Формы организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:44, реферат

Описание

Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.
Как было показано выше, метод обучения выступает в роли способа организации процессов освоения учащимися новых знаний, формирования умений и навыков, развития психических функций и личностных качеств. Таким образом, понятие "метод" характеризует содержательную, или внутреннюю, сторону учебного процесса.

Работа состоит из  1 файл

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.docx

— 68.40 Кб (Скачать документ)

По данным психологии восприятия, даже если человек имеет тип памяти с ярко выраженным

доминированием одного основного  типа (например, только зрительную память), то он усваивает

материал значительно  лучше, если использует все три основных способа.

При работе с учебником  порядок действий учащихся следующий:

- вспомнить то, что осталось  в памяти от урока (по записям  в тетради и рисункам в

учебнике);

- прочитать заданный на  дом параграф учебника, выделяя  в нем основную мысль текста,

выделенные правила;

- попытаться воспроизвести  материал (пересказать вслух или  про себя, составить план

прочитанного, ответить на вопросы  учебника);

- в случае возникновения  затруднений необходимо еще раз  проштудировать учебник и

добиться свободного воспроизведения  материала.

Активное воспроизведение  знаний и самоконтроль в процессе усвоения изучаемого материала

повышают заинтересованность учащегося при осмыслении и усвоении им знаний. Благодаря

этому материал запоминается прочнее.

Работа по усвоению и воспроизведению  трудного учебного материала имеет  свою специфику.

Сложный материал (текст) целесообразно  разделять на несколько смысловых  единиц. Если текст

очень большой и сложный, то каждую часть необходимо учить  и воспроизводить отдельно. При

этом между каждыми  из частей желательно устраивать короткий отдых (5-10 мин).

При выполнении домашних заданий, так же как и при любой другой форме учебной работы,

большую роль играет уровень  интереса учащихся к изучаемому вопросу  и данному виду учебной

работы. Высокий уровень  интереса не только усиливает упорство и настойчивость в овладении

знаниями, но и повышает стремление учащихся самостоятельно преодолеть трудности - ученик

старательно выполняет упражнения и подбирает наиболее удобные  способы и приемы учебной

работы.

Очень важное значение имеет  степень осознания учащимися  изучаемого материала. Знания,

основанные на понимании

закономерностей и причинно-следственных связей, сохраняются более продолжительное  время.

По данным профессора Н.А. Рыбникова, продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз

выше механического. Поэтому  при усвоении изучаемого материала  не нужно в первую очередь

обращать внимание на запоминание  правил и выводов. Как раз наоборот, основные усилия

учитель должен направлять на поиск внутренней связи знаний, на то, чтобы учащиеся увидели и

осознали причины, которые  привели к появлению того или  иного явления. А затем уже, когда

ученик понял -"почему", переходить к заучиванию правил и  обобщенных выводов. Необходимо,

чтобы выводы и обобщения  заучивались не механически, а выступали  в сознании школьников как

логическое следствие  анализа изучаемого материала.

3. Приступая к  выполнению практических заданий,  следует просмотреть упражнения,

которые выполнялись  в классе, и вспомнить, как они выполнялись и почему именно так. Этот

прием помогает учащимся устанавливать  связь домашней работы с тренировочными

упражнениями в классе, быстрее вспомнить особенности  выполнения заданий данного типа.

4. Выполнять домашнее  задание лучше всего несколькими  циклами.

Это означает, что после  выполнения заданий по всем предметам  необходимо сделать перерыв

на 10-15 мин, и после этого  повторить выполненные задания, воспроизводя их в той же

последовательности, что  и в первый раз. Такое отсроченное  повторение повышает степень

запоминания материала и  способствует выработке у учащегося  навыка быстрого переключения с

одной темы на другую.

Циклы особенно эффективны при выполнении заданий высокой  степени сложности или

творческих заданий, когда  ребенок не может сразу решить задачу. Обычно такие задания

учащиеся младших классов  оставляют "для родителей" и  обращаются к ним за помощью.

Родители (бабушки с дедушками), видя, что ребенок не знает решения  этой задачи, решают ее за

него и затем объясняют  способ решения или (что бывает значительно  реже, так как не у всех

родителей есть развитые педагогические способности) "наводят" учащегося  на правильный способ

решения задания. Такой способ выполнения задания тоже имеет позитивное значение, однако если

бы это задание учащийся выполнил самостоятельно, эффект был  бы значительно выше. Поэтому

надо предложить учащимся циклический способ выполнения сложных  заданий.

Если ребенок при выполнении домашнего задания по математике не смог решить задачу, то не

надо отчаиваться, а следует  просто отложить эту задачу и закончить  выполнение остальных

заданий по этому предмету. После этого следует начать выполнять  задания по другому предмету.

Когда задания по всем другим предметам выполнены, необходимо сделать  перерыв. После

небольшой передышки, перейдя  ко второму циклу, учащийся проводит повторение уже

выполненного и опять  возвращается к решению невыполненной  задачи. Здесь он, повторив

теоретический материал проведенного в классе урока, опять делает попытку  решить задачу. Если

задание опять не решается, то после некоторого времени он оставляет  ее и заканчивает повторение

других предметов. После  окончания второго цикла необходимо сделать небольшой перерыв и  в

третий раз попытаться решить сложную задачу.

Такое цикличное обращение  к заданию позволяет повысить вероятность его решения. Это

обусловлено в основном тем, что во время перерывов и выполнения других заданий условие

сложной задачи продолжает осваиваться и осознаваться. Ведь если ребенок неудовлетворен тем,

что задание не решается, то даже при выполнении заданий по другим предметам в подсознании

идет работа над этой неподдающейся  задачей. Установлено, что после  восприятия и усвоения

изучаемого материала  процесс его закрепления в  сознании продолжается и после того, как учебная

работа прекращается. Это "скрытое затвердевание" знаний происходит в течение 10-20 мин после

перехода к другим заданиям.

Последний цикл повторения весьма полезно в течение 10-15 мин  проводить непосредственно

перед сном в спокойном  состоянии. Это создает оптимальные  условия для более глубокого

усвоения изучаемого материала.

5. Очень важно,  чтобы для выполнения домашних  заданий у ребенка было свое  постоянное

место и отводилось для этого одно и то же время  дня. Это правило при всей кажущейся

простоте имеет существенное значение для эффективности домашней работы. Постоянные место

и время способствуют быстрому сосредоточению внимания учащегося, приучают к дисциплине

процесса учения.

Таковы наиболее существенные правила оптимальной организации  умственного труда,

которые следует знать  всем учащимся и которых они должны придерживаться при выполнении

домашней работы.

Многообразие и сложность  правил выполнения домашней работы обусловливают

необходимость проведения специальной  работы с учащимися по формированию у них

соответствующих умений и  навыков. Учащимся следует помочь обрести  навыки работы с

учебником и правильной последовательности выполнения письменных и устных заданий, освоить

приемы повторения и самоконтроля, выработки рационального режима работы и отдыха и т.д.

Факультативные  и дополнительные занятия. Наряду с обязательными учебными занятиями в

общеобразовательных учреждениях  используются и разнообразные формы  учебной работы,

проводимой вне рамок  учебных занятий (расписания уроков). Такие формы учебных занятий

называются внеклассными или внеурочными.

В первую очередь к внеклассным  занятиям относятся факультативные занятия. Как

самостоятельная форма организации  текущей работы они появились  в конце 60 - начале 70-х

годов во время проведения очередной реформы системы образования, затрагивающей в основном

содержание школьного  образования. Факультативные занятия представляют собой

сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за учащимся, а посещение

осуществляется  на добровольной основе.

Факультативные занятия  призваны решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы

учащихся в углубленном  изучении отдельных учебных предметов; б) развивать учебно-

познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активности; в)

способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных особенностей учащихся.

Содержание факультативных занятий представляет собой дополнение к учебной программе.

Оно может включать в себя либо более глубокое изучение отдельных  тем и разделов школьной

программы, либо новые темы, не входящие в школьную программу, но крепко связанные с ней.

Помимо учебных занятий, обязательных для всех учащихся, специально для слабо

успевающих учащихся проводятся дополнительные занятия. Дополнительными занятиями

называют сверхпрограммные занятия с одним или группой учащихся по дополнительной

отработке пройденного  на уроках материала.

Форма и время проведения дополнительных занятий жестко не регламентируются. Это может

быть занятие-консультация, на которой учитель еще раз  излагает новый материал для тех, кто не

понял его на уроке, или  беседа с двумя-тремя учащимися  по тематике классной работы, в которую

вкраплено выполнение письменных заданий. Время таких занятий  может быть и 20 мин, и 1 ч.

Возможно и выполнение учащимися самостоятельной работы, по окончании которой они уходят.

Другие формы  внеклассной учебной работы. Принято считать, что внеклассная работа

носит для учащихся добровольный характер и призвана удовлетворять  их разнообразные

познавательные и творческие запросы, а для их проведения не требуется  полного состава класса.

Считается также, что в  них по собственному желанию могут  участвовать учащиеся различных

классов. К таким формам внеклассной учебной работы относят  предметные кружки, научные

общества, олимпиады, конкурсы и др.

Предметные кружки и научные общества создаются на добровольных началах из учащихся

одной параллели или же, если желающих немного, из учащихся соседних классов (V-VI, VII-VIII

классов и т.д.). В них  входят учащиеся, которые стремятся  к расширению и обогащению своих

знаний, имеющие склонность к рисованию, лепке, техническому творчеству, к проведению

опытной работы по биологии, химии, физике и т.д. Ведут работу кружков учителя-предметники.

Кружковая работа включает в себя более углубленное изучение отдельных вопросов учебной

программы, которые вызывают интерес учащихся. Содержанием их деятельности могут быть

изучение новейших достижений науки и техники, опытная работа, моделирование, ознакомление с

жизнью и творческой деятельностью  выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры.

Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества организуются для повышения

познавательной активности учащихся по учебным дисциплинам (математике, физике, химии,

родному и иностранному языкам, литературе) и развитию их творческих способностей.

Проведение этих форм внеклассной  работы готовится заранее: составляется план проведения

таких мероприятий по школе, проводится серия подготовительных мероприятий, учащимся

задаются задания, открыто  проводится выявление лучших школьников. Проведение таких

мероприятий обращает на себя внимание учащихся и повышает у них  интерес к учебному

предмету. Кроме того, олимпиады  и конкурсы помогают выявлять и развивать  более способных и

одаренных учащихся. Характер, широта и глубина подготовки к  ним позволяют косвенно оценить

стиль работы учителя, уровень  его творческих и организаторских  способностей.

Литература

• Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

• Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. - М., 1986.

• Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1983.

• Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 2-е изд. - М., 1990.

• Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной

школе. - М., 1987.

 


Информация о работе Формы организации обучения