Формы организации процесса обучения: традиции и новации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание

Тема моей курсовой работы «Формы организации процесса обучения: традиции и инновации». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

е. работа учащихся в парах сменного состава, постоянно  находятся в положении,

когда нужно  воздействовать на других учеников (людей), учить их новому учебному

материалу, доказывать им, что-то опровергать, управлять их деятельностью.

Социальная  активность каждого школьника проявляется систематически, регулярно,

не менее 40 — 50 процентов того времени, которое  выделяется на коллективные

занятия. Социальная активность школьников  в процессе коллективной работы

проявляется также  и в том, что все они активные участники самоуправления,

которое осуществляется непосредственно на уроках в процессе обучения. Поэтому в

данном случае мы можем говорить о высшем уровне социальной активности

школьников. Современное  общество требует воспитания активных, самостоятельных

учащихся, способных  решать поставленные перед ними задачи.

     Глава II. Методический аспект использования различных форм обучения

     §1. Использование различных форм обучения при изучении физики (из опыта работы)

Многие учителя  испльзуют в своей практике деловые  игры. Рассмотрим опыт

некоторых из них. И. Я. Ланина предлагает при обучении физике использовать

следующие игры: [ Ланина.98]

     Экспертиза

     Имитационная модель игры. На предприятие (завод, стоительная организация,

проектный институт) прибывает прибывает экспертная комиссия фирмы. Её задача:

оценить качество продукции. Учитель в качестве руководителя предприятия

предлагает  всем учащимся класса стать членами  экспртной группы.

С докладами  на комиссии выступают работники  предприятия, назначенные

руководителем. Участники экспертной группы по каждому  докладу составляют акт

приёма на бланке по специальной форме, где указываются достоинства доклада,

ошибки. Дополнения, выводы. Указываются фамилии отвечающего  и эксперта.

     Подготовка к игре. Специальной подготовки к игре не проводится. Для

учащихся такая  игра – обычный отчёт о выполнении домашнего задания. Учитель

более тщательно,чем  обычно, подбирает вопросы и с  помощью учащихся класса

готовит бланки актов приёмки. Общее число бланков  равно числу учащихся класса,

умноженному на число ответов.

    

Содержание игры:

 

Игра, как и  всякий опрос, должна занимать не более 20-25 мин урока. Для

докладов планируют  два-три вопроса. Акты заплоняют  во время ответа товарища,

причём ошибки не только фиксируют, но и исправлают. В конце каждого доклада

учащимся предоставляют  время для его общей оценки и вывода.

План оценки ответа может быть следующим:

1.     Оценка правильности ответа.

2.     Характеристика глубины ответа (достаточны  ли обоснования,

доказательства  и примеры).

3.     Характеристика полноты ответа.

4.     Оценка логичности построения  ответа.

В этом случае акт  экспертизы будет содержать не только исправление ошибок и

дополнения, но и оценку достоинств ответа, что  должно быть характерно для

любого акта. Все акты оцениваются руководителями предприятий – учителями.

    

Вакансия

 

     Имитационная модель игры. В НИИ, занимающемся изучением данной темы, есть

следующии вакнсии: заведующий лабораторией, старший научный  струдник, лаборант.

На конкурсной основе происходит отбор специалистов. Оценивают участников

конкурса группы экспертов: теоретики, экспериментаторы, прктики.

На должность принимаются претенденты, которые сумели првильно и чётко

ответить на поставленные перед ними вопросы.

     Подготовка к игре. Учитель выбирает общую тему для игры и определяет

задания для  тестов трёх категорий сложности (три  вакантные должности).

Готовятся приборы  и материалы для постановки опытов. Карточка-тест включает в

себя три  вопроса: теоретический, экспериментальный (подразумевает постановку

опыта и его  объяснение), задачу.

Учащиеся тоже готовятся и оформляюткласс для  игры (рисуют плакат с названиями

лаборатории и  вакнтных должностей, таблички на стол экспертов).

   

Содержание игры

 

Пежде всего  выявляются претенденты на вакнтные должности (не более двух-трёх

человек на должность). Претендентам выдаются карточки-тесты, и они занимают

заранее приготовленные  для них места и приступают к работе. Затем класс

делится на три группы экспертов.

Экспертам выдаются карточки подобные карточкам-тестам претендентов, но только

с вопросами, соответствующими их специальности. Группы экспретов  могу

разделиться на подгруппы. Разные подгруппы будут  работать с карточками разной

сложности (3-5 мин).          Всем учащимся: претендентам и экспертам  -

отводится время  для составления ответов на ворпросы теста (15 мин).

Заслушивание  ответов - самая ответственная часть  урока. Эксперты, выслушав

ответы претендентов, дают рецензии, отмечая правильность ответа, его полноту,

чёткость, и  рпедлагают свой ответ на этот же вопрос. После совещания они

высказывают своё мнение о претендентах (20).

Далее следует  подведение итогов конкуса. Прошедшие  по конкусу занимают свои

рабочие места  за столами с табличками «Лаборант», «Старший научный

сотрудник», «Заведующий  лабораторией». Им выдаются удостоверения (5 мин).

Ниже рассматривается  ход игры «Вакансия» по теме «Количество  теплоты» (8 класс).

I.                   Карточка-тест претенденту на  должность лаборанта:

1.       Теоретический вопрос (задача). Присгорании  порха массой 3 кг

выделилось 11 400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.

     2.       Практический вопрос. Почему грязный снег в солнечную погоду тает

быстрее, чем  чистый?

    3.       Эксперимент. Возьмите учебные весы,установите их на лапке

штатива и уравновесьте. Поднесите снизу под чашку  весов горящую спичку на

расстоянии 10-12 см. почему они выходят из равновесия?

II.          Карточка-тест претенденту на  должность  старшего научного                                                                   

     сотрудника:               

1.     теоретический вопрос. В алюминиевой  кастрюле, масса которой 800 г,

нагревается вода объёмом 5 л от 10° С до кипения.какое количество

теплоты пойдёт на нагревание кастрюли и воды?

2.     Практический вопрос. В промышленных  холодильниках воздух охлождается  с

помощью труб, по которым течёт олождённая жидкость. Где надо располагать эти

трубы: вверху или  внизу помещения?

3.     Эксперимент. Положите на полоску бумаги металлический цилиндр и

внесите в пламя. Почему бумага не горит?

III.            Карточка-тест претенденту на  должность заведующего

     лабораторией:

1. Теоретический  вопрос. Как изменится температура  свинцового

шара массой 2кг, если он упадёт с высоты 26 м на стальную

плиту? (Считайте, что вся кинетическая энергия  превращается в его внутреннюю

энергию).

2. Практический  вопрос. Возможны ли конвекционные  потоки в искусственном

спутнике Земли (в состоянии невесомости)?

4.     Эксперимент. Зажгите свечу, накройте её цилиндрической трубкой. Пламя

уменьшится  и может погаснуть. Почему? Если трубку приподнять, то свеча горит

ярче. Почему?

                                   СКБ                                  

Учительница 55-й  средней школы г. Иваново Н. Л. Смирнова, организуя уроки-

деловые игры, имитирует  работу специального конструкторского бюро  (СКБ).

На таких  уроках, рассказывает она, моделируется труд разных специалистов,

поэтому формирую из учеников следующие группы: поставщиков  исходных данных

(цель – актуализация  опорных знаний), помощи (выдаёт сведения  по справочной

литературе), «мозгового центра» ( выдвигает гипотезу, идеи),

экспериментаторов (демонстрирует явления, лежащие  в основе предлагаемой

конструкции), инженеров (собирает сконструированную установку и показывает её

действие), историков (ищет сведения о развитии  научных  взглядов  по данному

вопросу), обозревателей (даёт представление о значении рассматриваемой

проблемы для  жизни общества, подбирает факты  о моральной ответственности

специалистов  за последствия применения их научно-технических  достижений),

правил безопасного  труда, охраны окружающей среды, экономистов, психологов

(организует  психологическую разгрузку  учащихся  на уроке), ОТК (оценивает

работу групп). В зависимости от темы создаю не весь набор групп, а только их

часть.

Для урока использую  демонстрационные приборы, конструкторские  модели разных

типов, справочную и научно-популярную литературу, периодическую  печать,

тематические  школные стенгазеты по физике, самодельные приборы, диапозитивы,

а также таблички с названиями групп и большое  табло с критериями оценок.

По рссмотренному  типу проведены уроки: в VII классе –  «Плавние судов»,

«Применеие  сообщающихся сосудов», «Простые механизмы»; в VIII классе –

«Тепловые двигатели», «Нагревательные приборы». Их продолжительность 1-2

часа. К ним  даю опережающее домашнее задание.

Намечены и  новые аспекты в проведении традиционных уроков, рассмотрим урок

решения задач  учителя 8-й средней школы г. Уварово  Тамбовской области В. Н.

Ардабьева [].

     Урок первых задач. Изучен теоретический материал. Можно приступать к

задачам. Начинаю  это так: на доске заранее сделана  запись условий  трёх или

четырёх типовых  задач. Тетради учащихся закрыты, а  глаза устремлены на доску.

Вначале анализирую первую задачу: ставлю вопросы и отвечаю на них сам либо

привлекаю к  беседе школьников.; в классе напряжённое  внимание. Наконец, запись

решения закончена. Говорю: «Опустите голову вниз , закройте глаза. Кому

непонятно решение  задачи, посмотрите на меня». Если есть хоть один взгляд,

кратко повторяю логику решения, пользуясь готовой  записью на доске.после этого

решение первой задачи стираю. Аналогично разбираю вторую, третью. Объявляю

«Приступайте  к самостоятельному решению в  тетрадях двух первых задач. Как

только справитесь с работой , поднимите руку».так  создаётся «поле» для активной

умственной  деятельности ребят. Через несколько  минут вижу первую руку. Это

Марина Ф. Быстро проверяю её решение. Тем временем поднимаютсяещё две руки.

Правильность  решения у первого проверяю я, у другого – Марина. Когда появляются

ещё руки, уже  три ученика готовы проверять  работы своих товарищей. Они же могут

оказать помощь «застрявшим» одноклассникам. «А теперь, - говорю, - домашнее

задание. Задачник А. П. Рымкевича, задачи №. . Два последних типа из четырёх,

разобранных в  классе, входят в число домашних. Поэтому вы легко сделаете

домашнюю работу».

                              Урок-экскурсия                             

Уроки этого  типа  в первую очередь  призваны показать учащимся практическое

приминение  знаний, полученных при изучени темы или раздела курса физики. Ныне

всю большую  популярность у учитеоей получает активная методика проведения

экскурсий, суть которой в том, что учащиеся по ходу экскурсии собирают

материал для выполнения определённых заданий. Эта методика приходит на смену

пассивной, заключающейся  лишь в созерцании, осмотре предприятияи ознакомлении

с его оборудованием  и технологическим циклом.

Опытом организации  таких уроков делятся пофессор И. Я. Ланина и учительница

190-й средней  школы Санкт-Петербурга И. П.  Шидлович [.158].

Эффективность урока-экскурсии во многом зависит  от умения педагога привлечь

учащихся к  активной деятельности. Проиллюстрируем  на примере обобщающей

экскурсии по разделу  «Элекрические явления» в XIII классе. Её цель – показать

применение  постоянного тока, электрических  и электромагнитных явлений на

производстве; объект экскурсии – цех завода или фабрики.

Ко времени  проведения экскурсии (IV четверть) объём  информации , которую

получили учащиеся, достаточен для того, чтобы каждый смог подробно вникнуть в

суть вопросов: где, почему и как применяют на заводе электричество? Урок

строится как  поиск-поход за ответами на эти вопросы.  Класс разбивается на

пять бригад, каждая получает своё задание.

Задание 1. Значение электричества для развития  данного  предприятия.

Выяснить, как  облегчился труд рабочих в связи  с применением электричества,

как повысилась производительность труда, каковы перспективы  роста

использования электричества на предприятии, какие рационализаторские

предложения, связанные  с электричеством, были внедрены, что  они дали, как

предприятие намерено экономить электроэнергию.

Задание 2. Электрические  цепи и схемы: электрическая схема  предприятия в

целом. Её основные части и узлы. Электрическая цепь отдельного станка.

Задание 3. Электричество  – источник света и тепла: электрическое  освещение в

цехе, применение электрического нагрева на производстве, электросварка и

электроплавильные печи на заводе, электросистемы для  сушки изделий или

лакокрасочных покрытий.

Задание 4. Электродвигатели на производстве: их роль (функции), технические

особенности и  параметры.

Каждая бригада  имееет в составе три рабочие  группы: теоретическую, инжинерную

и практическую. Члены первой выясняют принципы действия прборов, машин и

цепей, о котрых они узнали на экскурсии; члены второй подробно разбираются в

устройстве  этого оборудования, а членов третьей  интересует область

Информация о работе Формы организации процесса обучения: традиции и новации