Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Логопедии".

Работа состоит из  1 файл

Логопедия.docx

— 81.62 Кб (Скачать документ)

 Тяжелая степень дизартрии  носит название анартрии, когда  речь почти полностью невозможна  из-за паралича речедвигательных  мышц, резко расстраивающего систему  артикуляции. По способности произносительной  активности детей с анартрией  можно разделить на три группы: первая – дети с полным отсутствием  голосовой активности; вторая –  дети с голосовой активностью  (кхы, ахк и т. п.); третям –  дети со звуко-слоговой минимальной  активностью, которые хорошо произносят  всего два-три слога.

 Стертая форма псевдобульбарной  дизартрии – это более легкая  степень, при которой неврологическая  симптоматика нерезко выражена, имеются парезы отдельных мышечных  групп, сопровождающиеся нечетким  звукопроизношением, смазанностью, назализацией, дисфонией, просодическими расстройствами, коротким и поверхностным дыханием. При стертой форме дизартрии  прослеживаются не только фонетические, но и просодические, и дыхательные  нарушения. По своим проявлениям  стертая дизартрия близка к  сложной функциональной дислалии.

 

  1. Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии.

Дислалия

 

  

Стертая форма дизартрии

 

 

 

1.      У соматически  ослабленных детей. Органики нет.

2.      Неврологическая симптоматика отсутствует.

 

 

3.      Двигательная сфера без патологии,  сухожильные рефлексы живые, равномерные.

 

4.      Страдает только звукопроизношение.  Прогноз благоприятный

5.       Голос звонкий, громкий, богато  модулированный.

6.      Речевая активность повышена.

7.      К своему дефекту ребенок критичен.

8.      Вегетативные нарушения проявляются  в потливости конечностей, в  красном дермографизме кожи.

9.      Гигиенические навыки вырабатываются  быстро, удерживаются стойко; внешне  ребенок опрятен.

10.  Сон спокойный без ночных страхов  и сновидений.

11.  Диафрагмально-речевое дыхание в  норме.

 

12.  В контакт ребенок входит легко,  поведение адекватное.

13.  Память, внимание, работоспособность,  мыслительные процессы, интеллект  – в норме, редко наблюдается  ЗПР.

 

14.   Ребенок активен, подвижен, занимается  охотно, без особого труда переключается  с одного вида деятельности  на другой. 

1.       Связана с поражением центральной нервной системы.

2.       Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое  приоткрыт  из-за пореза губ;  сглаженность носогубных складок.

3.      Страдает общая, мелкая и артикуляционная  моторика.

4.      Наряду со звукопроизношением  страдает просодика; поставленные  звуки автоматизируются с трудом.

5.      Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.

6.      Речевая активность снижена.

7.      К дефекту относится безразлично.

8.      Вегетативные нарушения грубо  выражены: синюшные, холодные, влажные  конечности.

9.      Гигиенические навыки из-за моторных  нарушений  вырабатываются с  трудом, ребенок неопрятен.

 

10.  Наблюдаются расстройства сна,  ночные страхи, сновидения.

11.  Дыхание поверхностное, ключичное,  диафрагмально-речевое – не сформировано.

12.  Поведение неровное, часты перепады  настроения.

13.  Память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое; низкая работоспособность;  интеллект снижен (ЗПР, олигофрения)

14.  Медлительны или расторможены, уклоняются  от занятий, жалуются на головную  боль, с трудом переключаются  с одного вида деятельности  на другой.


Несмотря на то, что и при дизартрии и при сложной дислалии чаще страдают шипящие, свистящие и сонорные группы звуков, для дизартрии возможно правильное изолированное произношение звуков, но в спонтанной речи отмечаются смазанность, палатализация, назализация, нарушение просодической стороны речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, голос хриплый, слабый, тихий, затухающий.

Ребенка, имеющего дизартрию, выдает «диагноз на лице», виден визуально, без специального обследования. Прежде всего, это маловыразительная  мимика, лицо амимично, наблюдается  сглаженность носогубных складок, рот  часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы. Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей.

Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного  и орального праксиса, в результате – смазанность произношения, трудности  при рисовании, письме, овладении  культурно-гигиеническими навыками: такие  дети долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь. Характерна быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти.

Характер  речевых расстройств находится  в тесной зависимости от состояния  нервно-мышечного аппарата органов  артикуляции. Нами было обследовано 673 ребенка. Анализ полученных данных речевого и психоневрологического состояния  детей показал, что фонетические нарушения у них обусловлены  паретическими явлениями в отдельных  группах мышц артикуляционного аппарата.

В результате у детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих  и шипящих в сочетании с  горловым произношением звука р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает всю речь ребенка  смягченной. При спастичности голосовых  связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности – дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе.

 

  1. Основные направления логопедической работы при дизартрии.
  2. Причины возникновения, механизмы, основные формы ринолалии. 
    15 . Основные направления логопедической работы при ринолалии.
    1. Характеристика основных форм заикания.
    2. Анализ современных методов преодоления заикания.
      1. Причины, механизмы, классификация нарушений голоса.
      2. Профилактика голосовых расстройств.
        1. Характеристика основных форм алалии.
        2. Различные критерии классификации форм алалии.
        3. Основные направления логопедической работы при моторной и 
          сенсорной алалии.

 

  1. Определение, причины, основные формы афазии
  2. Содержание логопедической работы при динамической афазии.
    1. Классификации дисграфии. Методы преодоления и предупреждения нарушений письма.
    1. Различные критерии классификации дислексии. Система логопедического воздействия при дислексии.
    2. Структура дефекта при ФФН. Содержание логопедической работы при ФФН.
    3. Понятие об уровнях речевого развития при ОНР. Содержание .и методы логопедической работы с детьми с ОНР.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"