Технологии работы социального педагога с многодетной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:14, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
В соответствии с целью исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что эффективность технологий работы социального педагога с многодетной семьей будет результатом применения комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение трудностей, возникающих у данной категории семей.
Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательной школы.
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации работы социального педагога с многодетными семьями.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
1.1 Современная семья в условиях социально-экономического кризиса
1.2 Проблемы многодетных семей на современном этапе
1.3 Технологии работы социального педагога с многодетной семьей
Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной семьей
2.1 Анализ работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений
2.2 Практические рекомендации для социального педагога по оптимизации работы с многодетной семьей
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Технологии работы социального педагога с многодетной семьей.doc

— 691.00 Кб (Скачать документ)

Одной из успешно  применяемых технологий работы социального  педагога с многодетной семьей является социальное консультирование. Социальное консультирование – это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Вероятно, правомерно выделять и социономическое направление консультирования.

Основной целью социономического консультирования является оказание помощи клиенту в решении его социальных проблем и в налаживании межличностных отношений с окружающими. Такая консультативная деятельность позволяет клиенту расширить представления о себе собственной ситуации, а затем пережить в себе свои новые возможности. Клиент в результате консультации должен принять ответственность на себя за происходящее с ним. Особенность технологии консультирования состоит именно в активизации резервов внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций. [37]

При проведении социономического консультирования важно  придерживаться основных принципов  этой деятельности. Ряд исследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо  выделяют шесть основных принципов социально-психологического консультирования:

- доброжелательное  и безоценочное отношение к  клиентам;

- ориентация  на нормы и ценности клиента;

- запрет давать  советы клиенту;

- анонимность  консультирования;

- включенность  клиента в процесс консультирования;

- разграничение  личных и профессиональных отношений.

Социально-психологическое  консультирование предполагает использование  своеобразных приемов и методов  работы с клиентами. К их числу  обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.

Важнейшим направлением социономического консультирования является семейное консультирование. Оно охватывает такой спектр проблем, как взаимоотношения  между супругами, между ними и их родителями, детьми и родителями. В последние годы в нашей стране создаются и начинают функционировать психолого-педагогические консультационные центры. Значительное количество лиц, обращающихся в них за помощью, - это родители, которых беспокоят проблемы воспитания и развития детей, конфликты во взаимоотношениях с ними. Как показывает практика, совершенно бессмысленно консультировать детей до 14-15 лет без участия родителей. Ведь их проблемы просто невозможно решать без анализа общего контекста семейных отношений, учета специфики общения детей с родителями.

Опыт работы психолого-педагогических консультационных центров свидетельствует, что школьная успеваемость входит в основное содержание запроса родителей в более  чем половине всех обращений. Приемы работы консультанта с детьми и родителями могут быть разными в зависимости от индивидуально-личностных особенностей клиентов. Однако есть некоторые правила, которые должны быть реализованы консультантом практически во всех консультациях родителей по поводу их детей. Как справедливо заключают некоторые ученые (Т.Н. Овчинникова), к таким правилам можно отнести:

- обязательное  наполнение родительской жалобы-запроса  конкретным содержанием путем  получения от родителей подробного  описания поведенческой ситуации, явившейся основой запроса;

- использование  принципов "стереоскопичности"  взгляда на ситуацию, т.е. фиксации  этого взгляда как субъективно,  с позиций, связанных с ситуацией  членов семьи, так и объективно, с позиции консультанта;

- совместное  с родителями выдвижение консультантом гипотезы об истории развития "отрицательного" качества у ребенка и возможных путях его преодоления.

Важнейшим направлением в работе с многодетными семьями  является также социально-правовое консультирование – в рамках поддержки создания малого бизнеса, - содействующее переходу к полной или частичной самообеспеченности данной категории семей.

Отсутствие рыночного  менталитета и информации о механизмах деятельности этой социально-экономической  системы требует создания специальных структур, оказывающих консультативно-методическую, информационную, организационную помощь семьям, изъявившим желание организовать малое производство. В настоящее время усилия государственных и негосударственных органов в этой сфере разрозненны и непоследовательны. Так, переученные в службах занятости и приобретшие современную специальность индивиды не могут применить её в силу ряда объективных причин, прежде всего, материально-экономического характера. Кредитование инициативных малых фирм затруднено отсутствием гарантий и высоким банковским процентом. Недостаток информации и рекламы приводит к тому, что производятся продукты, имеющие небольшой спрос, а то, что могло бы удовлетворить вполне платёжеспособный спрос, не находит потребителя.

Татьяна Шеляг, исследуя социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи, отмечает: "Представляется весьма полезным введение в органах муниципального самоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией о ресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь на наблюдения территориального работника социальных служб, судить о целесообразности или нецелесообразности выделения кредитов и оказания иной помощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере, отсечению таких претендентов, которые заведомо не способны к предпринимательской деятельности".

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий социальной работы с многодетными семьями, играет важную роль в системе социального обслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий. [18, 27, 32]

Одной из технологий социальной работы с многодетной  семьей, направленной на поддержку  данной категории семей, является социальный патронаж.

Патронаж – это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.

В настоящее  время различают два направления  социального патронажа семьи.

Первое направление  основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей  особого риска. Она включает в  себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Второе направление  основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые  люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков)и т. д.

Рассматривая  первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует  в отношении больных и физически  неполноценных членов семьи, в том  числе детей (инвалидов), нуждающихся  в повседневном уходе.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж, проводят консультирование, находят вместе с  клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют  посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений. [24]

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей  различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся  на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

Социальный патронаж семьи включает следующие направления:

- информационно-аналитическое,  связанное с идентификацией и  фиксацией ситуации как неблагополучной  или опасной;

- прямое вмешательство  в ситуацию;

- заключение  социальной службой договора  о сотрудничестве и его планирование; непосредственная поддержка клиента  патроната (патронат);

- контроль, оценка  и завершение работы с клиентом.

На всех этапах работы с многодетной семьей социальный педагог фиксирует на специальных учетных карточках основное содержание работы данной семьей.

В патронировании семьи используются самые разнообразные  формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного настроя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т.д.); педагогического просвещения родителей, обучения социальным умениям, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т.д.

Таким образом, патронаж в системе патроната  и социальной работы означает:

- на уровне  клиента – его начало с момента  определения и квалификации социальной  службой жизненной ситуации клиента  как тяжелой и даже опасной для него самого и его ближайшего окружения;

- на уровне  содержания патронажной работы  – выдвижение тех задач, которые  выходят за рамки содержания  социальной помощи в обычном,  традиционном смысле, а потому  и не включены в работу с  периодически возникающими у людей проблемами;

- на уровне  методов патронажа – использование  не только традиционных путей  оказания помощи, по и специальных  дополнительных "обходных", а также  дифференцированной, многоплановой,  разносторонней и "пошаговой"  помощи, включающей формирование мотивации, развитие отношений, применение воздействий, которые чаще всего используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;

- на уровне  организации – это система  патроната, т. е. особая форма  организации среды в отношениях  с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;

- на уровне  границ социальной работы –  максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного  целенаправленного привлечения  к процессу оказания социальной  помощи и поддержки целого  ряда специалистов (по горизонтали)  и ведомств, организаций и учреждений за пределами социальной службы (по вертикали);

- на уровне  продолжительности работы – пролонгация  процесса оказания помощи и  поддержки и выход за рамки  какого-то одного вида и одной  формы помощи (комплексный подход). [14, 21]

Таковы основные характеристики технологий работы социального педагога с многодетной семьей. Умелое применение действенных социальных технологий, включая технологий социальной работы с социально уязвимыми группами многодетных семей, может обеспечить прогрессивное развитие государства и выбор наиболее оптимального механизма общественного функционирования.

Таким образом, проведенный нами теоретический  анализ показал, что семья на современном  этапе развития находится в состоянии  кризиса, порожденного социально-экономическими, общественными условиями, сменой ценностных ориентаций и приоритетов в отношении семьи как социального института. Для преодоления негативных тенденций, в данной области требуется усиление мер политики социальной поддержки и защиты семьи. Многодетные семьи являются объектом особого внимания социальных служб ввиду своей социальной незащищенности и повышенной социальной уязвимости. Государственная политика социальной защиты уязвимых слоев и групп населения в первую очередь должна быть ориентирована на превентивные и профилактические меры, которые бы способствовали предупреждению трудностей в этой области. В связи с этим, представляется возможным изучить технологии работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения для глубокого анализа проблем данной категории семей и выработки практических рекомендаций для социального педагога.

 

Глава 2. Практические основы проблемы работы социального педагога с многодетной  семьей

2.1 Анализ  работы социального педагога  с многодетной семьей в условиях общеобразовательных учреждений

Анализ теоретических  положений проблемы работы социального  педагога с многодетной семьей показал, что современная семья как  социальный институт находится в  состоянии кризиса и нуждается  в государственной поддержке. Многодетные семьи являются наиболее уязвимой категорией в силу своей повышенной иждивенческой нагрузки ряда других причин. Социальная помощь данной категории семей должна включать, кроме адресной социальной помощи, комплекс превентивных и профилактических мер, направленных на предупреждение проблем, возникающих у многодетных семей. В связи с этим, нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение технологий работы социального педагога с многодетной семьей в условиях общеобразовательного учреждения.

Информация о работе Технологии работы социального педагога с многодетной семьей