Шпаргалка по "Логопедии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:25, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Логопедии".

Работа состоит из  1 файл

Логопедия.docx

— 81.62 Кб (Скачать документ)

Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При  ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии.

Дизартрия - нарушение звукопроизносительной  стороны речи, обусловленное органическим поражением ЦНС и расстройствами иннервации речевого аппарата.

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания включают два  подтипа.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон  коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка (синонимы: дисфазия, ранняя детская  афазия, дисфазия развития).

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями  речевых зон коры головного мозга (в результате черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекций и других заболеваний, сопровождающихся поражением ЦНС).

Психолого-педагогическая классификация построена на противоположном  принципе - «от частного к общему». Подобный подход ориентирован на логопедическое воздействие как педагогический процесс, разработку методов логопедической коррекции для работы с коллективом  детей (учебной группой, классом). С  этой целью определяются общие проявления различных форм речевых расстройств. В соответствии с данной классификацией нарушения речи подразделяются на две  группы:

нарушение средств общения и нарушения в применении средств общения.

 

Нарушения средств общения включают фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи (ОНР).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов  формирования произносительной системы  родного языка у детей с  различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Выделяются следующие основные проявления этого состояния.

Недифференцированное  произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка  заменителем двух и даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш: «тюмка» (сумка), «тяска» (чашка), «тяпка» (шапка).

Замена  одних звуков другими. Звуки, сложные  для произнесения, заменяются более  легкими, которые характерны для  раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф - вместо ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д: «табака» (собака).

Смешение  звуков. Это явление характеризуется  неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а  в других - заменять их близкими по артикуляции  или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например: «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».

Подобные  нарушения свидетельствуют о  недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем), которое  подтверждается в процессе обследования. Недоразвитие фонематического слуха  препятствует полноценному осуществлению  звукового анализа слов. Именно поэтому  к школьному возрасту данная группа детей обладает недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению.

К общему недоразвитию речи (ОНР) относятся различные  сложные речевые расстройства, при  которых страдает формирование всех компонентов речевой системы, относящихся  к звуковой и смысловой стороне. Под ОНР понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы  в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического  строя, смысловой стороны речи) у  детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом.

ОНР неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных  формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и др.). В качестве общих  признаков отмечаются:

позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие  может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного  ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и  лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени нарушений  формирования средств общения, ОНР  подразделяется на три уровня: отсутствие общеупотребительной речи (так называемые «безречевые дети»); начатки общеупотребительной речи; развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

Таким образом, разработка представлений  об ОНР у детей ориентирована  на разработку методов коррекции  для групп детей со сходными проявлениями различных форм речевых расстройств. При этом необходимо учитывать, что  ОНР может наблюдаться при  различных поражениях ЦНС и отклонениях  в строении и функциях артикуляционного аппарата, т. е. при разных клинических  формах нарушений устной речи. В  концепции ОНР находит отражение  тесная взаимосвязь всех компонентов  речи в ходе ее аномального развития, но вместе с тем подчеркивается возможность преодоления этого отставания, перехода на качественно более высокие уровни речевого развития.

Однако, первичные механизмы ОНР не могут быть выяснены без проведения неврологического обследования, одной из важных задач которого является определение локализации поражения в нервной системе, т. е. постановка топического диагноза. Одновременно с этим диагностика направлена на выявление основных нарушенных звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего определяется форма речевых расстройств. Не вызывает сомнения то, что при использовании клинической классификации нарушений развития речи у детей значительная часть случаев ОНР оказывается связана с алалией. При этом поражение различных зон коры больших полушарий головного мозга в доречевом периоде влечет за собой определенное своеобразие в формировании симптоматики алалий.

 

  1. Виды речевых нарушений, выделяемые клинико-педагогической классификацией.

Клинико-педагогическая классификация  нацелена на предельную детализацию  видов и форм нарушений речи и  основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются  межсистемные взаимодействия нарушений  речи с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается на совокупности психолого-лингвистических, клинических  и этиопатогенетических критериях (хотя в данной классификации ведущая  роль отводится психолого-лингвистическим  критериям).

Все виды нарушений речи делятся  на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи.

1. Нарушения устной речи определяются  двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений: 

1) Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: 

·         афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений  голосового аппарата

·         брадилалия (или брадифразия) – патологически  замедленный темп речи

·         тахилалия (или тахифразия) - патологически  ускоренный темп речи

·         заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической  стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

·         дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения  при нормальном слухе и сохранной  иннервации речевого аппарата

·         ринолалия (гнусавость, палатолалия) – нарушения  тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

·         дизартрия  – нарушение произносительной стороны  речи, обусловленное недостаточной  иннервацией речевого аппарата.

2) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: 

·         алалия –  отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения  речевых зон коры головного мозга  во внутриутробном или в раннем периоде  развития ребёнка (до 3 лет)

·         афазия

·         дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение  письма

·         дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение  чтения.

Об аграфии и алексии говорят  в случае несформированности (в ходе обучения) процессов письма и чтения. Аграфия и алексия выявляются так же в случаях распада сформированных навыков вследствие поражений коры головного мозга. Причём координация  движений и сила руки остаются сохранными. Может быть сохранным списывание.

 

  1. Виды речевых нарушений, выделяемые психолого-педагогической классификацией.

Психолого-педагогическая классификация  группирует нарушения от частного к  общему и строится на основе лингвистических  и психологических критериев (в  которых учитываются структурные  компоненты речевой системы –  звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты  речи, соотношение видов речевой  деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического  развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения  речи в данной классификации делятся  на 2 группы:

1) Нарушение средств общения: 

·         ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение  процессов формирования произносительной системы родного языка у детей  с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации  ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).

·         ОНР (общее  недоразвитие речи) у детей с сохранным  интеллектом и слухом, СНР (системное  недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные  речевые расстройства, при которых  нарушено формирование всех компонентов  речевой системы, относящихся к  звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости  от степени сформированности речевых  средств). При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи – ОНР и СНР переходит в  ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).

2) Нарушение в применении средств  общения: 

·         Заикание – нарушение коммуникативной  функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный  дефект, при котором заикание сочетается с ОНР. 

·         проявление речевого негативизма, мутизм и др.

Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе  ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные  последствия, обусловленные несформированностью  фонематических и морфологических  обобщений, составляющих один из ведущих  признаков.                                

 

  1. Современная классификация форм дислалии.

Дислалия (от греч. dis - приставка, означающая частичное  расстройство, и lalio - говорю) - нарушение  звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

Проявляется в заменах, искажениях, смешениях  тех или иных звуков. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или  иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.

В соответствии с предложенными критериями Гриншпун Б.М. выделяет три основные формы  дислалии: акустико-фонематическую,

артикуляторно – фонематическую,

  артикуляторно – фонетическую 

1 Акустико-фонематическая дислалия

  К ней относятся дефекты звукового  оформления речи, обусловленные  избирательной несформированностью  операций переработки фонем по  их акустическим параметрам в  сенсорном звене механизма восприятия  речи. Это операции опознания,  узнавания, сличения акустических  признаков звуков и принятие  решения о фонеме.

  Основой нарушения является недостаточная сформированность фонематического слуха. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора – «нора»; жук – «щук»; рыба – «лыба»). Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акустическими различиями.

  Гриншпун Б.М. также отмечал,  что при акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

  Мне бы хотелось отметить, что  от акустико – фонематической дислалии следует отличать боле грубые нарушения, распространяющиеся на перцептивной и смысловой уровни процессов восприятия речи и приводящие к ее недоразвитию.

2.    Артикуляторно-фонематическая дислалия

  К этой форме относятся дефекты,  обусловленные несформированностью  операций отбора фонем по их  артикуляторным параметрам в  моторном звене производства  речи. Гриншпун Б.М. выделяет два  основных варианта нарушений: 

  • Артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При отборе фонем вместо нужного звука отбирается звук близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Наблюдается явление субституции.
  •   Артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, из–за чего звуковой облик слова становится неустойчивым. Это приводит к смешению звуков.

  В своей работе, посвященной дислалии, Гриншпун Б.М. также отмечал,  что при артикуляторно-фонематической  дислалии фонематический слух  у ребенка чаще всего сформирован  полностью. Ребенок осознает свой  дефект и даже пытается преодолеть  его. Дефектное произношение при  этой форме дислалии обусловлено  не моторными нарушениями, а  нарушениями операций отбора  фонем по их артикуляторным  признакам. 

Информация о работе Шпаргалка по "Логопедии"