольников.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие  на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Общение детей  с природой имеет и идейно-мировоззренческое  значение. Накопление реальных, достоверных  представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания [8, 65].

Разнообразие  объектов природы позволяет воспитателю  организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.

Полученные  знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют  песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка положительное  влияние оказывает труд в природе. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.

Влияние природы  на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

С усвоением  системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения  к природе. Оно проявляется в  любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Велика роль знаний в формировании трудовых навыков  и умений. Зная о потребностях растений и животных, о том, что это - живые  организмы о которых нужно  заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.

Знания о  природе побуждают детей бережно  относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения  в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленное прочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда, Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача — формирование у детей любви  к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашем обществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Бережное отношение  к природе связано с развитием  наблюдательности, т. е воспитывая у  ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы  малыш не проходил мимо того или  иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование  бережного отношения к природе  зависит и от способности эстетически  воспринимать ее, т. е, уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Все перечисленные  задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач  требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т.д.) [12, 34-35].

Разнообразный труд в природе доставляет детям  много радости и содействует  их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к  природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

П.Г. Саморукова считает, что труд в природе имеет  большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость  состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда  в природе у детей формируются  знания о растениях ( свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни за ним в уголке природы.

Труд в природе  способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

В процессе труда  формируются практические навыки ухода  за растениями, развиваются интеллектуальные умения: планировать, подбирать материалы  и инструменты, намечать последовательность операций, распределить их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д.

П.Г. Саморукова утверждает, что создает благоприятные условия  для физического развития детей, т.к. в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются  эстетические потребности детей. Посильная  и интересная работа доставляет им радость, а это – основа для  воспитания в дальнейшем желание  трудиться, устойчивого интереса к труду [13, 131].

Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку-дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха большое значение имеют и движения на воздухе и сама близость с природой, которая всегда возбуждает эмоции, обостряет и активизирует деятельность анализаторов. Благодаря всему этому повышается жизнедеятельность детского организма, укрепляется его здоровье.

Работая на участке: в огороде, цветнике, ягоднике — дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, последовательность сельскохозяйственных работ, овладевают целым рядом практических   навыков.

Совместная, дружная и  результативная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности за общее дело, доставляет детям много удовольствия и радости.

Требуется, однако, соблюдение ряда условий для достижения этих положительных результатов.

Помимо создания среды, обеспечивающей возможность проведения различных работ, большое значение имеет организация самой работы.

Воспитатель должен заранее  наметить план, ясно и четко представить себе, чем именно он будет заниматься с детьми, определить последовательность работы и ее дозировку, организовать работу так,

чтобы все дети могли удовлетворить  свое желание трудиться, чтобы всем хватило места, рабочего инвентаря, учебного материала.

Не должно быть такого положения, когда часть детей занята, а  другая лишь смотрит или когда  воспитатель, не доверяя детям, почти все делает сам, а дети стоят вокруг. Каждый ребенок должен не только знать, как выполняется та или иная работа, но и уметь ее делать.

Если условия, в которых  протекает работа, или сама работа не допускает участия всей группы детей, привлекают часть ребят, а остальным предлагают поиграть, поручив надзор за ними воспитателю соседней группы или няне.

Все необходимое нужно  приготовить заранее: осмотреть  детский инвентарь, принести необходимые  материалы, перед началом работы проверить, все ли на месте, и только тогда приводить детей.

Объяснения и показ  воспитателя должны быть краткими и  интересными. Детей нужно расставить так, чтобы они не мешали друг другу и в то же время были все заняты. Торопить их во время работы не следует. Дозировку каждого задания нужно продумать так, чтобы не вызвать усталости, скуки и в то же время чтобы у детей всегда оставалось чувство удовлетворения от хорошо выполненного, законченного дела.

Дети любят работать на земле, им нравится серьезность дела, ощутимые результаты своего труда. Как часто можно услышать после работы от того или иного ребенка: «Вот хорошо поработали!»

Особенно ценят дети свое участие в труде вместе со взрослыми. Увлекает их обычно и каждый новый  вид труда. Но постоянного интереса ко всем работам на участке от дошкольников требовать нельзя.

Большое значение в организации  труда детей имеет их эмоциональное отношение к делу, которое создает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа, в особенности если она уже выполнялась не однажды, будет интересовать детей, иногда привлекает и воодушевляет их цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывает общий темп и слаженность. Увлеченные работой, дети стремятся положить на носилки как можно больше груза, не идти спокойно, а бежать, обгоняя друг друга; они как будто совсем не чувствуют усталости, и педагогу поэтому приходится очень решительно останавливать их.

При всяком виде трудовой деятельности детей воспитатель  должен помнить об охране их здоровья: не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтобы дети не поранили друг друга лопатой, граблями и т. д. Процесс работы надо организовать так, чтобы обеспечить смену движений и позы, хотя бы на самое короткое время.

Не следует  забывать о том, что непременным условием должны быть интерес и осмысленное отношение детей к любой работе. В противном случае появляется невнимание, рассеянность, небрежность, и задолго до наступления действительной усталости ребенок начнет жаловаться, что он устал.

На основании  физиологических данных установлено, что работы на участке, будучи правильно  организованными, не утомляют и не обременяют детей. В зависимости от условий  и возраста дети могут работать без перерыва от 10 до 20—30 минут.

Инвентарь должен соответствовать росту и возрасту детей и в то же время быть настоящим, а не игрушечным.

Очень хорошо, если детский сад имеет халатики на каждого ребенка. Халатики избавляют воспитателя и детей от боязни испачкать во время работы платье и от неприятных разговоров по этому поводу с родителями. Для поливки хорошо иметь клеенчатые фартуки с нагрудниками [14, 178-180].

 

 

 

 

2 Содержание  деятельности педагога по организации  детского труда в природе

 

 

2.1 Методика  организации детского труда в  младшей и средней группе

 

 

Особого внимание требует  методика руководства трудом в природе. Знания и навыки детей  не позволяют им быть самостоятельными в трудовой деятельности. Трудятся дети совместно с воспитателем. Малыши помогают воспитателю ухаживать за животными и растениями в уголке природы и на участке. Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой.

Информация о работе Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой