Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 00:15, курсовая работа
Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Проблему творчества в разное время изучали психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко и др.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие творчества и творческой индивидуальности…………...6
1.1 Общее понятие о творчестве…………………………………………….6
1.2 Творческий потенциал личности………………………………………..10
1.3 Негативные факторы, препятствующие развитию
творческих способностей студентов………………………………………..14
Глава 2. Развитие творческой индивидуальности…………………………17
2.1 Творчество в профессии педагога……………………………………....17
2.2 Условия развития творческой индивидуальности……………………..25
Заключение…………………………………………………………………...27
Приложения…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………….37
Итак,
воспитание творческих возможностей в
ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных
особенностей и применение индивидуальных
методов работы. Это позволяет студентам
комфортно выражать свои мысли и чувства.
2.2 Условия развития творческой индивидуальности
Суммируя вышеизложенное, можно выделить условия, которые способствуют эффективному развитию творческой индивидуальности, а следовательно, и инновационности в структуре профессиональных компетентностей будущих специалистов:
-
соучастие студентов в
-
создание научно-
-
обеспечение возможности
-
развитие в структуре
-
формирование положительной
творческих заданий, проектов, моделей и т. д.;
-
привлечение студентов к
- использование в процессе обучения заданий, направленных на развитие таких аспектов творческого мышления как: способность к генерации идей, способность комбинировать, дивергентность мышления, визуальное творчество, ассоциативное мышление и т. д.;
- использование в обучении современных инновационных образовательных технологий, направленных на соединение учебного процесса с учебно-инновационной и научно-инновационной работой, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала студентов.
Заключение
Таким образом, творческая индивидуальность выпускника университета, по нашему мнению является системным, интегративным, личностным образованием, представляющим собой совокупность интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых и профессионально-ценностных качеств. Данное образование возникает и развивается лишь во взаимодействии субъекта со специфическими творческими формами человеческой деятельности – учебно-исследовательской и научно-исследовательской, учебно-производственной и научно-производственной, рассматриваемых нами как условие и средство творческого овладения будущей профессией. Кроме того, творческая индивидуальность специалиста проявляется в неповторимом, самобытном способе осуществления профессиональной деятельности, предполагающей качественное преобразование личности специалиста, развитие его творческого потенциала.
Инновационная культура будущего специалиста формирующаяся на основе интеграции культуры, образования, науки, производства и менеджмента предполагает включение студентов в инновационную деятельность в непрерывном образовательном процессе вуза. Как было отмечено выше, именно учебно-исследовательская и научно-исследовательская, учебно-производственная и научно-производственная деятельность, носящая инновационный характер, способствует становлению творческой индивидуальности будущего специалиста, что позитивно отразится на формировании инновационной культуры.
Развитие
творческой индивидуальности будущего
специалиста связано с
Приложения
ТЕСТ "КРЕАТИВНОСТЬ" (Автор Вишнякова Н.)
Тест "Креативность" позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я - реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.
Вам
предлагается самостоятельно
оценить свои личностные
качества, отвечая на
вопросы теста. Внимательно
прочитайте вопросы.
При положительном ответе
па вопрос поставьте
знак «+», при отрицательном
поставьте знак «-»
в графу «Я-реальный»
и «Я-идеальный». Долго
над ответом не задумывайтесь,
потому что первый ответ
импульсивный и обычно
правильный. Будьте
искренни!
| № п/п | Ин-декс | Содержание вопроса | Образ «Я-реальный» | Образ «Я-идеальный» |
| 1. | М | Задумываетесь ли вы, какие причины заставляют вас создавать что-либо новое? | ||
| 2. | Л | Бывают ли у вас неприятности из-за собственного любопытства? | ||
| 3. | О | Возникает ли у вас желание оригинально усовершенствовать хорошую вещь? | ||
| 4. | В | Мечтаете ли вы приобрести известность, создав что-либо социально новое? | ||
| 5. | И | В ситуациях риска вы доверяете интуиции? | ||
| 6. | Э | Вы считаете, что в конфликтных ситуациях возможно избежать эмоциональных переживаний? | ||
| 7. | Ю | Отвечаете ли вы шуткой, если вас разыгрывают? | ||
| 8. | П | Если представится случай, вы поменяете работу на более оплачиваемую, но менее творческую? | ||
| 9. | М | Вы продумываете последствия принимаемого вами решения? | ||
| 10. | Л | Познание нового перестает быть любопытным для вас, если оно связано с риском? | ||
| 11. | О | Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по назначению? | ||
| 12. | В | Бывает ли так, что когда вы рассказываете о каком- нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям? | ||
| 13. | И | В экстремальных ситуациях вы чаще прислушиваетесь к голосу разума, чем к интуиции? | ||
| 14. | Э | Доставляет ли вам эмоциональное удовлетворение процесс творческой деятельности? | ||
| 15. | Ю | Любите ли вы шутить и смеяться над собой? | ||
| 16. | П | Изобретали ли вы что-то новое в интересующей вас сфере деятельности? | ||
| 17. | М | Утомляет ли вас работа, требующая творческого мышления в нестандартных ситуациях? | ||
| 18. | Л | Отмечают ли окружающие, что вы во все вникаете? | ||
| 19. | О | Является ли редким ваше увлечение? | ||
| 20. | В | Бывает ли, что у вас возникают необычные образы, связанные с реальными событиями? | ||
| 21. | И | Вы иногда предчувствуете, кто звонит вам по телефону, еще не сняв трубку? | ||
| 22. | Э | Равнодушны ли вы к отрицательным проявлениям эмоций чужих детей? | ||
| 23. | Ю | Смеетесь ли вы над своими неудачами | ||
| 24. | П | Посещали бы вы ради новых знаний специальные занятия, даже если это связано с неудобствами? | ||
| 25. | М | Достаточно ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой? | ||
| 26. | Л | На философские детские вопросы вы нашли ответы в зрелом возрасте? | ||
| 27. | О | Испытываете ли вы потерю интереса к оригинальным, рискованным предложениям ваших партнеров по работе? | ||
| 28. | В | Фантазируете ли вы сейчас, как бы вы жили в другом городе или в другом веке? | ||
| 29. | И | Вам трудно предвидеть последствия предстоящего события? | ||
| 30. | Э | Вы чувствуете эмоциональный подъем и вдохновение в начале нового дела? | ||
| 31. | Ю | Бывает ли так, что вы заранее готовили шутку или шутливые истории с целью развеселить компанию? | ||
| 32. | П | Утомляют ли вас неожиданности в профессиональной деятельности, требующие новых выходов из создавшейся ситуации? | ||
| 33. | М | Вы продумываете варианты решения трудных проблем, прежде чем сделаете выбор наиболее продуктивного? | ||
| 34. | Л | Когда вы долго не познаете новое, вас мучает чувство неудовлетворенности? | ||
| 35. | О | Вы любите работу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями реализации? | ||
| 36. | В | Сталкиваясь с необычными проблемами, вы предвидите перспективы их решения? | ||
| 37. | И | Снился ли вам когда-нибудь сон, который предсказал происшедшие потом события? | ||
| 38. | Э | Сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве? | ||
| 39. | Ю | Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций? | ||
| 40. | П | Вы выбирали профессию с учетом своих творческих возможностей? | ||
| 41. | М | Вам трудно продумать многие отрицательные последствия конфликтной проблемы? | ||
| 42. | Л | Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового? | ||
| 43. | О | Будете ли вы заниматься созданием чего-то необычного, если это связано с какими-то трудностями? | ||
| 44. | В | Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть? | ||
| 45. | И | Случалось ли так, что вы вспомнили о человеке, с которым давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил или написал вам письмо? | ||
| 46. | Э | Сочувствуете ли вы обманутому человеку? | ||
| 47. | Ю | Бывает ли так, что вы сами придумываете анекдоты и смешные истории? | ||
| 48. | П | Если вы лишитесь возможности работать, то жизнь для вас потеряет интерес? | ||
| 49. | М | Основательно ли вы продумываете все этапы своей творческой деятельности? | ||
| 50. | Л | Хочется ли вам порой разобрать вещь, для того чтобы узнать, как она работает? | ||
| 51. | О | Вы импровизируете в процессе реализации уже разработанного плана действия? | ||
| 52. | В | Вы сочиняете сказки детям? | ||
| 53. | И | Бывает ли так, что вы по каким-то необъяснимым причинам не доверяете некоторым людям? | ||
| 54. | Э | Вы склонны сильно переживать, если вас обманули? | ||
| 55. | Ю | Раздражает ли вас шутка, выраженная в форме иронии? | ||
| 56. | П | Вы чувствуете, что ваша профессия позволит улучшить окружающий мир? | ||
| 57. | М | Думаете ли вы, какие тайные причины скрыты в творческой деятельности человека? | ||
| 58. | Л | Интересует ли вас, как живут соседи? | ||
| 59. | О | Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами? | ||
| 60. | В | Фантазировали ли вы когда-нибудь о том, что можно было бы сделать, получив наследство? | ||
| 61. | И | Вам трудно определить характер человека с первого взгляда? | ||
| 62. | Э | Вы сочувствуете нищим людям? | ||
| 63. | Ю | Считают ли вас окружающие остроумным человеком? | ||
| 64. | П | В вашем профессиональном творчестве было много неудач? | ||
| 65. | М | Вы размышляете о причинах успехов и неудач в своей творческой деятельности? | ||
| 66. | Л | Если вы встречаете непонятное новое слово, то узнаете его смысл в справочниках? | ||
| 67. | О | Интересуют ли вас люди, которые придерживаются только традиционных взглядов на жизнь | ||
| 68. | В | Пишите ли вы стихи? | ||
| 69. | И | Глядя на знакомого человека, вам трудно предугадать, как сложится его жизнь? | ||
| 70. | Э | Вы редко выражаете свои эмоции при уличных скандалах? | ||
| 71. | Ю | Трудно ли вам с юмором выйти из затруднительной ситуации? | ||
| 72. | П | Можете ли вы в своей работе пойти на риск, если шансы на успех не гарантированы? | ||
| 73. | М | Достоверно ли вы восстанавливаете по случайным деталям целостный результат? | ||
| 74. | Л | Пытались ли вы проследить генеалогическое древо жизни? | ||
| 75. | О | Если бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас чудаком? | ||
| 76. | В | Вам трудно представить себя в старости? | ||
| 77. | И | Бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства? | ||
| 78. | Э | Наблюдая драматическое событие в жизни людей, чувствуете ли вы, что это происходило с вами? | ||
| 79. | Ю | Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам? | ||
| 80. | П | Обязательно ли творчество должно сопутствовать профессиональной деятельности? |
Обработка результатов
Количество
баллов по каждому
индексу креативности
определяется по ключу
теста при суммировании
полученных баллов.
Если у испытуемого
ответ на вопрос совпадает
с ключом теста, он получает
один балл по данному
индексовому показателю: "Я—реальный"
и "Я—идеальный".
Например, если на первый
вопрос испытуемый ответил
положительно (+) в графе "Я-реальный"
и "Я-идеальный"
и ключ ответа +, то по
первому индексу М (творческое
мышление) он получает
по одному баллу, если
отрицательно (-), то
не получает баллы. Необходимо
помнить, что ключ к
тесту относится по
каждому качеству не
только к "Я-реальный",
но и к "Я-идеальный".
Таблица результатов в баллах
| № п/п | Ин-декс | Креативные качества | Всего
баллов
Я - реальный" |
Всего
баллов
"Я - идеальный " |
| 1 | М | Творческое мышление | ||
| 2 | Л | Любознательность | ||
| 3 | О | Оригинальность | ||
| 4 | В | Воображение | ||
| 5 | И | Интуиция | ||
| 6 | Э | Эмоциональность, эмпатия | ||
| 7 | Ю | Чувство юмора | ||
| 8 | П | Творческое отношение к профессии |
КЛЮЧ К ТЕСТУ
| № п/п | Индекс | № вопроса | Ключ
к "Я-реальный",
"Я-идеальный" |
| 1 | Творческое мышление | 1 | + |
| М | 9 | + | |
| 17 | - | ||
| 25 | + | ||
| 33 | + | ||
| 41 | - | ||
| 49 | + | ||
| 57 | + | ||
| 65 | + | ||
| 73 | + | ||
| 2 | Любознательность Л | 2 | + |
| 10 | - | ||
| 18 | + | ||
| 26 | + | ||
| 34 | + | ||
| 42 | + | ||
| 50 | + | ||
| 58 | + | ||
| 66 | + | ||
| 74 | + | ||
| 3 | Оригинальность О | 3 | + |
| 11 | + | ||
| 19 | + | ||
| 27 | - | ||
| 35 | + | ||
| 43 | + | ||
| 51 | + | ||
| 59 | + | ||
| 67 | - | ||
| 75 | + | ||
| 4 | Воображение В | 4 | + |
| 12 | + | ||
| 20 | + | ||
| 28 | + | ||
| 36 | + | ||
| 44 | - | ||
| 52 | + | ||
| 60 | + | ||
| 68 | + | ||
| 76 | - | ||
| 5 | Интуиция И | 5 | + |
| 13 | - | ||
| 21 | + | ||
| 29 | - | ||
| 37 | + | ||
| 45 | + | ||
| 52 | + | ||
| 61 | - | ||
| 69 | - | ||
| 77 | + | ||
| 6 | Эмоциональность, | 6 | - |
| эмпатия Э | 14 | + | |
| 22 | - | ||
| 30 | + | ||
| 38 | + | ||
| 46 | + | ||
| 54 | + | ||
| 62 | + | ||
| 70 | - | ||
| 78 | + | ||
| 7 | Чувство юмора Ю | 7 | + |
| 15 | + | ||
| 23 | + | ||
| 31 | - | ||
| 39 | + | ||
| 47 | + | ||
| 55 | - | ||
| 63 | + | ||
| 71 | - | ||
| 79 | + | ||
| 8 | Творческое | 8 | - |
| отношение | 16 | + | |
| к профессии П | 24 | + | |
| 32 | - | ||
| 40 | + | ||
| 48 | + | ||
| 56 | + | ||
| 64 | - | ||
| 72 | + | ||
| 80 | + |