Формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание

Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 6
1.1. Проблема формирования и развития гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Роль игры в формировании и развитии личности дошкольника 10
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании гуманности в старшем дошкольном возрасте 14
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 20
2.1. Методологические основы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 41

Работа состоит из  1 файл

гуманность у дошкольников.doc

— 722.00 Кб (Скачать документ)

Для формирования у дошкольников гуманных проявлений мы использовали методику проведения сюжетно-ролевых игр по нравственному развитию дошкольников Е.Смирновой. Их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие. В приложении Д представлены примеры игр.

Мы наметили следующие пути работы: развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям; формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней.

Решение этих задач осуществлялось посредством включения гуманных проявлений в основное содержание сюжетно-ролевых  игр детей. Ориентация на воссоздание  эмоционально-нравственных отношений  людей достигалась за счет введения гуманных проявлений в атрибутивные признаки роли.

Сначала необходимо было внести новое в эмоционально-нравственное содержание игры. Сюжет обогащался разными способами. Например, заметив  интерес детей к играм «в больницу», «в поликлинику», предварительно проводили экскурсию в кабинет врача детского сада. На следующем этапе акцентировалось внимание на гуманных проявлениях. При этом взрослый выступал в соответствующей роли, что позволяло дать детям представление о том, как ведут себя люди, проявляя чуткость, заботу, готовность поддержать другого в трудных ситуациях, желание выразить сочувствие, откликаясь на чужую радость. Система задаваемых действий включала эмоциональные проявления в их развернутой форме. Например, «мама» мягко успокаивала свою «дочку»-куклу: «Не плачь, маленькая, не плачь, хорошая», укладывая спать, обращалась с ней ласково, гладила, целовала, тихонько напевала колыбельную песенку.

Воспитатель разыгрывал определенные сюжетные линии: «Кукла Наташа заболела, ее надо полечить», «Как вылечить любимые игрушки», «Животные заболели», «Какого врача любят все». При этом на первый план выдвигалось внимательное, чуткое отношение к персонажам, выражаемое интонацией, мимикой, жестами.

Применяемые взрослым эмоционально-выразительные  средства имели целью не только вооружить детей умениями высказать положительное отношение к объекту своего внимания, но и возбудить желание проявить его в обращении с игрушкой.

Эффективность образца  определялась полнотой его воспроизведения  детьми. Характерно, что некоторые компоненты ролевых взаимодействий отражались не только в заданной образцом роли, но и в других ролях, также предполагающих проявление заботы. Подобная интерференция говорит о том, что образец стал не средством простого копирования, а обобщенным способом выражения отношения. Были обнаружены различия в степени и глубине воспроизведения образа. Активные, эмоционально восприимчивые дети наиболее тщательно копировали игровые действия и манеру взрослого вести себя в демонстрируемой роли. Дети в роли мамы (папы) пользовались речевыми структурами, применяемыми взрослыми. Например, описывали внешний вид заболевшего ребенка фразами, взятыми из образца: «Машенька совсем не улыбается, глазки стали грустными, щечки раскраснелись, головка горячая».

На следующем этапе  проверялась эффективность модели, задаваемой не взрослым, а сверстником. Мы исходили из описанного в литературе положения об усилении подражательности сверстнику в старшем дошкольном возрасте. Необходимо было проверить возможность внесения гуманных проявлений с помощью ребенка, умеющего выразительно проявлять свои эмоции. Так, по сюжету с центральной фигурой врача проводились игры «Больница», «Поликлиника» с разнообразными модификациями типа «Лесная больница» (для зверей).

Чтобы помочь ребенку  вычленить в образе характерные для него особенности, черты, достойные подражания, мы старались раскрыть, показать подлинные мотивы поступков взрослых, учитывая, что для формирования у детей способов гуманных проявлений особенно важно, чтобы мотивация ролевого поведения соответствовала его нравственным образцам. Мотивация необходима в связи с тем, что на ее основе у ребенка возникает новая потребность — поступать гуманно.

После окончания психолого-педагогического  эксперимента было проведено повторное  тестирование уровня эмпатии в экспериментальной и контрольной группах (Приложение Г).

По при анализе  результатов теста «Определение эмпатии» были выявлены низкий, средний, высокий и очень высокий урони уровни развития эмпатии в исследуемых группах. Полученные результаты мы отобразили в виде диаграммы (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 - Уровень развития эмпатии после эксперимента

Исходя из данных, представленных в рисунке 2.5, можно сказать, что по окончании эксперимента межгрупповые различия в развитии эмпатии очень различны. В экспериментальной группе наблюдается высокий рост развития эмпатии.

Представим общую картину  проявления негативных личностных качеств  в исследуемых группах после проведенного формирующего эксперимента (таблица 2.2).

Таблица 2.2

Анализ проявления негативных личностных качеств

Негативные личностные качества

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа

(%)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Возбуждаемость

18

22

60

40

35

25

Капризность

10

30

60

30

50

20

Боязливость

25

40

25

42

48

10

Плаксивость

15

15

60

28

22

50

Злобность

12

28

60

30

48

22

Завистливость

10

20

70

30

33

37

Ревность

15

25

60

20

33

47

Обидчивость

15

15

70

40

35

25

Упрямство

12

17

71

30

50

20

Жестокость

2

8

80

15

27

58

Агрессивность

15

20

65

32

50

18

Нетерпеливость

20

14

66

40

35

25


Проанализировав полученные результаты проявления негативных личностных качеств в исследуемых  группах после проведенного эксперимента можно констатировать наличие качественных изменений в экспериментальной группе: у дошкольников чувства приобрели значительно большую глубину и устойчивость; появилось умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств; стали активно формироваться социальные чувства; эмоциональная реакция детей стала максимально адекватна ситуации.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами подтверждена гипотеза о том, что организация взаимодействия детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной сюжетно-ролевой игре способствует становлению и развитию гуманности у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

  • Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности она проявляется в доброжелательности и дружелюбии; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии – умении понять другого человека; в эмпатической способности – к сочувствию и сопереживанию; в толерантности. К старшему дошкольному возрасту следование моральным нормам приобретает относительно устойчивый и независимый характер. Высокая восприимчивость детей старшего дошкольного возраста, легкая обучаемость создают благоприятные возможности для успешного формирования гуманности. В старшем дошкольном возрасте система личных взаимоотношений детей уже во многом определяется их собственными ценностными ориентациями. Старший дошкольник уже ориентируется на нравственные качества ровесника, имеющие значение не только лично для него, но и для окружающих. В этом находит свое отражение социальное развитие ребенка, возникновение у него внутренней общности с группой, первое проявление чувства гуманности.
  • Роль игры в формировании и развитии личности дошкольника определяется следующим: в игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения - оно становится произвольным; игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий; игра является ведущим типом деятельности дошкольника, определяющим его психическое и личностное развитие; в игре создаются условия для свободного выражения влечений, чувств и переживаний дошкольника; психическим корнем детской игры является эмоционально-чувственная сфера, поэтому игровая деятельность служит целям телесного и психического выражения эмоций и чувств; только в игре существует возможность построения новой деятельности, которая будет отвечать вопросам и впечатлениям ребенка.
  • Результатом сюжетно-ролевой игры является более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в ее процессе товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, социальные отношения. Игра для детей единственно доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства старших дошкольников. Необходимое условие этого — моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.
  • В эмпирической части исследования была подтверждена гипотеза о том, что организация взаимодействия детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной сюжетно-ролевой игре способствует становлению и развитию гуманности у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, сюжет, содержание, характер складывающихся в игре ролевых взаимоотношений придают ей исключительно важное значение в воспитании гуманности у детей. Слияние этих трех структурных компонентов позволяет внести в игру элемент актуального переживания, связанного как с вхождением в игровой образ, так и с эмоциональным отношением ребенка к другому. Задача педагога и состоит в том, чтобы обеспечить условия для реализации этой «двойной» опосредованное эмоций участников игры. Новое, гуманное содержание должно вноситься в игру взрослыми. Игра становится воспитательным средством при условии, если взрослый помогает детям найти способы выражения гуманных отношений, учит проявлять заботу, доброжелательность, чуткость, внимание.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Архіпава, К.А. Этычнае выхаванне ў дзіцячым садзе / К.А. Архіпава, Э.А. Ліштаванная. – Мінск: Нар. асвета, 1989. – 96 с.
  2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение,1999. - 215 с.
  3. Буре, Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре. - М.: Просвещение, 1985. - 105 с.
  4. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.М. Валлон. - М.: Просвещение, 1988. – 332 с.
  5. Варюхина, С.И. Истоки доброты / С.И. Варюхина. - Минск, 1987. – 118 с.
  6. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада / А.М. Виноградова, Г.Н. Година и др.; под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1980. – 233 с.
  7. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. // Вопросы психологии. - 1996. №6. - С. 38.
  8. Запорожец, А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожц, Т.А. Маркова. – М.: Наука, 1978. – 295 с.
  9. Запорожец, А.В. Психологическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. // Избранные психологические труды в 2 томах: Т.1. - М. Просвещение, 1986. - 280с.
  10. Зворыгина, Е. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры / Е. Зворыгина, Н. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5. – С. 11 – 13.
  11. Ивакина, И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно методическое пособие / И.А. Ивакина. – М.: Академия, 1995. - 185 с.
  12. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. - М.: Инфра М, 1985. - 220 с.
  13. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1986. - 460 с.
  14. Кудрявцева, Е.А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе коллективных взаимоотношений / Е.А. Кудрявцева. - М.: OIMRU, 2000. – 185 с.
  15. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) / А.Н. Леонтьев. // Вопросы психологии. 1998. №1. - С. 57-68.
  16. Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками / Лидак Л. // Дошкольное воспитание. 1990. №7. - С. 23 - 25.
  17. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Прогресс, 1986. - 240с.
  18. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. - М.: Знание, 1980. - 175с.
  19. Лисина, М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками. / М.И. Лисина, Р.А. Смирнова. // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск, 1985. - С. 45-61.
  20. Марков, Б.Д. Основы дошкольной педагогики / Б.Д.Марков; под ред. А.В.Запорожца. - М.: Прогресс, 1980. - 280 с.
  21. Менджерицкая, Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
  22. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Просвещение, 1982. – 294 с.
  23. Михайленко, Н.Я., Взаимодействие взрослого с детьми в игре / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3,4. – С. 10 – 14.
  24. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой / Н.Я. Михайленко. // Дошкольное воспитание. 1983. №12. - С. 18-21.
  25. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко, Н. Короткова. // Дошкольное воспитание. 1998. №4. - С. 44-45.
  26. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника / С.Л. Новоселова. – М.: Просвещение, 1983. – 285 с.
  27. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина М.: Просвещение 1986. – 195 с.
  28. Поддьяков, Н.Н. Проблемы детской игры: психолого-педагогический аспект / Н.Н. Поддьяков, Н.Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 1987. – 194 с.
  29. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. - М.: Академия, 1998. – 185 с.
  30. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей /А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1986. – 174 с.
  31. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин М.: Педагогика, 1978. - 110 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Карта экспертного наблюдения

Ф.И.О.

Возбуждаемость

Капризность

Боязливость

Плаксивость

Злобность

Завистливость

Ревность 

Обидчивость

Упрямство

Жестокость

Агрессивность

Нетерпимость

Костя А.

2

2

3

3

4

2

4

3

2

2

4

4

Аня Б.

2

3

4

2

2

2

4

2

4

1

3

3

Рустам Г.

2

3

2

2

1

2

3

2

3

3

2

3

Дима Г.

3

2

3

3

2

2

4

3

4

4

3

2

Артём К.

4

4

2

4

2

3

4

4

2

2

3

2

Катя Л.

2

3

1

3

3

2

4

3

2

3

4

2

Коля Л.

3

4

3

3

4

3

4

2

4

4

4

3

Антон М.

5

2

4

2

2

4

4

2

3

3

4

4

Никита П.

4

3

3

2

3

3

4

2

4

3

4

3

Феликс П.

2

4

2

1

2

4

4

3

3

3

3

 

Кирилл Р.

3

1

 

1

1

4

3

3

3

3

3

2

Лера С.

4

2

3

3

2

4

3

4

3

3

2

4

Аня С.

3

3

2

4

3

4

3

3

4

3

2

3

Герман Х.

4

2

1

4

2

3

2

2

3

4

 

3

Маша К.

5

4

2

2

2

3

3

3

2

4

4

2

Ваня Б.

3

2

3

2

3

4

2

2

2

4

3

3

Римма Г.

1

3

3

3

4

4

1

4

2

2

3

3

Кира Г.

2

4

2

4

3

2

1

3

2

2

2

4

Олег К.

3

2

 

3

2

3

4

4

4

3

3

2

Катя Ш.

2

1

4

3

2

4

4

4

3

3

3

3

Оля С.

2

3

2

2

2

3

3

4

3

3

4

4

Артем э.

3

4

3

3

3

2

2

2

3

3

3

3

Никита Д.

2

3

2

2

4

3

3

3

2

3

3

3

Игорь П.

1

2

1

3

3

4

4

4

2

4

2

5

Лиза Р.

3

3

3

2

2

4

2

3

1

2

2

3

Вера С.

4

4

2

3

2

3

2

2

1

2

2

2

Таня С.

3

3

4

3

3

3

1

3

3

2

3

2

Игнат Х.

3

3

2

3

3

2

2

4

2

2

3

3

Маша Г.

4

3

4

4

2

3

3

3

2

1

1

4

Катя А.

4

2

2

3

2

4

2

2

3

1

1

3

Информация о работе Формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре