Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Логопедии".

Работа состоит из  1 файл

Логопедия.docx

— 81.62 Кб (Скачать документ)
  1. Цель, предмет, объект и задачи логопедии.

Предмет и задачи логопедии

 

    Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения,выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структурунарушений речевой  деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин  «логопедия» происходит от греческих  корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание  правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения —человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия

рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспита­ния, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.         

     Цель и задачи логопедии

Основной  целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные  условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможно­стях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов

логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы

были  осуществлены соответствующие условия»

.

      Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

1. Изучение  онтогенеза речевой деятельности  при различных формах речевых

нарушений.

2. Определение  распространенности, симптоматики  и степени проявлений

нарушений речи.

3. Выявление  динамики спонтанного и направленного  развития детей с

нарушением  речевой деятельности, а также  характера влияния речевых

расстройств на формирование их личности, психическое  развитие, на

осуществление различных видов деятельности, поведения.

4. Изучение  особенностей формирования речи  и речевых на­рушений у детей с

различными  отклонениями в развитии (при нарушении  интеллекта, слуха, зрения и

опорно-двигательного  аппарата).

5. Выяснение  этиологии, механизмов, структуры  и симптома­тики речевых нарушений.

6. Разработка  методов педагогической диагностики  речевых расстройств.

7. Систематизация  речевых расстройств.

8. Разработка  принципов, дифференцированных методов  и средств устранения

речевых нарушений.

9. Совершенствование  методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка  вопросов организации логопедической  помощи.

В указанных  задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых  расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и

устранение  речевых нарушений. Теоретические  и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач необходимо следующее:

— использование  межпредметных связей и привлечение  к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

— обеспечение  взаимосвязи теории и практики, связь  научных и практических

учреждений  для более быстрого внедрения  в практику новейших достижений науки;

— осуществление  принципа раннего выявления и  преодоления речевых нарушений;

— распространение  логопедических знаний среди населения  для профилактики

нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического  воз­действия.

Основным  направлением логопедического воздействия  является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет  устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое  воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

    

     

  1. Принципы и методы логопедии. Связь логопедии с другими науками.

Логопедия  опирается  на  следующие  основные  принципы:  системность,комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во  взаимосвязи с другими сторонами психического развития  ребенка,  деятельностный  подход, онтогенетический   принцип,   принцип   учета   этиологии    и    механизмов(этиопатогенетический  принцип),  принцип  учета  симптоматики  нарушения  и структуры речевого дефекта,  принцип  обходного  пути,  общедидактические  и другие принципы.

      Рассмотрим некоторые  из них.

      Принцип системности  опирается на представление о  речи  как  о  сложной функциональной системе, структурные компоненты которой  находятся  в  тесном взаимодействии. В связи  с  этим  изучение  речи,  процесса  ее  развития  и коррекции нарушений предполагает  воздействие  на  все  компоненты,  на  все стороны речевой функциональной системы.

      Для  логопедического   заключения,  для  дифференциальной   диагностики сходных форм речевых нарушений необходим  корреляционный  анализ  речевых  и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического,  логопедического обследования, соотнесение  уровня  развития  познавательной  деятельности  и уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного  развития ребенка.

      Речевые нарушения  во многих случаях включаются  в  синдром  нервных  и нервно-психических заболеваний  (например,  дизартрия,  алалия,  заикание  и др.).  Устранение  речевых  нарушений   в   этих   случаях   должно   носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер.

      Таким образом,  при изучении и устранении  речевых  расстройств  важное значение имеет принцип комплексности.

      В процессе изучения  нарушений речи  и  их  коррекции   важно  учитывать общие и специфические закономерности развития аномальных детей.

      Принцип развития  предполагает  выделение  в   процессе  логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся  в  зоне  ближайшего развития ребенка.

      Исследование  детей   с   нарушениями   речи,   а   также   организация логопедической работы с ними осуществляются с  учетом  ведущей  деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

      Разработка методики  коррекционно-логопедического воздействия  ведется с учетом последовательности появления форм  и  функций  речи,  а  также  видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

      Возникновение речевых  нарушений во многих случаях  обусловлено  сложным взаимодействием  биологических   и   социальных   факторов.   Для   успешной логопедической  коррекции   речевых   нарушений   большое   значение   имеет установление в каждом отдельном случае .этиологии, механизмов,  симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения  речевой  и  неречевой симптоматики в структуре дефекта.

      В  процессе  компенсации  нарушенных  речевых   и  неречевых   функций, перестройки  деятельности   функциональных   систем   используется   принцип обходного пути, т. е. формирования  новой  функциональной  системы  в  обход пострадавшего звена.

      Важное место при   изучении  и  коррекции  речевых   нарушений  занимают дидактические   принципы:    наглядность,    доступность,    сознательность, индивидуальный подход и др.

      Методы логопедии  как науки можно условно разделить  на несколько групп.

      Первая    группа    —    организационные    методы:     сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

      Вторую   группу   составляют   эмпирические   методы:   обсервационные (наблюдение),  экспериментальные (лабораторный,  естественный,  формирующий или  психолого-педагогический  эксперимент),  психодиагностические   (тесты, стандартизированные   и    прожективные,    анкеты,    беседы,    интервью), праксиметрические  приемы  анализа  деятельности,  в  том  числе  и  речевой

деятельности, биографические (сбор и  анализ анамнестических данных).

      К третьей группе  относятся количественный  (математико-статистический) и качественный анализ полученных  данных,  используется  машинная  обработка данных с применением ЭВМ.

      Четвертая группа  — интерпретационные  методы,  способы  теоретического исследования связей  между  изучаемыми  явлениями  (связь  между  частями  и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом,  между  функциями  и личностью и др.).

      Широко используются  технические средства, обеспечивающие  объективность исследования: интонографы, спектрографы,  назометры,  видеоречь,  фонографы, спирометры   и   другая   аппаратура,   а   также    рентгенокинофотография, глоттография,  кинематография,  электромиография,  позволяющие   изучать   в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

  Логопедия тесно связана  со многими науками.  Для   того  чтобы  успешно заниматься  коррекцией  и   профилактикой   различных   речевых   нарушений, всесторонне  воздействовать  на  личность,  необходимо  знать   симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и  неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

      Различают внутрисистемные   и  межсистемные  связи.  К   внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной  педагогики: сурдопедагогикой,   тифлопедагогикой,   олигофренопедагогикой;    методиками обучения родному языку,  математике;  с  логопедической  ритмикой,  общей  и специальной психологией. К межсистемным связям  относятся  связи  с  медико-

биологическими и лингвистическими науками.

      Естественнонаучной  психофизиологической  основой   логопедии  является учение о закономерностях формирования  условно-рефлекторных  связей,  учение П. К. Анохина о функциональных системах, учение о  динамической  локализации психических  функций  (И.  М.  Сеченов,  И.  П.  Павлов,  А.  Р.  Лурия)   и современное нейропсихолингвистическое учение о речевой деятельности.

      Слово  является  сигналом  особого  свойства,   средством   обобщения, абстрагирования.  Учет  сложных  нейрофизиологических   механизмов   речевой деятельности позволяет более эффективно  строить  логопедическую  работу  по коррекции нарушений речи, по  компенсации  нарушенных  речевых  и  неречевых

функций.

      Логопедия   использует   знания   общей   анатомии    и    физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации  речевого  процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих  участие  в  речевой деятельности.

 

 

 

 

 

  1. Естественно-научная основа логопедии. Теория речевой 
    функциональной системы.

Естественнонаучной психофизиологической основой логопедии является учение И. П. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, о закономерностях  формирования условнореф-

лекторных связей, учение П. К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейро-

психолингвистическое учение о  речевой деятельности.

Согласно учению И. П. Павлова, речь представляет собой сложную психофизиологическую функцию головного мозга, вторую сигнальную систему действительности, является сигналом сигналов.

Первая И вторая сигнальные системы тесно связаны между собой.

Вторая сигнальная система формируется на основе первой. Но впоследствии проявляется регулирующее влияние на первую сигнальную систему со стороны второй. Слово является сигналом особого свойства, орудием обобщения, абстрагирования. Учет сложных взаимодействий первой и второй сигнальной систем позволяет более эффективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и неречевых функций.

Логопедия использует знания обшей  анатомии и физиологии, нейрофизиологии  о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, при- нимающих участие в речевой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"