Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 00:15, курсовая работа
Проблема творчества волновала людей всегда, выступая как общечеловеческая проблема. Проблему творчества в разное время изучали психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, педагог В.П. Пархоменко и др.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие творчества и творческой индивидуальности…………...6
1.1 Общее понятие о творчестве…………………………………………….6
1.2 Творческий потенциал личности………………………………………..10
1.3 Негативные факторы, препятствующие развитию
творческих способностей студентов………………………………………..14
Глава 2. Развитие творческой индивидуальности…………………………17
2.1 Творчество в профессии педагога……………………………………....17
2.2 Условия развития творческой индивидуальности……………………..25
Заключение…………………………………………………………………...27
Приложения…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………….37
О творческой индивидуальности педагога можно говорить тогда, когда он выступает не как исполнитель, а как самостоятельный, автономный субъект деятельности и его действия и их результат выходят за рамки традиционно принятых в педагогическом сообществе. Яркая индивидуальность учителя позволяет ему сохранять свое самобытное педагогическое «лицо» вне зависимости от ситуации в обществе и в учебном заведении.
Какие же признаки могут свидетельствовать о том, что перед нами — творческая личность? Как их распознать? Их можно увидеть только в процессе глубокого, всестороннего изучения профессиональных и личностных качеств педагога. Каковы его ценности, убеждения и идеи, составляющие внутренний стержень личности и основы деятельности? Можно ли говорить о целостности, «монолитности» этих идей, убеждений, направлений самосовершенствования?
Творческая индивидуальность видит высокий личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональной деятельности, переживает и проживает события как факты личной жизни. Свою деятельность такой преподаватель ощущает как высокую миссию, поэтому у него всегда хороший настрой. Он может подняться над повседневностью, увидеть за отдельными действиями их духовный смысл и за уроком — судьбу обучаемых, а не только их обученность и воспитанность. В этом и есть проявление культуры педагогической деятельности. У него ярко выраженное стремление к самоактуализации, которое и является основной движущей силой профессиональной активности и предпосылкой удовлетворенности своей деятельностью. К себе он относится как к значительному человеку, способному многое сделать в педагогике, проявляет интерес к процессу и результатам своей деятельности и к труду коллег, верит в собственные силы, в возможность изменить и преобразовать педагогическую практику.
Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес к людям; они стремятся понимать других, их стремления, мотивы поступков, с любопытством следят за взаимодействием других людей, пытаясь познать скрытый контекст общения, скрытые побуждения и мысли. Им нравится наблюдать других в ситуациях проявления высоких нравственных качеств, характера, замечать уникальные особенности, вспоминать совместно пережитое, сделанное. Они благодарны тем людям, у которых чему-то научились, охотно делятся впечатлениями об окружающих, причем, как правило, – доброжелательно. Они проявляют искренний интерес к педагогической деятельности, способны испытывать вдохновение во взаимодействии с учениками. Общение со студентами для них - личностно значимая ценность.
Еще одно характерное качество яркой индивидуальности — широта увлечений. Такой педагог всегда приходит к учащимся с тем, чем сам глубоко увлечен. И увлечения эти часто выходят за рамки преподавания своего предмета дел: это музыка, рисование, техническое творчество, коллекционирование, художественное творчество и т. д. «Набор» интеллектуальных качеств у каждого такого педагога своеобразен, но общие признаки — гибкость ума, образность, метафоричность, оригинальность, неожиданная ассоциативность. При проведении тестовых исследований оказалось, что далеко не все они обнаруживают качества быстрого творческого мышления, но практически каждый продемонстрировал высокую способность перекодировать словесную информацию в схематическую, визуальную. На занятиях таких преподавателей студенты переживают яркие интеллектуальные эмоции — удивление, догадку, уверенность, сомнение, радость, восторг, разочарование.
Во многом этому способствует обаяние личности педагога. К такому учителю невольно прислушиваются руководители, коллеги, он приковывает внимание учащихся. Однако значимым фактором «личностная сила» становится тогда, когда педагог чутко реагирует на реакции студентов, понимает их, относится к ним с уважением. Традиционно понимаемая эмпатия как постижение эмоционального состояния другого человека всегда соседствует с более широкими способностями — «ухватывать» не только эмоциональные, но и интеллектуальные состояния учеников; «вчувствоваться» не только в учеников, но и в сущность явлений и состояний. У педагогов, которых высокий уровень эмпатии, варьируются только способы выражения чувственно «схваченного» образа: одни склонны передавать это словами, пользуясь точными и образными выражениями, другие — жестами, интонацией, мимикой и т.д. Эмпатия предстает и как часть более сложного качества — профессиональной интуицией. Как показали исследования, это качество может быть описано как ряд специфических чувств и умений: чувства цели, чувства учебного материала, чувства технологии. В совокупности это способность многое предчувствовать, предугадывать, неожиданно для самого себя находить творческие решения трудных педагогических задач.
Воля и целеустремленность характерны для творческих учителей, но это не выражается у них в демонстрации сильной воли и показной настойчивости. Скорее это процесс постоянного достижения цели, неуклонное следование направлению избранных поисков, сопровождающееся сомнениями, разочарованиями, радостями, переживаниями поражений и побед. Однажды учительница, у которой формировалась оригинальная система обучения русскому языку через фонетическое и образное восприятие лексики, с искренним недоумением сказала: «И зачем я всем этим занимаюсь? Сама всегда этому удивляюсь». А затем, после паузы, добавила: «Все равно сейчас уже не брошу, болею всем этим».
На
занятиях таких педагогов создается неповторимая
индивидуальная атмосфера, педагог и ученики
находятся «здесь и сейчас», и одновременно
учитель присутствует в масштабе их жизни.
Как следствие — значимость педагога
в судьбе студента, опора на опыт и ценности
учителя.
Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: профессионального педагогического и социального опыта, без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и обозначения сущности проблемы путём творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы её решения. Творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею – гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества педагога приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, реальной профессионально – ориентированной деятельности педагогов.
Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:
Таким
образом, каждый педагог, так или
иначе, преобразует педагогическую деятельность,
но только педагог–творец активно борется
за кардинальные преобразования и сам
в этом деле является наглядным примером.
Перечень
потенциальных продуктов
1. План каждого занятия и его реализация. Опыт показывает, что даже повторяющиеся занятия по одной и той же теме приходится варьировать с учётом особенностей учебных групп, результатов предыдущего занятия и многих других особенностей учебного процесса. Формализованно учитывать эти особенности пока не удаётся, поэтому каждый план занятия и его реализация – продукт творчества (иногда сознательного, иногда интуитивного).
2. Методическая находка. Новый методический приём (новое выполнение известной дидактически необходимой операции).
3. Методическое усовершенствование. Применение известных средств обучения с разработкой новых дидактических материалов для них (например, новая наглядная организация учебного материала, разработка опорного сигнала для репродуктивного обучения на конкретном занятии), преобразование научной информации в учебную, соответствующую уровню и цели образования, или генерализация учебной информации (освобождение от частностей, «свёртывание» признаков).
4. Методическое обобщение. Разработка частной методики (методики преподавания конкретной учебной дисциплины), в которой обобщается опыт многих преподавателей кафедры.
5. Методическое изобретение. Разработка новых методических приёмов и средств (например, изложение информации, предназначенной для репродуктивного усвоения, на фоне опорного сигнала с многократным повторением на занятии, разработанное В.Ф. Шаталовым).
6. Дидактическое обобщение (например, классификация методов обучения по источникам информации).
7. Дидактическое изобретение. Разработка новых способов и средств обучения.
8. Дидактическое открытие. Разработка новых методов обучения (новых процедур, потенциально обеспечивающих из-за выполнения специально подобранной психической или другой учебной активности субъекта учения реализацию явно сформулированной цели обучения или новых продуктов такой активности под управлением преподавателя). Например, поэтапное формирование умственных действий П.Я. Гальперина; суггестопедия (десуггестивно-суггестивные процедуры Г. Лозанова); выделение частей социального опыта человечества, подлежащих освоению в образовании И.Я. Лернера, освоение требуемой деятельности на основе выполнения специально подобранных действий (деятельностно-ориентированные методы обучения).
9. Совершенствование теории. Уточнение или разработка отдельных определений или утверждений известной теории. Например, сущностное определение высшего образования, введение в рассмотрение новой модели обучения. Утверждение «Целью любого обучения является освоение определённой деятельности» Н.Ф. Талызиной.
10. Теоретическое обобщение. Включение в известную теорию новых объектов. Подведение под известную теорию новых процессов.
11. Новая теория. Объединённое единой концепцией теоретическое обобщение опыта преподавания и взглядов предшественников, воплощённое в совокупности взаимосвязанных определений и утверждений.
12. Педагогическое усовершенствование. Разработка нового учебного плана даже на основе образовательного стандарта.
13. Педагогическое изобретение. Обоснование нового содержания образования (поскольку отсутствуют методы и формализованные процедуры такого обоснования).
14. Педагогическое открытие. Разработка новой системы обучения и воспитания для каждого уровня образования.
Подытоживая
все сказанное, приведём высказывание
А.К. Марковой: «Сущность педагогического
творчества заключается в
Разработка учебных программ, направленных на развитие инновационной культуры будущих специалистов, требует обязательного учета критериев инновационности, к которым мы относим следующие:
На развитие творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания, которые осуществляются в процессе образовательной деятельности: