Становление творческой индивидуальности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 00:15, курсовая работа

Описание

Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Проблему творчества в разное время изучали психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие творчества и творческой индивидуальности…………...6
1.1 Общее понятие о творчестве…………………………………………….6
1.2 Творческий потенциал личности………………………………………..10
1.3 Негативные факторы, препятствующие развитию
творческих способностей студентов………………………………………..14
Глава 2. Развитие творческой индивидуальности…………………………17
2.1 Творчество в профессии педагога……………………………………....17
2.2 Условия развития творческой индивидуальности……………………..25
Заключение…………………………………………………………………...27
Приложения…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2011.doc

— 330.00 Кб (Скачать документ)

  Итак, воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства.  

      2.2 Условия развития  творческой индивидуальности

     Суммируя  вышеизложенное, можно выделить условия, которые способствуют эффективному развитию творческой индивидуальности, а следовательно, и инновационности в структуре профессиональных компетентностей будущих специалистов:

     - соучастие студентов в планировании  и реализации собственного образовательного процесса путем создания индивидуальных образовательных траекторий;

     - создание научно-исследовательских групп для работы над инновационными проектами, состоящих их ученых, аспирантов и студентов, и функционирующих на базе инновационных структур вуза;

     - обеспечение возможности использования  в процессе обучения разнообразных  источников новейшей информации, наличие цифровых образовательных  ресурсов по изучаемым дисциплинам;

     - развитие в структуре инновационной культуры будущих специалистов проектно-технологической и информационной составляющих;

     - формирование положительной мотивации  для проявления и развития  креативности студентов на всех  этапах обучения, поощрение выполнения

     творческих  заданий, проектов, моделей и т. д.;

     - привлечение студентов к творческой инновационной деятельности во всех её формах и всестороннее обеспечение возможностей подготовки специалистов с развитой инновационной культурой;

     - использование в процессе обучения заданий, направленных на развитие таких аспектов творческого мышления как: способность к генерации идей, способность комбинировать, дивергентность мышления, визуальное творчество, ассоциативное мышление и т. д.;

     - использование в обучении современных инновационных образовательных технологий, направленных на соединение учебного процесса с учебно-инновационной и научно-инновационной работой, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала студентов.

 

      Заключение

     Таким образом, творческая индивидуальность выпускника университета, по нашему мнению является системным, интегративным, личностным образованием, представляющим собой совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств. Данное образование возникает и развивается лишь во взаимодействии субъекта со специфическими творческими формами человеческой деятельности – учебно-исследовательской и научно-исследовательской, учебно-производственной и научно-производственной, рассматриваемых нами как условие и средство творческого овладения будущей профессией. Кроме того, творческая индивидуальность специалиста проявляется в неповторимом, самобытном способе осуществления профессиональной деятельности, предполагающей качественное преобразование личности специалиста, развитие его творческого потенциала.

     Инновационная культура будущего специалиста формирующаяся на основе интеграции культуры, образования, науки, производства и менеджмента предполагает включение студентов в инновационную деятельность в непрерывном образовательном процессе вуза. Как было отмечено выше, именно учебно-исследовательская и научно-исследовательская, учебно-производственная и научно-производственная деятельность, носящая инновационный характер, способствует становлению творческой индивидуальности будущего специалиста, что позитивно отразится на формировании инновационной культуры.

     Развитие  творческой индивидуальности будущего специалиста связано с созданием  необходимых для успешного осуществления  этого процесса условий, как внешних, так и внутренних. К внешним условиям можно отнести сформированное научно-образовательное пространство университета, ориентированное на развитие инновационной культуры специалистов, психологический климат, созданный профессорско-преподавательским коллективом вуза, принятый стиль педагогического общения, характер организуемой педагогической деятельности. Внутренним условием и средством участия субъекта в развитии своего творческого потенциала является готовность личности к творческому инновационному саморазвитию и самореализации.

 

Приложения 

ТЕСТ "КРЕАТИВНОСТЬ" (Автор Вишнякова Н.)

     Тест "Креативность" позволяет выявить  уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я - реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.

     Вам предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества, отвечая на вопросы теста. Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе па вопрос поставьте знак «+», при отрицательном поставьте знак «-»  в графу «Я-реальный» и «Я-идеальный». Долго над ответом не задумывайтесь, потому что первый ответ импульсивный и обычно правильный. Будьте искренни! 

№ п/п Ин-декс Содержание  вопроса Образ «Я-реальный» Образ «Я-идеальный»
1. М Задумываетесь ли вы, какие причины  заставляют вас создавать  что-либо новое?    
2. Л Бывают  ли у вас неприятности из-за собственного любопытства?    
3. О Возникает ли у вас желание  оригинально усовершенствовать  хорошую вещь?    
4. В Мечтаете  ли вы приобрести  известность, создав что-либо социально  новое?    
5. И В ситуациях риска  вы доверяете интуиции?    
6. Э Вы  считаете, что в конфликтных ситуациях возможно избежать эмоциональных переживаний?    
7. Ю Отвечаете ли вы шуткой, если вас  разыгрывают?    
8. П Если  представится случай, вы поменяете работу на более оплачиваемую, но менее творческую?    
9. М Вы  продумываете последствия  принимаемого вами решения?    
10. Л Познание  нового перестает  быть любопытным для  вас, если оно связано  с риском?    
11. О Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по назначению?    
12. В Бывает  ли так, что  когда  вы рассказываете  о каком- нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям?    
13. И В экстремальных ситуациях  вы чаще прислушиваетесь  к голосу разума, чем к интуиции?    
14. Э Доставляет  ли вам эмоциональное  удовлетворение процесс  творческой деятельности?    
15. Ю Любите  ли вы шутить и смеяться  над собой?    
16. П Изобретали  ли вы что-то новое  в интересующей вас  сфере деятельности?    
17. М Утомляет  ли вас работа, требующая  творческого мышления в нестандартных  ситуациях?    
18. Л Отмечают  ли окружающие, что  вы во все вникаете?    
19. О Является  ли редким ваше увлечение?    
20. В Бывает  ли, что у вас  возникают необычные  образы, связанные  с реальными событиями?    
21. И Вы  иногда предчувствуете, кто звонит вам  по телефону, еще  не сняв трубку?    
22. Э Равнодушны  ли вы к отрицательным проявлениям эмоций чужих детей?    
23. Ю Смеетесь  ли вы над своими неудачами    
24. П Посещали  бы вы ради новых  знаний специальные  занятия, даже если это  связано с неудобствами?    
25. М Достаточно  ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой?    
26. Л На  философские детские  вопросы вы нашли  ответы в зрелом возрасте?    
27. О Испытываете ли вы потерю интереса к оригинальным, рискованным  предложениям ваших  партнеров по работе?    
28. В Фантазируете  ли вы сейчас, как  бы вы жили в другом городе или в другом веке?    
29. И Вам трудно предвидеть последствия  предстоящего события?    
30. Э Вы  чувствуете эмоциональный  подъем и вдохновение  в начале нового дела?    
31. Ю Бывает  ли так, что вы заранее  готовили шутку или  шутливые истории с целью развеселить компанию?    
32. П Утомляют  ли вас неожиданности  в профессиональной деятельности, требующие  новых выходов  из создавшейся ситуации?    
33. М Вы  продумываете варианты решения трудных  проблем, прежде чем  сделаете выбор наиболее продуктивного?    
34. Л Когда вы долго не познаете новое, вас мучает чувство неудовлетворенности?    
35. О Вы  любите работу, требующую  смекалки, даже если она связана с  трудностями реализации?    
36. В Сталкиваясь с необычными проблемами, вы  предвидите перспективы их решения?    
37. И Снился  ли вам когда-нибудь сон, который предсказал происшедшие потом  события?    
38. Э Сочувствуете  ли вы людям, которые  не достигли желаемого  результата в творчестве?    
39. Ю Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций?    
40. П Вы  выбирали профессию  с учетом своих  творческих возможностей?    
41. М Вам трудно продумать  многие отрицательные  последствия конфликтной  проблемы?    
42. Л Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового?    
43. О Будете  ли вы заниматься созданием  чего-то необычного, если это связано с какими-то трудностями?    
44. В Вам трудно представить  незнакомое место, в  которое вы стремитесь попасть?    
45. И Случалось ли так, что вы вспомнили  о человеке, с которым  давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил  или написал вам письмо?    
46. Э Сочувствуете  ли вы обманутому человеку?    
47. Ю Бывает  ли так, что вы сами придумываете  анекдоты и смешные истории?    
48. П Если  вы лишитесь возможности  работать, то жизнь  для вас потеряет интерес?    
49. М Основательно  ли вы продумываете все этапы своей  творческой деятельности?    
50. Л Хочется ли вам порой разобрать  вещь, для того чтобы  узнать, как она  работает?    
51. О Вы  импровизируете в  процессе  реализации уже разработанного плана действия?    
52. В Вы  сочиняете сказки детям?    
53. И Бывает  ли так, что вы по каким-то необъяснимым причинам не доверяете  некоторым людям?    
54. Э Вы  склонны сильно переживать, если вас обманули?    
55. Ю Раздражает  ли вас шутка, выраженная в форме иронии?    
56. П Вы  чувствуете, что ваша профессия позволит улучшить окружающий мир?    
57. М Думаете ли вы, какие  тайные причины скрыты в  творческой деятельности человека?    
58. Л Интересует  ли вас, как живут  соседи?    
59. О Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами?    
60. В Фантазировали ли вы когда-нибудь о  том, что можно  было бы сделать, получив  наследство?    
61. И Вам трудно определить характер человека с первого  взгляда?    
62. Э Вы  сочувствуете нищим  людям?    
63. Ю Считают ли вас окружающие остроумным человеком?    
64. П В вашем профессиональном  творчестве было много  неудач?    
65. М Вы  размышляете о  причинах  успехов  и неудач в своей  творческой деятельности?    
66. Л Если  вы встречаете непонятное новое слово, то узнаете  его смысл в справочниках?    
67. О Интересуют  ли вас люди, которые  придерживаются только  традиционных взглядов на жизнь    
68. В Пишите  ли вы стихи?    
69. И Глядя на знакомого человека, вам трудно  предугадать, как сложится его  жизнь?    
70. Э Вы  редко выражаете свои эмоции при уличных скандалах?    
71. Ю Трудно  ли вам с юмором выйти  из затруднительной  ситуации?    
72. П Можете  ли вы в своей работе пойти на риск, если шансы на успех  не гарантированы?    
73. М Достоверно  ли вы восстанавливаете по случайным деталям целостный результат?    
74. Л Пытались  ли вы проследить  генеалогическое  древо жизни?    
75. О Если  бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас  чудаком?    
76. В Вам трудно представить  себя в старости?    
77. И Бывает  ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства?    
78. Э Наблюдая  драматическое событие  в жизни людей, чувствуете ли вы, что  это происходило  с вами?    
79. Ю Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам?    
80. П Обязательно ли творчество должно  сопутствовать профессиональной деятельности?    
 

     Обработка результатов

     Количество  баллов по каждому  индексу креативности определяется по ключу  теста при суммировании полученных баллов. Если у испытуемого  ответ на вопрос совпадает с ключом теста, он получает один балл по данному индексовому показателю: "Я—реальный" и "Я—идеальный". Например, если на первый вопрос испытуемый ответил положительно (+) в графе "Я-реальный" и "Я-идеальный" и ключ ответа +, то по первому индексу М (творческое мышление) он получает по одному баллу, если отрицательно (-), то не получает баллы. Необходимо помнить, что ключ к тесту относится по каждому качеству не только к "Я-реальный", но и к "Я-идеальный". 
 
 

     Таблица результатов в  баллах

     № п/п      Ин-декс  Креативные качества  Всего баллов

 Я - реальный"

 Всего баллов

 "Я  - идеальный "

     1      М  Творческое  мышление      
     2      Л  Любознательность      
     3      О  Оригинальность      
     4      В  Воображение      
     5      И  Интуиция      
     6      Э  Эмоциональность, эмпатия      
     7      Ю  Чувство юмора      
     8      П  Творческое  отношение к профессии      
 
 

      КЛЮЧ К ТЕСТУ 

№ п/п Индекс № вопроса Ключ  к "Я-реальный",

"Я-идеальный"

1 Творческое  мышление 1 +
  М 9 +
    17 -
    25 +
    33 +
    41 -
    49 +
    57 +
    65 +
    73 +
2 Любознательность  Л 2 +
    10 -
    18 +
    26 +
    34 +
    42 +
    50 +
    58 +
    66 +
    74 +
3 Оригинальность  О 3 +
    11 +
    19 +
    27 -
    35 +
    43 +
    51 +
    59 +
    67 -
    75 +
4 Воображение В 4 +
    12 +
    20 +
    28 +
    36 +
    44 -
    52 +
    60 +
    68 +
    76 -
5 Интуиция  И 5 +
    13 -
    21 +
    29 -
    37 +
    45 +
    52 +
    61 -
    69 -
    77 +
6 Эмоциональность, 6 -
  эмпатия  Э 14 +
    22 -
    30 +
    38 +
    46 +
    54 +
    62 +
    70 -
    78 +
7 Чувство юмора Ю 7 +
    15 +
    23 +
    31 -
    39 +
    47 +
    55 -
    63 +
    71 -
    79 +
8 Творческое  8 -
  отношение 16 +
  к профессии П 24 +
    32 -
    40 +
    48 +
    56 +
    64 -
    72 +
    80 +

Информация о работе Становление творческой индивидуальности