Технологии педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание

Цель работы: Раскрытие особенностей технологии педагогического общения.
Объектом исследования является педагогическое общение.
Предметом исследования выступает технология педагогического общения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя…….5

1.1 Понятие о технологии педагогического общения…………………….5

1.2 Техника речи…………………………………………………………..10

1.3 Характеристика этапов педагогического общения………………….13

ГЛАВА 2. Стратегии педагогического общения……………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПОЛНОСТЬЮ!!!.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Техника речи

 

 

 

Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя [Мудрик 1997: 205].

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.

Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, который позволяет учителю донести до учеников все богатство своего слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.

Дыхание.

В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.

Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть голосом, дикцией, ритмикой [Ильин 1992: 167].

Голос.

Каковы же особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

Важное условие слышимости голоса - полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон - объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

Дикция.

Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка [Зазюн 1989: 154].

Ритмика.

Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.

Основные трудности,  которые  испытывает педагог в общении с учащимися,  связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке,  выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач,  с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального  отношения  к  учебному материалу,  а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. 

 

 

1.3 Характеристика этапов педагогического общения

 

 

 

      Профессиональное педагогическое общение имеет специфические характеристики, функциональную направленность. Анализ взаимодействия между субъектами педагогического общения позволяет сделать вывод о том, что контакты между ними реализуются в ходе последовательно сменяющихся этапов. Этапы общения отличаются друг от друга, имеют свои цели, способы осуществления.

Следует отметить тот факт, что разные педагоги и ученые выделяют разное количество этапов педагогического общения и характеризуют эти этапы по-разному.

Л.А.Григорович в составе педагогического общения выделяет три компонента: 1) Мотивационный, 2) Когнитивный и 3) Поведенческий [Григорович 2003: 115].. Представленная ученым структура процесса общения состоит из следующих стадий:

1. Потребность в общении.

2. Ориентировка в целях общения в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование (чаще бессознательно) темы, стиля, общения, речевых фраз.

5. Реализация общения.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.

7. Коррекция направления, стиля общения.

Как видно, каждый из этих пунктов составляет определенный этап в структуре педагогического общения

Педагоги Л.А. Байкова и Л.К. Гребёнкина, опираясь на идеи В.А. Кан-Калика, подчёркивают, что профессионально-педагогическое общение имеет определённую структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку [Кан-Калик 1997: 86].  Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения:

-моделирование предстоящего общения в процессе  подготовки  к уроку или мероприятию (прогностический этап);

-организация непосредственного общения (начальный период  общения) - "коммуникативная атака";

-управление общением в педагогическом процессе;

-анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Следует отметить тот факт, что большинство учёных также придерживаются этой точки зрения. В свою очередь, мы считаем, что предложенные В. А. Кан-Каликом этапы являются наиболее корректными, их проведение способствует наиболее успешному осуществлению педагогического общения.  Является целесообразным остановиться на данной структуре педагогического общения и  подробно рассмотреть каждый этап в отдельности. 

1) Первая стадия  педагогического общения - его моделирование связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия,  адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

Предварительное моделирование помогает педагогу  представить вероятностную  схему взаимодействия.  Кроме того,  на этой стадии происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных,  достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия.

Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы,  например на уроке выбор средств достижения эмоциональной синхронности взаимодействующих субъектов.  Это,  в свою очередь, определяет собственно педагогические аспекты взаимодействия,  позволяет педагогу представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

В.А.Кан-Калик, считая коммуникативную подготовку  учителя  к уроку важным элементом педагогического общения, разработал технологию ее осуществления.  Она может быть  представлена  следующими рекомендациями:

-вспомните конкретный класс или ряд классных  коллективов,  в которых предстоит давать уроки;

-попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом,  стремитесь развивать положительные эмоции от общения с классом и блокировать отрицательные - они будут вам мешать;

-вспомните, какой тип общения свойствен вам именно  в  данном классе, возможен ли он на сегодняшнем уроке, вписывается ли в него;

-попытайтесь представить,  как класс воспримет вас и материал урока;

-соотнесите присущий  вам  стиль общения с классом с задачами (обучающими,  развивающими,  воспитывающими) сегодняшнего  урока, попытайтесь добиться их единства;

-работая над конспектом,  планируя фрагменты и  части  урока, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;

-вспомните ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте  стереотипных  психологических установок по отношению к детям;
попытайтесь почувствовать  предстоящую  атмосферу общения на уроке, это сделает вас более уверенным [Кан-Калик 1997: 183].

2) На втором этапе происходит соотнесение ранее известного с новой информацией. Этот этап протекает достаточно быстро (2-5 минут), но имеет большое значение для ориентации в ситуации общения. Условно его называют "коммуникативной атакой", во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны техника быстрого включения класса в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.

Необходимо показать свою заинтересованность  в общении, задать вопросы, на которые могут быть получены положительные ответы, обращаться к детям лучше всего по именам.

За чрезвычайно малый промежуток времени конкретизируется спланированная ранее модель общения, уточняются условия и структура предстоящего общения, осуществляется начальная стадия непосредственного взаимодействия, начинается управление инициативой в общении.

3) Третий этап - управление общением – характеризуется развитием контактов между учениками и учителем. В данной ситуации педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Учителю необходимо поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. На этом этапе педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонениях от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.

На этом этапе важно различать и уметь использовать нюансы в настроении, в поведении детей. Также необходимо умение сопереживать, понимать состояние другого и построить общение на основе этого понимания. Все это помогает педагогу решать разнообразные педагогические задачи, связанные с обучением и воспитанием детей.

4) Четвертая стадия  - анализ осуществленного общения и моделирование нового, соотнесение средств и результата. Педагог должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учётом необходимых корректив[Дука 1997: 97].

Представленная логика и этапность  процесса  педагогического общения  в реальной педагогической деятельности могут быть и иными.  Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными,  а иногда,  напротив, чрезмерно растянутыми. Однако представленная  логика  раскрывает  наиболее  типичные  ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Технологии педагогического общения