Технологии педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание

Цель работы: Раскрытие особенностей технологии педагогического общения.
Объектом исследования является педагогическое общение.
Предметом исследования выступает технология педагогического общения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя…….5

1.1 Понятие о технологии педагогического общения…………………….5

1.2 Техника речи…………………………………………………………..10

1.3 Характеристика этапов педагогического общения………………….13

ГЛАВА 2. Стратегии педагогического общения……………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПОЛНОСТЬЮ!!!.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

В заключении важно отметить тот факт, что особое значение в процессе педагогического общения приобретает необходимость индивидуализации педагогической технологии общения. Это требует особой стратегии взаимодействия в диаде "учитель - ученик", предполагающей наличие у педагога открытости, чувствительности к внешним влияниям, в данном случае к индивидуальным особенностям ребенка, его эмоциональным состояниям и мотивационным тенденциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

1.      Бодалев, А.А. Личность и общение. - М., 1995. – 190 с.

2.      Герасимов, В.П. Стратегии педагогического взаимодействия и дезадаптированность школьников / Герасимов В. П., Подойма Е.Ю., Ковалев Ю.А. - М., 2001. – 150с.

3.      Григорович, Л.А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2003. – 215с.

4.      Дука, Н.А. Введение в педагогику. - Омск, 1997. – 146 с.

5.      Зязюн, И.Я. Основы педагогического мастерства - М., 1989. – 231 с.

6.      Знаков, В. В. Понимание в познании и общении. - М., 1994. – 178 с.

7.      Ильин, Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 1992. – 234 с.

8.      Каган, М.С. Мир общения. - М.: Просвещение, 1987. – 256 с.

9.      Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования. – М., 1985. -  95 с.

10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1997. – 232 с.

11. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1980.— 114 с.

12. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение. – М., 1999. – 213 с.

13. Леонтьев, А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. – 340 с.

14. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М.: Педагогика, 1994 г.

15. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991. – 243 с.

16. Рыдалова, И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998. - 319 с.

17. Сластенин, В.А Психология и педагогика. - М.: Академия, 2004. – 304 с.

18. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива. - М., 1975. - 206 с.

19. Чистякова, Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. – Л., 1987. – 215 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Опросник "Стратегии педагогического общения"

 

ИНСТРУКЦИЯ

Вам будет предложен ряд вопросов, касающихся Ваших предпочтений в построении взаимоотношений с людьми. Нам кажется, что Вам будет полезно узнать положительные и , особенно, отрицательные характеристики этих отношений. Поэтому мы ждем от ВАС положительного отношения к процедуре и откровенных ответов на поставленные вопросы. Полученная информация не станет достоянием посторонних лиц и будут обсуждена лично лишь с участником эксперимента.

Опросник построен в форме утверждений. Если утверждения соответствуют Вам хоть в малейшей степени, то Вы ставите "+" против номера данного утверждения на отдельном листочке. Если данная характеристика Вам не соответствует, то ставите "-".

1.                 В общении я не пытаюсь замаскировать те эмоциональные состояния, которые в данный момент владеют мной.

2.                 Я считаю, что мои отношения с детьми всегда складываются удачно.

3.                 Если меня раздражают, то я скрываю это.

4.                 Конечно, о людях, с которыми я общаюсь, надо знать все, но считаю, что это невозможно и не стремлюсь к этому.

5.                 Мне всегда интересно, каким меня видят другие.

6.                 Считаю, что человек, с которым я общаюсь, должен знать, как я к нему отношусь.

7.                 Мне кажется, что кое-кто преувеличивает значение внутренних состояний ребенка для организации его учебной деятельности.

8.                 Когда я прихожу в класс, то я не пытаюсь замаскировать те эмоциональные состояния, которые в данный момент владеют мной.

9.                 Я всегда пытаюсь понять другого человека, и каково ему в данной ситуации.

10.             Я считаю, что моя жизнь касается только меня, и никого более, и поэтому я не люблю быть откровенным.

11.             Я часто, как-то подсознательно понимаю, что ждут от меня в процессе общения и стараюсь оправдать их ожидания.

12.             Я считаю, что в классе должен быть определенный настрой, и всегда демонстрирую радость и вдохновение, даже тогда, когда их у меня нет.

13.             Часто я так увлечен объяснением нового материала, что не в состоянии замечать, что происходит с детьми в этот момент.

14.             Я позволяю себе притворяться.

15.             Если ребенок пытается завести со мной откровенный разговор о своих проблемах, я предпочитаю уходить от такого разговора.

16.             Если происходящее вокруг меня не нравится, то я открыто говорю об этом.

17.             Мне всегда интересны другие люди, их внутренний мир, переживания, поведение.

18.             Я не думаю, что стоит молчать о своих трудностях, проблемах, неприятностях.

19.             Я могу изменить характер моего разговора, если вижу, что состояние моего партнера изменилось.

20.             Если дети данного класса раздражают меня, то я скрываю это.

21.             Я не чувствую, что необходимо предпринимать шаги для того, чтобы узнать что-то новое о своих учениках.

22.             Я ко всем детям отношусь ровно и одинаково.

23.             Считаю, что человек, с которым я общаюсь должен знать, как я к нему отношусь.

24.             Если мой контакт с ребенком оказался неудачным, пытаюсь разобраться в причинах и, если есть возможность, повторяю попытки.

25.             Я откровенно говорю своим школьникам об их положительных и отрицательных чертах характера и особенностях поведения.

26.             Я всегда хочу знать, как класс ко мне относится, и старюсь уловить качество этого отношения.

27.             Мои отношения с учениками никогда не влияют на оценки, которые я ставлю.

28.             Я не скрываю своего недовольства в чем-либо.

29.             Я никогда не поощряю откровенность других людей.

30.             Я считаю, что моя жизнь, кроме меня самого никого не касается, тем более учеников.

31.             Меня больше занимают мои собственные переживания, чем переживания других людей, в том числе и моих учеников.

32.             Я никогда не скрываю то, как я отношусь к людям.

33.             Перед началом диалога и во время его я пытаюсь уловить настроение другого.

34.             Я никогда не опаздываю на работу или свидание.

35.             Я считаю, что учитель имеет право притворяться.

36.             Новый человек всегда для меня проблема, так как я с трудом вхожу в контакт с ним.

37.             Даже когда я взвинчен, я стараюсь показаться окружающим спокойным.

38.             Конечно, я думаю, что о детях надо знать все, но считаю, что это невозможно и не стремлюсь к этому.

39.             Бывает так, что я делаю вид, что заинтересован в успехах данного человека или сочувствую ему, сопереживаю, хотя на самом деле мне все равно.

40.             Я всегда охотно выполняю то, что обещаю ученикам.

41.             Перед началом урока и на уроке я пытаюсь уловить настроение класса.

42.             Мне нравится казаться лучше, чем я есть на самом деле.

43.             Часто я заранее знаю, как поведет себя человек в данной ситуации.

44.             Я всегда информирую детей о той позиции, которую я занимаю в вопросах оценки поведения людей, морали, политики и т. п.

45.             Мне кажется, что я сразу улавливаю, когда у кого-то изменилось отношение ко мне.

46.             Я никогда никому не лгал

47.             Я считаю, что дети не должны знать о той жизни, которой я живу вне школы, о моих трудностях и проблемах.

48.             Когда ребенок чрезмерно "закрыт", и я не имею от него никакой информации, я стараюсь наладить с ним контакт.

49.             Даже тогда, когда я взвинчен, я стараюсь показаться детям спокойным.

50.             Я всегда могу уйти от конфликта, если этого захочу, так как сразу вижу, что человек начинает злиться.

51.             Мне трудно решиться на то, чтобы рассказать детям о моих жизненных неурядицах, неудачах и успехах.

52.             Иногда я слишком поздно замечаю, что отношение человека ко мне изменилось.

53.             У меня не бывает таких ситуаций, когда я говорю детям о вещах, в которых мало смыслю.

54.             Я никогда ни в чем не упрекаю своих учеников.

55.             Я всегда замечаю, когда кто-нибудь интересуется мною.

56.             Я думаю, что между учителем и учеником всегда должна быть дистанция, не понимаю тех учителей, которые пытаются наладить неформальные отношения с ними.

57.             Я стараюсь делать так, чтобы ученики могли откровенно поделиться со мной своими переживаниями.

58.             Я считаю нужным сделать так, чтобы ученики знали "педагогическую кухню".

59.             Мне нравится, когда я кажусь ученикам лучше, чем я есть на самом деле.

60.             Я всегда с нетерпением жду следующего дня, чтобы встретиться с моими учениками.

61.             Я ничего не хочу знать о других людях.

62.             Я считаю, что дети должны знать "жизненную" позицию учителя, и откровенно говорю с детьми на подобные темы.

63.             Считаю, что учитель должен знать и положительные, и отрицательные характеристики отношения к нему детей.

64.             Я не верю ни в какие суеверия.

65.             Я никогда не показываю своего истинного отношения к людям, особенно, если оно негативное.

66.             Я часто рассказываю другим о тех жизненных неурядицах, которые случаются со мной.

67.             Иногда делаю вид, что не слышу обращенного ко мне вопроса.

68.             Я всегда пытаюсь понять, что происходит с моими учениками, каково им в данной ситуации.

69.             В общении я всегда улавливаю отношение других ко мне.

70.             Я считаю, что для правильной организации взаимоотношений с детьми учитель должен знать, что с ними происходит, каково им в данный момент.

71.             Я часто делаю вид, что разбираюсь во многих вопросах, о которых я имею минимальное представление.

72.             Я всегда стараюсь узнать об учениках что-нибудь новое.

73.             Я не люблю выделяться, стремлюсь быть как все.

74.             Если ребенок раздражает меня, я не скрываю этого.

75.             Я могу изменить характер моего разговора с ребенком, если вижу, что его состояние существенно изменилось.

 

Ключ к опроснику:

Шкала "КОНТАКТ":
+: 1, 6, 8, 16, 18, 23, 25, 28, 32, 44, 58, 62, 66, 74;
-: 3,10,12,14,20,30,35,37,39,42,47,49,51,54,56,59,65,67,73.

Шкала "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ":
+: 5,7,9,11,17,19,24,26,33,41,43,45,48,50,55,57,61,63,68,69,70,72,75;
-: 2, 4, 13, 15, 21, 29, 31, 36, 38, 52.

Шкала ЛЖИ:
+22, 27, 34, 40, 46, 53, 60, 64, 71.

 

Обработка данных и интерпретация результатов:

Если по шкале "Лжи" испытуемый набрал более 4-х баллов, то можно говорить о неискренности в ответах, а результаты диагностики считать недействительными.

За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл.

Шкала

Низкие

Ниже среднего

Выше среднего

Высокие

Контакт

0 – 9 баллов

10 – 12 баллов

13 –15 баллов

16 – 33 баллов

Обратная связь

0 – 23 баллов

24 – 25 баллов

26 – 27 баллов

28 – 33 баллов

Информация о работе Технологии педагогического общения