Эмоциональная сфера у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования определила постановку следующих задач исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении интеллектуального развития.
2.Выделить особенности развития эмоциональной сферы детей в норме и при патологии.
4.Проанализировать направления работы по коррекции эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………….
1.1. Эмоции: понятия и определения………………………………………....
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития…………………………………………………..
1.3. Развитие эмоциональной сферы в норме и при патологии……………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………..……………
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ……..
2.1. Анализ диагностического инструментария развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью………………….…………………..
2.2. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей с нарушением интеллектуального развития…..……………………………….
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………..………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по олигофренопедагогике.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки

Российской  Федерации

Федеральное агентство Российской Федерации

 

Курганский государственный  университет

Кафедра коррекционной  педагогики

 

Тема: Эмоциональная сфера у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

 

Курсовая работа

Студент: Богуш Екатерина Сергеевна                       /___________ /

Группа: ПС – 2566

Специальность:  050714  «ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА» Руководитель:       к.п.н., доцент

                                   Егорова Наталья Леонидовна     /________________/

         Комиссия:1.___________________________    /_____________________/

                           2. ___________________________    /_____________________/

       3. __________________________    /_____________________/

 

Дата защиты «_____»_________________200____г.

Оценка «___________»

                                          

 

Курган  2007

Содержание

Введение……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретическое обоснование изучения эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью на современном этапе………………………….

 

 

6

1.1. Эмоции: понятия  и определения………………………………………....     

6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития…………………………………………………..      

 

16

1.3. Развитие эмоциональной сферы в норме и при патологии……………..      

19

Выводы  по первой главе………………………………..……………     

30

Глава II. Диагностика изучения эмоциональной  сферы детей с нарушением интеллектуального  развития……..

 

31

2.1. Анализ диагностического  инструментария развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью………………….…………………..     

 

31

2.2. Коррекционная  работа по развитию эмоциональной  сферы детей с нарушением интеллектуального  развития…..……………………………….     

 

41

Вывод по второй главе………………………..………………………

46

Заключение  ………………………………………………………………

47

Список  литературы……………………………………………………

49

Приложения……………………………………………………………….

52


 

 

 

 

 

Введение

 
        Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания ( радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как субъективные специфические переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (В.К.Вилюнас), в определенной степени доступный самонаблюдению, самоанализу и рефлексии. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида. Эмоции - постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой. 
        У людей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты - испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных и детей с умственной отсталостью.

        В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

       Новизна данного исследования в том, что исследования эмоционального состояния ребенка с умственной отсталостью находятся до сих пор на недостаточно высоком уровне, а, следовательно, формирование личности умственно отсталого ребёнка, исследование потенциальных возможностей таких детей, к сожалению не распространено.

Объектом  исследования являются, эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста в норме и при патологии.

Предметом исследования выступает коррекционный процесс развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.

  Цель исследования: исследовать специфику эмоциональной сферы у нормальных детей и детей с умственной отсталостью, выявить подходы по развитию  у детей эмоциональной сферы, описать их и проанализировать направления работы по коррекции эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Цель исследования определила постановку следующих задач исследования:

1.Проанализировать  научно-методическую литературу по проблеме исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении интеллектуального развития.

2.Выделить особенности развития эмоциональной сферы детей в норме и при патологии.

  3.Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Дать его описание.

4.Проанализировать направления работы по коррекции эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Методом исследования эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта является анализ научно-методических литературных источников (библиографический метод).

Методологическая основа исследования. В данной работе были использованы работы Батурина Г.И., Выготского Л.С., Вилюнаса В.К., Власовой Т.А., Певзнер М.С., Додонова Б.И., Забрамной С.Д., Боровик О.В., Запорожец А.В., Неверович Я.З., Изарда И.К., Коберника Г.Н., Синева В.Н., Коломинского Н.А., Леонтьева А.Н.,  Ляпидевского С.С., Шостак Б.И., Максименко Ю.Б., Немова Р.С., Рубинштейн С.Л., Руденко А.В., Сухомлинского В.А., Шингарова Г.X., Эльконина Д. Б., Якобсона П.М. .

 

 

 

Глава 1. Теоритическое обоснование изучения эмоциональной сферы  детей на современном этапе 

 
1.1. Эмоции: понятия и определения 

       Будучи столь хорошо известными (как наиболее явно выраженный феномен внутренней жизни человека), и, казалось бы, доступными научному пониманию эмоции продолжают оставаться предметом споров при попытке осмыслить их в рамках психологической теории.

        Дискуссии ведутся буквально по всему кругу связанных с эмоциями проблем - от вопроса о том, какие психические явления следует относить к эмоциональным, до вопроса о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности.[6,34].

        Затруднения в теоретической интерпретации эмоций обусловлены целым рядом причин. Прежде всего, когда речь идёт об эмоциях, то здесь наблюдается особый случай: они являются самой интимной специфической характеристикой психического. В силу того, что эмоции это явления глубоко человеческие, глубоко интимные, встает ряд вопросов, а можно ли их вообще систематически исследовать? Можно ли в них обнаружить объективные закономерности, постоянстве регулярность?

        Кроме того, в истории изучения проблемы эмоций на собственно психологическую её разработку оказывали влияние религия, эстетика и особенно этика.

        В наши дни расширились возможности экспериментального исследования, психология сделала резкий поворот к этому надёжному источнику знаний. Однако, ограничения, вполне естественные для экспериментального исследования эмоции, распространились и на теоретическую разработку проблемы. Эксперимент подчинил себе теорию, оставив ей функцию интерпретации полученных в нём данных. Теория эмоций, втиснутая в рамки экспериментально разрабатываемых проблем, потеряла системность, широту, а порой и жизненною реальность. Её сосредоточенность на вопросах, допускающих лабораторное изучение, не разрешает проблем, которые возникают в сфере межличностных отношений, аномального развития личности и в ряде других областей, практической деятельности человека. Кроме того, познания эмоций и чувств, сосредотачивающих жизнь человека на определённых явлениях, познание внутренних конфликтов и кризисов, приводящих к переоценке идеалов, к решительным поворотам в жизни и тому подобных явлений могло бы способствовать решению задачи общепсихологической теории, а именно - интеграции ее феноменов, процессов, психических функций в целостную личность. 
        Как отмечает В.К. Вилюнас "Одно представляется бесспорным; даже если в этих утверждениях что-то преувеличено: без решения проблемы эмоций разработка общей теории психического невозможна" [11, с.6]. 
Чтобы психология эмоций более полно охватывала круг связанных с эмоциями проблем, необходимы поиски новых направлений теоретического и экспериментального их изучения. При осуществлении этой актуальной задачи, важно знать результаты проведенных исследований, овладеть методическим опытом, накопленным в психологических лабораториях, "...чтобы глава об эмоциях заняла в психологической науке место, которое соответствует положению и значению эмоций в реальной жизни", как подчёркивал В.К. Вилюнас [11,с.56].

       За последнее время накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинают проступать очертания целостной системы. 
Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий, которые связывают эмоции с простейшими психическими процессами и ощущениями. Вундт совершенно определённо указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.  
        Теория Вундта критиковалась американским психологом Титченером, который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие, остальные все чувства Вундт выдумал.[16,179]. 
        Известный немецкий психолог Циген показал, что чувство является свойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства: качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон, это и есть не что иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее в различной степени наши ощущения.[23,245]. 
        Представители интроспективной психологии по-разному определяли основные свойства эмоциональных явлений. Это, конечно, обусловлено особенностями самого метода самонаблюдения, применяя который трудно найти адекватное решение данных проблем.

Физиологические теории эмоций различаются на том  основании, что считать первичным  в эмоции - психическое или физиологическое. Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский психолог Уильям Джемс.            

 В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далее тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге: по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие совпадения во времени их теорий (К. Ланге опубликовал свою работу в 1885 году), их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне, как "теория Джемса-Ланге". Это физиологическая теория, которая имеет значение и поныне. Согласно ей, мы грустим, потому что льются слезы, мы сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим. Внешний стимул через ораны чувств достигает ствола мозга, по двигательным нервам вызывает ответную реакцию организма (изменение АД, ЧСС, КГР). Джемс делит эмоции на "низшие" и "высшие". К "низшим" он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к "высшим" относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями. Теория Джемса-Ланге имеет некоторое основание для объяснения целого ряда эмоциональных ощущений, но в целом она исходит из неправильных физиологических предпосылок.[18,312].

        Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон отверг теорию Джемса-Ланге. По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви. Как видно Уотсон остался на позициях Джемса и Ланге, хотя и исключил из их теории интроспективные элементы.       

Центральная теория эмоциональных переживаний, которая  получила название "таламической теории Коннона и Барда", была выдвинута в противовес идеи отождествления эмоций с вегетативными изменениями. Согласно этой теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе. Такой подход к эмоциям положил начало плодотворным исследованиям, которые привели ко многим сенсационным открытиям.

        Физиологический подход к эмоциям предполагает выяснение всего структурного аспекта этих явлений.

        Интересно другое направление в психологии, выяснявшее функции эмоции. Так, Мак-Дауголл в своих рассуждениях исходил из факта целенаправленного поведения живых существ. Согласно его теории, регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты. Эмоция направляет индивида к определённым целям, она свидетельствует о возбуждении инстинкта. Эмоция содержит в себе импульс к действию, но как человек будет себя вести в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований - сложных чувств. Теория Мак-Дауголла не получила большого распространения. 
        В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Он подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические исследования, чтобы приблизится к общему пониманию в отношении человеческих эмоций. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека.[9,156]. 
        Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие, критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций.[9,136]. 
        Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом. 
        Психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. "Продукт" в данном понимании - нечто субстанциональное. Это особого рода функциональные состояния.

Информация о работе Эмоциональная сфера у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью