Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Технологии работы социального педагога с многодетной семьей.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

- широкое изучение  семьи-системы и каждого ее члена как индивида;

- дифференциация  семей на типы соответственно  деформированности семейных структур (Приложения 1, 2);

- разработка  программы (соответственно выделенным  в ходе дифференциации типам  семей) социальных воздействий  на семью коррекционно-воспитательной направленности;

- вхождение семьей-системой  в контакт с целью реализации  программы социальных действий;

- отслеживание  результатов коррекционно-воспитательной  деятельности с семьей и внесение  необходимых изменений. [6]

Изучение многодетной  семьи и каждого ее члена будет оптимизировано при использовании специальных карт семьи, анкет (см. Приложение 7). Данные этой документации могут быть вынесены на обсуждение во время круглого стола.

Кроме этого, необходима качественная и количественная характеристика показателей семьи для учета причин неблагополучия. Этим требованиям отвечает матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания (см. Таблицу 8).

Таблица 8 - Матрица  определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания

№ п/п

Показатели семьи

Баллы

1.

Состав  семьи

 
 

мать, отец, дедушка, бабушка

5

 

только мать и отец

4

 

мать и отчим, отец и мачеха

3

 

одна мать, один отец

2

 

нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2.

Санитарно-жилищные условия семьи

 
 

благоустроенная отдельная квартира

5

 

квартира с  родителями супруга(и)

4

 

более одной  комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

 

комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

2

 

комната в общежитии, в бараке без удобств

1

3.

Доход семьи

 
 

могут практически  ни в чем себе не отказывать

5

 

денег в основном хватает, но для покупки товаров  длительного пользования берут  в кредит или в долг

4

 

на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

 

живут от зарплаты до зарплаты

2

 

денег до зарплаты не хватает

1

4.

Педагогический  стиль семьи

 
 

постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера  доверия

5

 

слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

4

 

первичная ориентация родителей на собственную жизнь  при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

 

равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

 

напряженно-конфликтные  отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые  к детям

1

5.

Уровень социального здоровья семьи

 
 

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

 

здоровый образ  жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут "по привычке"

4

 

в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен  к выпивке

3

 

судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов

2

 

стоят на учете  с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

6.

Ценность  детей в семье

 
 

дети – главная  ценность в семье

5

 

дети – равнозначимая  ценность наряду с супружеством

4

 

дети дополняют  супружеские отношения

3

 

дети – элемент социального статуса: "как у всех"

2

 

дети – обуза, доставляют много дополнительных забот, беспокойства

1

7.

Отношения семьи со школой

 
 

высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность  о школьных делах ребенка

5

 

обращение к  педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

4

 

интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери

3

 

критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний

2

 

отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его  труда, по другим причинам)

1


Инструкция по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания

Общая сумма  баллов – 105.

При анализе  конкретной семьи сумма баллов:

- ниже 21 характеризует  семью группы повышенного риска  (чем меньше баллов, тем выше  риск);

- от 22 до 30 характеризует  семью в пределах допустимой нормы;

- более 31 балла  характеризует благополучные семьи  (чем больше баллов, тем устойчивее  благополучие).

Задача в работе с неблагополучной семьей заключается  в изменении ее статуса, нормализация межличностных отношений, морально-психологического микроклимата и устранение недостатков семейного воспитания. В связи с этим необходима работа по повышению педагогической грамотности родителей, вовлечение их в воспитательный процесс. [50]

Мы считаем  важным использование в практике работы с неблагополучными многодетными семьями следующих форм работы:

- регулярные  педагогические консультации (набор  тем консультаций будет зависеть  отданных, полученных при диагностике  межличностных отношений. Среди  них: педагогическая запущенность  подростков, причины и роль семьи в ее преодолении; типичные трудности школьников в освоении отдельных предметов и их предупреждение; влияние различных факторов на формирование вредных привычек и их преодоление; эмпатические умения, их выработка и роль в преодолении межличностных отношений в семье; выработка экспрессивных умений у родителей как средства предотвращения конфликтов между ними и др.);

- организация  деятельности психолого-педагогических  практикумов (поведение и нравственное  развитие подростка; отклонения  в поведении подростков и пути их преодоления; причины отклонений в поведении подростков; организация поведения учащихся; коррекция поведения учащихся и другие);

- постоянно действующие  семинары «В семье трудный  ребенок» (программа может включать  практикумы по составлению психолого-педагогической характеристики и путям его (ребенка) перевоспитания);

- использование  форм нетрадиционного проведении  родительских собраний.

Мы считаем  важным использовать в работе с семьей следующих тем нетрадиционных родительских собраний: "Законы семьи, законы жизни класса", "Психофизическое развитие подростков (трудный возраст)", "Детская агрессивность", "Семья и наркотики", "Влияние дисгармоничных семейных отношений на подростковую наркоманию".

Подробные методические разработки и ход проведения нетрадиционных родительских собраний (см. Приложение 8).

Кроме этого, одной  из форм работы с родителями многодетных  семей является выпуск брошюр, памяток  по воспитанию с целью повышения  педагогической грамотности. Мы предлагаем предоставить вниманию родителей книжку-памятку: "10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали" [7]:

№ 1. Обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».

Мнение  родителей. Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло? Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Теперь мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!

Мнение  психологов. Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воздействия. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствую фальшь. Одиножды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребёнка. Намного лучше сказать так: «Я буду тебя всё равно любить, но твоё поведение я не одобряю».

№ 2. Безразличие

«Делай что  хочешь, мне всё равно».

Мнение  родителей. Зачем напрягаться, спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребёнок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребёнка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение  психологов. Никогда не надо показывать малышу, что вам всё равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнёт проверять, насколько оно «настоящее». И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребёнок ждёт, последует ли за проступок критика или нет. Словом, замкнутый круг.

Лучше вместо показного  безразличия постараться наладить с ребёнком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

№ 3. Слишком  много строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказал (сказала), потому что я в доме главный (главная)».

Мнение  родителей. Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный принцип в воспитании. Дискуссии здесь недопустимы. Не важно, сколько ребёнку – 6 или 16 лет, детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение  психологов. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они делают то, что от них требуется. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребёнку, напоминает дрессировку. Ребёнок может беспрекословно исполнять всё, когда вы рядом, и плевать на все запреты, когда вас рядом нет.

Убеждение лучше  строгости. В случае необходимости  можно сказать так: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а  вечером мы спокойно всё обсудим  — почему и зачем».

№ 4. Детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам».

Мнение  родителей. Мы готовы всё сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворённость – в наших силах избавить малышей от всех этих трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребёнка.

Мнение  психологов. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребёнок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.

«Попробуй-ка сделать  это сам, а если не получится, я  тебе с удовольствием помогу» - вот  один из вариантов мудрого отношения  к дочери или сыну.

№ 5. Навязанная роль

«Мой ребёнок  – мой лучший друг».

Мнение  родителей. Ребёнок – главное в нашей жизни, он такой смышлёный, с ним можно говорить обо всём. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение  психологов. Дети готовы сделать всё, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете.

Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешёнными.

№ 6. Качество воспитания зависит от количества денег

«Больше денег  — лучше воспитание».

Мнение  родителей. Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребёнка, постоянно приходится ему во всём отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение  психологов. Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают всё, чтобы ребёнок ни в чём не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания.

На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведённый  вместе досуг для малыша намного  важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребёнка счастливым, а осознание  того, что он для вас самый-самый.

№ 7. Наполеоновские планы

«Мой ребёнок  будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».

Мнение  родителей. Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам – дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдёт время, и они оценят старания взрослых.

Мнение  психологов. К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своём воображении, разбивается о полное нежелание ребёнка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш ещё маленький и слушается взрослых, но затем, желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами. А это может быть не только злоупотребление тяжёлым роком в ночные часы, но и приём наркотиков. Заполняя день ребёнка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

№ 8. Слишком  мало ласки

«Поцелуй и  прочие нежности не так уж и важны  для ребёнка».

Мнение  родителей. Приласкать младшую сестрёнку? Какая ерунда! Поцеловать маму? Обнять папу? Да на это нет времени. А ещё многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев — есть более серьёзные и нужные вещи.

Мнение  психологов. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придаёт уверенности в своих силах. Но помните: желание приласкаться должно всё-таки в большинстве случаев исходить от самого ребёнка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

№ 9. Зависимость  воспитания от настроения

«Можно или нет? Это зависит от настроения».

Мнение  родителей. Неприятности на работе, плохие отношения в семье... Как часто взрослые выпускают пар на ребёнке. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом купить малышу давно обещанную игрушку, и всё будет в порядке.

Мнение  психологов. Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создаёт у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребёнок может понять только одно: всё равно, что я делаю, главное – какое у мамы настроение.

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей