Формы организации процесса обучения: традиции и новации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание

Тема моей курсовой работы «Формы организации процесса обучения: традиции и инновации». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)

работы. Определяя  задание бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения

задания и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости

индивидуализируя  задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады

отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа

активистов, а  остальные только присутствовали при  этом. Отметки же выставлялись

одинаковые  всем членам бригады.

     Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых

университетов, имеет глубокие исторические корни, однако она практически не

претерпела  существенных изменений с момента  ее создания. Лекции, семинары,

практические  и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной

специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках

лекционно-семинарской  системы. Неизменными атрибутами являются коллоквиумы,

зачеты и  экзамены.

    

 

 

                 § 2.  Классификация форм обучения                

Существуют  различные классификации форм организации  учебного процесса, но все

они сводятся к  структуре учебного общения или  дидактическим целям и задачам.

Все формы можно  разделить на общие и конкретные

     2.1. Общие формы учебной работы учащихся

     В. А.Сластёнин даёт следующую  классификацию форм обучения, в зависимости от

структуры педагогического процесса  (см. схема  №1). Достоинством этой

классификации является определение места проведения процесса обучения, чего нет

в других классификациях.

Распространёнными являются классификации   В. К. Дьяченко и И. М. Чередова,

основанные  на структуре  учебного общения. (см. таблица №1, 2).

На протяжении длительного времени в педагогической литературе было

общепринятым  деление всех организационных форм на:

1. Общеклассные  или фронтальные учебные занятия;

2. Групповые  (бригадные или звеньевые);

3. Индивидуальные.

В первом случае учитель одновременно работает со всеми  учащимися класса, во

втором –  в классе работает несколько групп  учащихся и каждую небольшую

группку обучает  кто-то из учеников, в третьем –  каждый ученик выполняет

работу индивидуально, без чьей-либо помощи. Такая классификация  является

неполной. Во-первых, отсутствуют парные и коллективные учебные занятия. Во-

вторых, в классификации  члены деления не исключают друг друга, так

фронтальные занятия  являются частным случаем групповых. Остаётся неясным

признак по которому производится такое деление, обычно это признак

одинаковости  или неодинаковости заданий.  Если в классе все учащиеся

выполняют одну и ту же работу, то такие занятия  следовало бы считать

фронтальными, но  в действительности каждый ученик на этих занятиях работает

индивидуально, обособленно друг от друга, даже без  помощи учителя. То же

самое можно  сказать и о занятиях, на которых  производится контрольная работа.

А если на уроке  самостоятельная работа по карточкам – одни ученики имеют

одинаковые  задания, а другие разные? Получается, что в классе проводится

групповая работа, на самом деле все ученики работают индивидуально (ученики

изолированы друг от друга).А если ученики работают в группах, но все группы

имеют одинаковые задания? Это не фронтальная работа, а групповая.

Следовательно, такое деление форм обучения является неправильным, неполным.Мы

будем придерживаться классификации В. К. Дьяченко, она  устраняет данные

недочёты. Сравнение  общих форм обучения даётся в таблице №3.

     Схема №1 ( по Сластёнину)

     учебная работа              внеучебная работа

                                                

формы обучения

 

     оснвная         дополнительные        вспомогательные

урок                    лекции                         кружки

домашняя работа               и клубы

                    экскурсии                   по интересам                   

                   консультации и т. п.           факультативы                  

                           реализуются в формах                          

     массовые                   групповые                 индивидуальные

     внеучебная работа     учебная           внеучебная    внеучебная                           

утренники                     урок                    кружки

консультации

школьные вечера       лекция                   клубы             дополнительные

праздники                   семинар                 спортивные   занятия

конкурсы                    лабораторно-        секции           репетиторство

олимпиады                практическое

конференции             занятие

субботники                экскурсия

     Таблица №1. Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)

    

Индивидуальная

Парная

Групповая

Коллективная

Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.

(ученик-книга, ученик-тетрадь).

Работа внутри одной  обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает.

(ученик-ученик, учитель-ученик).

Одного говорящего слушает  либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (общеклассные занятия).

(ученик-ученики).

Каждый ученик по очереди  работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником.

(ученик-ученики, ученики-ученики).


 

     Таблица №2. Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)

    

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Управление учебной  деятельностью всего класса при  его работе над единой задачей  при достаточно жёстком контроле учителя.

Сотрудничество в малых  группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:

  • Звеньевые
  • Бригадные
  • Кооперированно-групповые
  • Дифференцированно-групповые.

Самостоятельность ученика  при максимальном проявлении его  инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:

  • Индивидуализированные
  • Индивидуализированно-групповые.

 

    

Таблица № 3. Сравнение  общих форм обучения

 

    

Название формы

Достоинства

Недостатки

Индивидуальная

Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль.

Тормозит развитие детей  с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.

Групповая

Взаимопомощь, распределение  обязанностей, развитие чувства ответственности  за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования.

Слабого ученика можно  поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а  остальные списывать.

Парная

Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам  друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем.

Возникает опасность  ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.

Коллективная

Каждый ученик попеременно  является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед  коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается  инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников.

Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени  на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят  «Сам учи, что тут сложного».


 

                      2.2 Конкретные формы обучения                     

Конкретные  формы организации учебного процесса   есть только применение общих

форм в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами.  И. М.

Чередов пишет, в зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения

школьниками знаний, умений и навыков выделяются следующие  звенья процесса

обучения: формирования новых знаний, закрепления и совершенствования

знаний, формирования умений и навыков, применения знаний на практике,

повторения, систематизации знаний, контроля усвоения знаний, умений и

навыков. [12.9 ]

Такое деление  не означает, что в звене формирования новых знаний ученики

только усваивают  новые знания. Они могут закреплять и систематизировать

знания по ранее изученному материалу, но доминирующая цель этого звена —

формировать новые  знания — подчиняет себе все остальные, используемые для ее

достижения. Также  в звене закрепления и совершенствования  знаний ученики

могут получать новые знания, повторять ранее изученное, но главная его цель

— закрепить  и усовершенствовать знания по только что рассмотренному разделу

программы.

Те или иные звенья, а чаще их совокупность лежат  в основе конструируемых форм

организации обучения (см. таблица №4). Кроме того, на основе одного звена

можно сконструировать несколько разных форм. Например, на основе звена

формирования  знаний могут быть сконструированы  урок соответствующего типа,

лекция, конференция, экскурсия.

     Таблица №4. Конкретные формы обучения

    

Конкретные формы  организации обучения

 

  ведущие цели   

    

Формирование  знаний

Закрепление и  систематизация знаний

Формирование  умений и навыков

Повторение  и систематизация знаний

Контроль за усвоением знаний, умений, навыков 

Лекция

конференция

экскурсия

предваряющая консультация.

семинар

заключительная конференция

конференция

экскурсия.

Учебно-практическое занятие

практическое занятие

практикум

обзорная лекция

конференция

экскурсия

консультация 

зачёт

собеседование

учебно-практическое занятие

экзамен

олимпиада

практикум


 

Формирование  знаний учащихся помимо урока соответствующего типа можно

проводить на лекции, конференции, экскурсии. Учебная лекция позволяет

учащимся за 45 минут усвоить больший, чем на уроке, объем учебного

материала. Ее отличает от урока монологический способ изложения материала. В

структуре лекции отсутствует беседа как метод обучения. Учебная, лекция

рассчитывается на учащихся старших классов, которые могут сосредоточиться

на длительный промежуток времени для восприятия информации, ее осмысления,

переработки и  самостоятельного усвоения.

Если изучаемый  материал основывается на хорошо усвоенном  ранее, нетруден и

хорошо изложен  в учебнике, учебных пособиях, преподаватель может провести по

соответствующей теме конференцию, организовать дискуссию учеников. Дискуссия

должна быть подготовлена заранее, для чего учитель  определяет учащимся темы

докладов, основные направления самостоятельной работы. Роль педагога

заключается в  комментировании полемики школьников, подведении итогов

обсуждения. Эта форма организации обучения рассчитана на учащихся, имеющих

сформированные  умения и навыки работы с литературой.

На учебной  экскурсии учащиеся получают знания, знакомясь с различными

экспонатами в  музее, работой механизмов на предприятии, наблюдая за

разнообразными процессами, происходящими в природе.

На формирование знаний учащихся нацелена и упреждающая консультация,

позволяющая преподавателю  разобрать уже изученный на уроке  материал с теми

учащимися, которые не присутствовали на занятиях или не поняли, не усвоили

его.

Закрепление и  совершенствование знаний можно  помимо урока соответствующего

типа проводить  на семинаре, заключительной конференции, экскурсии. Семинар

как форма организации  обучения сочетает беседу и дискуссию учащихся.

Заключительная конференция может строиться как в форме дискуссии, так и в

форме диспута, на котором обсуждаются полярные точки зрения. Учитель

подводит итоги  обсуждения и формулирует выводы. Эта форма организации

обучения рассчитана преимущественно на учащихся старших классов.

На заключительной экскурсии учащиеся, заранее подготовленные, уже усвоившие

материал, с  большим вниманием, осознанно рассматривают объекты, стенды,

наблюдают различные процессы. Так совершенствуются, углубляются их знания.

Полезна и заключительная консультация по изученному материалу.

С целью формирования умений и навыков учащихся помимо урока проводятся

учебно-практические занятия. Эта форма организации  обучения, целенаправленно

сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных

работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели.

Отличие учебно-практического занятия от соответствующего типа урока — в

Информация о работе Формы организации процесса обучения: традиции и новации