Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников на уроках чтения крупнообъемных произведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа

Описание

Целью работы будет изучение особенностей формирования квалифицированного читателя на уроках чтения крупнообъемных произведений. Достижение указанной цели возможно посредством последовательного решения целого ряда задач:
1. Изучение психолого-лингвистических основ формирования читательских умений
2. Определение системы умений, необходимых для квалифицированного читателя
3. Формирование методики активизации читательских умений
4. Диагностика и последующее формирование умений квалифицированного чтения
5. Статистическая обработка полученных результатов, формулирование выводов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательских умений …………………………………………………………………………6
1.1. Психолого-лингвистические основы формирования читательских умений 6
1.2. Система читательских умений, необходимых для формирования квалифицированного читателя 10
1.3. Методика активизации читательских умений 12
2. Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников на уроках чтения крупнообъемных произведений 15
2.1 Диагностика уровня сформированности читательских умений у младших школьников 15
2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников 18
2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

209_Курсовая2 Формирование квалифицированного читателяна уроках крупнообъебных произведений.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

      6. Напишите мини-сочинение, в котором  нужно высказать свое мнение  о проблеме, затронутой автором.  В своей работе расскажите  о том, что вас больше всего удивило, обрадовало, возмутило, что заставило задуматься, какие чувства вы испытали, познакомившись с произведением.

      Другая  проблема, которую рассматривает  писатели-фантасты – будущее человечества, то, как отражается деятельность людей  на состоянии окружающего мира. Этой проблеме был посвящен урок, главной целью которого было выяснение основной идеи произведения и средств ее художественного выражения. Он носил название: «Почему рассказ Р. Бредбери «И грянул гром» называют рассказом-предупреждением»?

      Занятие началось с беседы, выясняющей восприятие содержания прочитанного. Дети стали задавать вопросы, которые возникли у них в ходе чтения рассказа. Свои объяснения учитель начал с вопроса: почему Экельсу нельзя было сходить с тропы, какие последствия это могло вызвать? Дети подробно высказались по этому поводу и подтвердили свои предположения примерами из текста (помятая трава, убитая мышь – это недопустимо, это может привести к непоправимому в Будущем...). После анализа поступков Экельса был сделан вывод: он совершил преступления (струсил, бросил товарищей и сошел с тропы, не подумав о предупреждении Тревиса.) Для того, чтобы наглядно представить себе последствия поступков Экельса, проанализировали содержание объявления, поведение и настроение людей в начале и в конце рассказа. Так кольцевая композиция помогла понять замыслы автора:

      - объявление, написанное грамотно;

      - доброжелательная атмосфера, люди  хотят выбрать доброго президента;

      - путешествие в Прошлое; 

      - охота;

      - трусость Экельса;

      - уход с тропы;

      - изменение атмосферы в прямом  и переносном смысле: удовольствие  от победы диктатора на выборах; 

      - объявление с ошибками как  следствие всеобщей неграмотности.

      На  данном этапе работы эффективным  средством активизации мыслительной деятельности будет применение эргономики. Можно предложить с помощью графических символов передать последовательность изложения событий. Это позволит объемно и целостно воспринять произведение, более отчетливо понять замыслы автора. После такой работы уместно предложить вопросы и задания обобщающего характера:

      - Что хотел сказать автор своим  произведением? 

      - О чем вы задумались, прочитав  и обсудив рассказ?

      - Что вас удивило, поразило, обрадовало? Может быть, у вас возникли  интересные мысли по поводу  прочитанного, и вам хотелось  бы поделиться впечатлениями? Выразите это в небольшом сочинении. Название своей работе придумайте сами.

      Способы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся различны. Один из эффективных и действенных  – применение эргономики при анализе произведения. Это помогает учащимся увидеть содержание произведения объемно, целостно, способствует овладению определенными знаниями и помогает сделать какие-либо заключения без особого труда.

      При изучении глав из романа Джонатана  Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» («ненаучная» фантастика) через эргономику удалось прийти к понятию сатиры. В начале урока учителем было предложено с помощью каких-либо символов изобразить модель того общества, в которое попал Гулливер. Схема была создана и отразила следующее: император, государственный совет, религия, армия и т.д.

      Следующим этапом было выявление позитивных и  негативных черт. Свои утверждения  нужно было обязательно аргументировать. Положительным было названо то, что лилипуты тянулись к знаниям, сам император поощрял развитие наук и т.д. К отрицательным чертам были отнесены угнетение бедных богатыми, непомерные амбиции и жадность правящих, плетение интриг, ничтожные поводы к развязыванию воины. Таким образом, пришли к выводу, что писатель изобразил современное ему общество, а Гулливер – носитель гуманистических идей автора.

      Можно сказать, что на уроках по изучению фантастической литературы исподволь  закладывались знания о литературоведческих  понятиях, формировались умения анализа текста художественного произведения, решались задачи нравственного характера:

      - через эргономику – к понятию  о композиции художественного  произведения;

      - через композицию – к раскрытию  идеи и авторского замысла; 

      через сравнительную характеристику –  к осознанию нравственных ценностей.

      Проблема  духовного воспитания приобретает  в наше время все большую актуальность. В период политических, социальных, экономических потрясений, современниками которых являемся мы, очень важно сохранить нравственные и духовные ориентиры, без чего невозможно дальнейшее развитие личности молодого человека. Лучшим средством формирования мировоззрения, является обращение к художественному слову, к произведениям русской и зарубежной литературы, поскольку это по большей мере способствует преодолению духовной разобщенности людей, сохранению преемственности в их историческом развитии, обогащению любой культуры всем лучшим, что создано в мировой культуре.  
 
 
 

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников на уроках чтения крупнообъемных произведений