Эмоциональная сфера у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования определила постановку следующих задач исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении интеллектуального развития.
2.Выделить особенности развития эмоциональной сферы детей в норме и при патологии.
4.Проанализировать направления работы по коррекции эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………….
1.1. Эмоции: понятия и определения………………………………………....
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития…………………………………………………..
1.3. Развитие эмоциональной сферы в норме и при патологии……………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………..……………
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ……..
2.1. Анализ диагностического инструментария развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью………………….…………………..
2.2. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей с нарушением интеллектуального развития…..……………………………….
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………..………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по олигофренопедагогике.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Иерархичность психического недоразвития является вторым важнейшим  признаком олигофрении. Она выражается в том, что при отсутствии осложненности  олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления. При легкой степени олигофрении можно даже говорить о нередко встречающейся относительной сохранности отдельных психических функций. Недоразвитие же высших форм мышления составляет кардинальный, обязательный признак олигофрении. [3,94].

            Аспект социально-трудовой адаптации предполагает необходимость разработки посильных для лиц с явлениями слабоумия трудовых рекомендаций. В своих трудах известный психолог Л.С. Выготский, подчеркивал, что при установлении трудового прогноза необходимо учитывать не только то, что пострадало, но и то, что сохранено. Это положение было подтверждено в работах некоторых психиатров: Т.А. Гейгер, Д.Е. Мелехова.[18,67].

  Следует подчеркнуть, что только на основе комплексных исследований возможна разработка адекватных клиническому состоянию и возрастным особенностям олигофренов дифференцированных социально-реадаптационных мероприятий.

   В настоящее время собственно психологические вопросы развития познавательной деятельности, эмоциональной сферы активно изучаются рядом отечественных исследователей. Разрабатываются также методы экспериментально-психологического исследования детей с целью выявления умственной отсталости и её качественных особенностей. Особенно важное значение на современном этапе приобретает концепция психического развития умственно отсталого ребенка, которую выдвинул Л.С. Выготский - один из первых исследователей олигофрении. [2,5].

         Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка как единый процесс, где последующий этап развития зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реагирования зависит от реагирования ранее, Л.С.Выготский указывает на необходимость различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. Л.С. Выготский отмечал, что нельзя выводить особенности психики умственно отсталого ребёнка из основной причины его отсталости - факта поражения его головного мозга. Это значило бы игнорирование процесса развития. Отдельные особенности психики находятся в чрезвычайно сложном положении к основной причине. 
          Важнейший вывод, к которому приходит Л.С.Выготский, что умственно отсталый ребёнок "принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций " [10, 29].

           И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т.е. когда биологическая неполноценность лишает его возможности своевременно усваивать культуру человечества. Л.С. Выготский выдвинул глубоко содержательную концепцию психического развития умственно отсталого ребёнка, которая не потеряла своей актуальности и сегодня.[2,56] 
          На современном этапе разрабатываются вопросы дифференциации индивидуального подхода при обучении и воспитании детей, у которых умственная отсталость вызвана этиологическими факторами и психическое состояние которых также различно. Рассматриваются также сложные вопросы формирования личности и характера умственно отсталых детей. 
            Особенности мышления, восприятия, памяти, речи, особенности психического развития, эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка остаются еще малоизученными. В этой области можно отметить работы В.К. Кузьминой, М.С. Певзнер, В.И. Лобовского, С.С. Ляпидевского, Б.И. Шостака, Л.В. Занкова.[5,125].

         Однако в этих работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь косвенно. Важность и огромное значение изучения проблемы эмоциональной сферы аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности - значит прямо и опосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков. 
          Каковы же они эти особенности? Что представляет собой эмоциональная сфера аномального ребёнка?

 

 

 

вывод по первой главе

Проведя анализ научно-методической литературы были выделены разные взгляды на изучение эмоциональной сферы, как зарубежными психологами, так и отечественными. Так В. Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение. А Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие. А в 1884-1885 гг. была разработана физиологическая теория Джемса-Ланге, по которой мы грустим, потому что льются слезы. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом.

Отечественные психологи утверждают, что эмоции - это особая форма отношения к  предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов: аспект переживания, аспект отношения, аспект отражения. Аспект переживания: Чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению. Аспект отношения: Эмоции являются формой активного отношения человека к окружающему миру. Аспект отражения предполагает, что эмоции являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Отечественные психологи делают опору на взаимоотношения эмоций и окружающего мира, а зарубежные психологи утверждают,  что эмоции не связаны с миром.

Были выявлены особенности эмоциональной сферы  детей с нарушением интеллекта, дана психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.

 

 

Глава  2. Диагностическое  изучение эмоциональной сферы ребенка  с нарушением интеллектуального развития

 

2.1. Анализ диагностического инструментария по изучению развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью

 

 Методика является оригинальной и специально разработанной для детей младшего школьного и дошкольного возраста модификацией 16 – факторного личностного теста Р.Кеттела.[14, 247]

Тест включает в себя 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая черта может быть как положительной, так и отрицательной, причем полная шкала оценки от минимального до максимального пункта составляет 10 баллов со средним значением 5,5 балла.

Ниже приводится описание 11 личностных черт (12 черта – «интеллектуальная развитость» - исключена потому что путем нескольких вопросов – задач оценить уровень мышления ребенка нельзя). В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности: низкий (от 1 до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов), высокий (от 8 до 10 баллов). При описаниях разных личностных черт выделяются и представляются только два крайних полюса их развития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале, и дается краткое качественное описание. Названия большинства черт личности односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный или отрицательный. Он подразумевается, а там, где это необходимо, предоставляется в отдельной, собственной формулировке.

Черта 1. Экстраверсия

Высокие баллы  по соответствующей шкале – 8 – 10 баллов – характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.

Низкие баллы по этой шкале  представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим – от 1 до 3 баллов.

Ребенок с высокой  оценкой по данной шкале характеризуется как  эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, веселый и общительный. Ребенок с низкой оценкой по данной шкале характеризуется как недоверчивый, обидчивый, неспособный скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдается эгоцентризм, упрямство.

Черта 2. Уверенность в себе

Ребенок с высокими баллами по данной шкале характеризуется  как  уверенный в себе, с низкой тревожностью.

Ребенок с низкими  баллами по данной шкале характеризуется  как неуверенный в себе, легко ранимый.

Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются у детей, которые эмоционально остро  реагируют на свои неудачи, оценивают  себя как менее способных по сравнению  с большинством сверстников, плохо  контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных детей.

Черта 3. Эмоциональная возбудимость

Дети с высокой оценкой по данной шкале характеризуются как   нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные.

Дети с низкой оценкой по данной шкале представляются сдержнными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными.

Для детей с  повышенной возбудимостью характерны неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность. Низкая оценка по данному качеству личности рассматривается как признак эмоциональной  уравновешенности, сдержанности.

Черта 4. Независимость

Ребенок с высокими значениями по данной шкале является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им.

Ребенок, имеющий  низкие показатели, напротив, проявляет  склонность к риску, беспечность.

Черта 5. Благоразумие

Высокие баллы  по соответствующей шкале – 8 – 10 баллов – говорят о благоразумии, рассудительности ребенка, его серьезности и осторожности.

Низкие показатели, напротив,  свидетельствуют о  склонности к риску, беспечности.

Дети, имеющие низкую оценку по этой черте личности, отличаются авантюризмом, безответственностью, переоценкой своих возможностей и неоправданным чрезмерным оптимизмом. Дети , имеющие высокую оценку по этой черте личности, ведут себя разумно, взвешенно, стараются не рисковать там, где можно избежать риска и действовать наверняка.

Черта 6. Добросовестность

Высокие показатели по этой черте личности свидетельствуют  о  добросовестности, исполнительности, ответственности ребенка.

Низкие показатели по этой шкале являются признаком  недобросовестности, безответственности.

Эта черта личности отражает то, как ребенок воспринимает  и выполняет принятые и одобренные большинством людей правила и нормы поведения. Низкие оценки обычно имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются дети с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремленные, аккуратные.

Черта 7. Смелость

Высокие показатели имеют смелые, решительные дети.

Низкие показатели имеют дети робкие и застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.

Черта 8. Практичность

Высокие баллы  по соответствующей шкале свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, нереалистичности ребенка.

Низкие показатели по этой шкале, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя. Такой ребенок часто ведет себя как самостоятельный и независимый, в то время как ребенок, имеющий высокие баллы, выступает как слишком сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, подверженный влиянию среды.

Черта 9. Оптимизм

Ребенок с высокими значениями по данной шкале легко  выводится из состояния душевного  равновесия, часто имеет пониженное настроение.

Ребенок, имеющий  низкие показатели обычно спокоен и редко расстраивается.

Черта 10. Самоконтроль

Высокие баллы  по соответствующей шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать свое поведение.

Низкие показатели по этой шкале, напротив, являются признаком  неумения контролировать свое поведение.

Черта 11. Невозмутимость

Ребенок с высокими значениями по данной шкале отличается повышенной нервной напряженностью.

Ребенок, имеющий  низкие показатели, как правило, спокоен  и невозмутим.

 

Вопросник по детскому варианту теста Кеттела содержит 110 суждений, которые касаются различных сторон жизни ребенка и его взаимодействия с другими людьми. В них имеются прямые и косвенные вопросы, относящиеся к самой личности испытуемого, включая его социальные установки, самооценку и ряд других качеств.

К каждому вопросу  теста даются на выбор два ответа, вернее – два возможных альтернативных суждения, с одним из которых он должен согласиться.

Вопросник разделен на две части по 55 суждений – вопросов в каждой. Все 11 шкал вопросника содержат по10 суждений, и значимый ответ на каждое суждение оценивается в 1 балл. Сумма баллов, полученных по каждой шкале, с помощью соответствующих таблиц переводится в оценки по 10 – бальной шале ( Приложение 1. Таблица 1 и 2).

Крайние оценки – 1 и 10 баллов – на практике встречаются редко и представляют собой экстремальные, чрезмерно акцентуированные черты личности.

При определении  количества баллов, полученных ребенком за каждую из оцениваемых черт личности, используется стандартный ключ, который  накладывается на опросительный лист (Приложение 1. Таблица 3). Ключ представляет собой шаблон, с помощью которого быстро находятся и подсчитываются нужные баллы. Каждая черта личности на шаблоне обозначена цифрой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл.

Информация о работе Эмоциональная сфера у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью