Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников на уроках чтения крупнообъемных произведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа

Описание

Целью работы будет изучение особенностей формирования квалифицированного читателя на уроках чтения крупнообъемных произведений. Достижение указанной цели возможно посредством последовательного решения целого ряда задач:
1. Изучение психолого-лингвистических основ формирования читательских умений
2. Определение системы умений, необходимых для квалифицированного читателя
3. Формирование методики активизации читательских умений
4. Диагностика и последующее формирование умений квалифицированного чтения
5. Статистическая обработка полученных результатов, формулирование выводов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательских умений …………………………………………………………………………6
1.1. Психолого-лингвистические основы формирования читательских умений 6
1.2. Система читательских умений, необходимых для формирования квалифицированного читателя 10
1.3. Методика активизации читательских умений 12
2. Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников на уроках чтения крупнообъемных произведений 15
2.1 Диагностика уровня сформированности читательских умений у младших школьников 15
2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников 18
2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

209_Курсовая2 Формирование квалифицированного читателяна уроках крупнообъебных произведений.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

     Результаты  проведения формирующего эксперимента дали положительные результаты. 70% учащихся экспериментального класса и 54,6% учащихся контрольного класса поднялись до высокого уровня. 45,4% учащихся контрольного класса, находившихся на уровне выше среднего, среднем, низком, не поднялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, динамика сформированности показала, что учащиеся экспериментальной группы достигли желаемого уровня и могут адекватно воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, освоили композицию произведения, могут увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Сравнение результатов первого и второго срезов доказывает, что применение различных приемов и методов на уроках чтения и на внеклассном чтении взятыми за основу в данном исследовании, способствует повышению уровней сформированности читательских умений у младших школьников.

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

     1. Начальная школа должна сформировать  младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.

     2. Работа по формированию системы  читательских умений продолжается.

     3. Исследования на выявление уровня  сформированности читательских умений и уровня литературного развития будут проводиться в конце каждой четверти. 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 1969.
  2. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977.
  3. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989
  4. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 - №5
  5. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989
  6. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982
  7. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа – 2000 - №11
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000
  9. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 - №3.
  10. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2000 №11.
  11. Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1981. - №5.
  12. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 1985. - №12.
  13. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. – 1991. - №9 с.
  14. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьгиков М.: Просвещение, 1988.
  15. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.
  16. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994.
  17. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл, 1997.
  18. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981.
  19. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967.
  20. Локалова Н.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению// Начальная школа. – 2007.- №12
  21. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2004.
  22. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1975.
  23. Малахова Е.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 1955
  24. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 1997
  25. Михалков С.В. Учись читать// Начальная школа. 2003. №3
  26. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 1976
  27. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. – В кн.: Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1965 – с.27.
  28. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу// Начальная школа. – 1997. - №5.
  29. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972.
  30. Нечаев А.П. Когда следует начинать учить ребенка чтению?// Нечаев А.П. Психология и школа/ Под ред. А.А. Никольской. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1977
  31. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986.
  32. Программно- методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 1999.
  33. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979.
  34. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 19965.
  35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999.
  36. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993.
  37. Светловская Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения. //Начальная школа. – 1965. - №7
  38. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1999.
  39. Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов//Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976.

Приложение

Сценарий  урока чтения крупнообъемных произведений на примере  чтения произведений писателей-фантастов

        Среди многих тем программы 5 класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики («научной» и «ненаучной»).

      Дети  читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Важно дать понятие об особенностях данного жанра с научной точки зрения. Вот что об этом говорит «Словарь литературоведческих терминов»: «научно-фантастический жанр – вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем». Это определение можно записать в тетрадь, можно прийти к выводу после изучения некоторых произведений, выделив специфические черты и ряд особенностей, присущих данному жанру.

      Важно то, что изучение подобных произведений – благодатный материал для развития творческой деятельности учащихся. Организовывая работу по чтению и изучению художественного текста, целесообразно обратить внимание школьников не только на занимательность сюжета, нужно подвести учеников к тому, чтобы осмыслить внутренний смысл произведения, композиционный строй, средства выразительности. Этому помогает составление плана, в том числе и цитатного. Составление цитатного плана – сложное и проблематичное дело даже для учащихся старших классов, не говоря уже о пятиклассниках. Но через игру, через творчество, можно к этому прийти. С этой целью и был разработан урок под названием «Жанр научной фантастики. А-Конан Дойл «Затерянный мир»».

      Главной целью занятия было детальное  знакомство с произведением, развитие умения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды и иллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делался на то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не только проиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужной последовательности, в точном соответствии с текстом.

      ХОД УРОКА

      1. Организационный момент.

      2. Мотивация урока.

      1. Вступительное слово учителя.

      Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем создавать диафильм по отрывку из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир».

      Давайте вспомним, как построен диафильм. Диафильм состоит из отдельных кадров. Кадр состоит из рисунка и цитаты. То есть рисунок дан в соответствии с эпизодом, какого-либо текста. Это может быть сказка или рассказ. В нашем случае это отрывок из романа.

      Что для этого нужно? (Выделить ключевые эпизоды и сделать соответствующее сопровождение из текста.)

      1) Какие же эпизоды являются  ключевыми?

      (Класс  выделяет ключевые эпизоды.)

      - Сон в палатке. Мысль о прогулке.

      - Прогулка по ночному лесу.

      - Встреча с животными у водопоя.

      - Стегозавр!

      -Бегство. 

      - Падение в яму.

      - Куда же делись мои спутники?

      2) Выразительное чтение эпизодов  в нужной последовательности.

      3) Разделим класс на две группы.

      1 группа художники-иллюстраторы.

      2 группа редакторы-сценаристы.

      Задача  для первой группы: проиллюстрировать  отобранные эпизоды в точном соответствии с текстом.

      Задача  для второй группы: проследить за соответствием содержания рисунков с текстом.

      Подобрать нужные цитаты и правильно их оформить.

      ( Роль учителя – корректировка  деятельности учащихся.)

      3. Работа в группах.

      4. Монтаж диафильма: 

      а) Сверение с текстом выполненных  иллюстраций;

      б) Правильность оформления цитат.

      5. Выводы:

      Как выглядит мир, созданный А. Конан  Дойлом?

      Каким человеком выглядит Мелоун? (Любознательный, умный, смелый, находчивый, добрый.) Подтвердите свои ответы примером из текста.

      Ребята, посмотрите на нашу работу. Чему мы научились, создавая наш диафильм? (Выделять ключевые эпизоды, составлять цитатный план.)

      Цитатный  план:

      «В  ту же ночь мне пришлось выдержать  такое испытание, о котором я  до сих пор не могу вспомнить без  ужаса…Вот как это случилось. В ту ночь дежурил Соммерли. Я не мог уснуть».

      «Какая  ночь для прогулки! Меня осенило: а  почему бы не прогуляться?»

      «Как  страшно было в лесу! В лесу было темно, но, привыкнув к темноте, глаза мои начали кое-что различать».

      «На берегу появились два зверя, похожих  на крупных армадиллов. Они припали  к воде и быстро заработали длинными красными лентами языков. Это были лось и американский олень. Они всей семьей пили воду…»

      «На тропинке появились уродливые существа. Где же я видел этого урода…Это  же стегозавр. Минут пять стегозавр  стоял рядом со мной».

      «Мне послышались сзади странные звуки. Сердце замерло у меня в груди примысли, что за мной кто-то гонится. Меня могло спасти только бегство. Ноги мои подкашивались, и я бежал, бежал с ужасом».

      «И  вдруг оглушительный треск, я  лечу в бездну, а дальше тьма и  пустота забвения…Когда я очнулся от обморока…Яма была глубокая, с отвесными краями и ровным дном, двадцати футов в поперечнике».

      «Лесная чаща безмолвствовала… Но если это  действительно звери или какое-нибудь одно чудовище, то что же стало с  моими спутниками? Мой усталый, измученный мозг отказывался разгадать эту загадку».

      Д/З: Прочитать главы из книги А. Беляева «Голова профессора Доуэля».

      Комментарии:

      «Детям  очень понравилась идея создания диафильма. Они взялись за работу с нетерпением. Учителю ими же была отведена скромная роль – наблюдателя и помощника только в крайних случаях. Главные эпизоды были определены, подобраны нужные цитаты, сделаны иллюстрации. Материал был смонтирован правильно, в нужной последовательности. Затруднение вызвало оформление цитат в соответствии с правилами пунктуации. После завершения работы были подведены итоги, в ходе чего пришли к выводу, что научились многому: составлять цитатный план, оформлять цитаты, запоминать содержимое текста в нужной последовательности. Таким образом, через творчество была активизирована познавательная и мыслительная деятельность, новые знания получены в ненавязчивой форме. Но тут хотелось бы сказать, что возникает опасение такого свойства: по прошествии времени может быть забыта линия правильной последовательности текста. Здесь нелишним было бы провести закрепление с помощью графической записи нужных элементов – эргономики. Такую работу можно провести (даже лучше это сделать так) в самом начале урока, перед тем, как дети начнут иллюстрировать текст. Это привело бы в систему всю деятельность.

      Так как литература обладает небывалой  воспитательной силой, уроки по изучению произведений научно-фантастического  жанра могут способствовать нравственному и духовному развитию учащихся, поскольку писатели – фантасты ставят задачу не столько развлекать, как думают многие, сколько заставляют задуматься о проблемах, стоящих перед человечеством. Одна из них – злодей, вооружённый знаниями. В этой связи можно подробнее рассмотреть урок по изучению глав из романа А. Беляева «Голова профессора Доуэля». Он носил название «Профессор Доуэль и профессор Керн».

      Главной целью данного урока была сравнительная  характеристика героев. Учащимся были предложены вопросы такого свойства:

      1. В чём разница между учеными?  Ведь ученые не бездари, как можно понять при поверхностном чтении (имеется в виду Керн). Подтвердить примером из текста, что Керн тоже умён и талантлив. (В ином случае он не смог бы проделать опыты подобного рода, даже присвоив результаты чужого труда)

      2. Какие цели у двух героев, и какими средствами они их достигают? 

Доуэль Керн
Развитие  науки на благо человечества... Обрести личную славу...
 

      3. Обратитесь к описанию кабинета  профессора Керна, к его портрету. Что можно сказать о герое,  исходя из того, что описание  жилища и внешности вводятся автором для того, чтобы усилить какие-либо черты характера?

      4. Сравните двух ученых (их отношение  к науке, к людям, черты характера). Сделайте выводы. Дети в своих ответах в числе прочего отметили следующее: нельзя пользоваться результатами чужого труда; профессор Керн идет на преступление ради достижения своих целей, он служит не людям, а самому себе, используя беспомощность Доуэля. Он совершенно равнодушен к чужим судьбам.

      5. Подумайте, чем опасны такие  люди, как Керн. Почему раздел, который мы изучаем, называется «Осторожно: наука!»? Здесь как нельзя кстати пришлись слова Ш. Холмса, произнесенные им в известном рассказе А-К. Дойла «Пестрая лента»: «Ах, сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек! Когда врач совершает преступление, он опаснее всех прочих преступников. У него сильные нервы и опасные знания...”»

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников на уроках чтения крупнообъемных произведений