Формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание

Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 6
1.1. Проблема формирования и развития гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Роль игры в формировании и развитии личности дошкольника 10
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании гуманности в старшем дошкольном возрасте 14
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 20
2.1. Методологические основы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 41

Работа состоит из  1 файл

гуманность у дошкольников.doc

— 722.00 Кб (Скачать документ)

Прежде всего, игра – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть человеческой игры заключается в её особенности: отображая, преображать действительность. В игре впервые  формируется и появляется потребность ребенка воздействовать на мир.

В отечественной и  зарубежной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов игровой деятельности специфичен [21]. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями.

Игра является той  формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, так как объект игры непременно связан с реальностью, хотя и не состоит всецело из нее [31].

Примерно с трех лет  игра становится ведущим типом деятельности дошкольника, то есть определяющим его развитие. В игровой деятельности интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Она влияет на формирование произвольности психических процессов. Так в игре начинают развиваться произвольные внимание и память. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче в игре:  её условия требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета.

В основе трансформации  игры при переходе от периода предошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встаёт теперь перед ребенком как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, с которыми ребёнок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит «открытие» ребёнком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребёнок на границе перехода от предметной к ролевой игре ещё не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере личности ребёнка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности [30].

В игровой деятельности происходит существенная перестройка  поведения - оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и  контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом. Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того какое структурное место занимает  движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок.

Игра представляет собой  первую доступную для любого человека форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.

Д.В. Менджерицкая раскрывает вопрос о психологическом механизме игры [22]. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение  в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение.

В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими, брать на себя различные «роли». М.И. Лисина подчеркивает, что именно через игру ребенок знакомится с нормами поведения и характером взаимоотношений между взрослыми, которые становятся образцом для его собственного поведения, в игре приобретает основные навыки общения, качества необходимые для установления контакта со сверстниками [19]. Игра так же ведет к развитию рефлексии, поскольку в ней возникает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего – исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некого образа. В игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия с потребностями и переживаниями других.

Признание игры ведущей  деятельностью дошкольного возраста, позволяет рассматривать ее как  универсальное средство оптимизации  психического развития в дошкольном возрасте.

Итак, на основе вышеизложенного  мы можем сделать вывод, что:

- в игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения - оно становится произвольным;

- игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий;

- игра является ведущим  типом деятельности дошкольника,  определяющим его психическое  и личностное развитие;

- в игре создаются  условия для свободного выражения  влечений, чувств и переживаний  дошкольника, которые могут быть  не приняты или не поняты в реальных отношениях ребенка с миром;

- психическим корнем  детской игры является эмоционально-чувственная  сфера, поэтому игровая деятельность  служит целям телесного и психического  выражения эмоций и чувств;

- только в игре существует  возможность построения новой деятельности, которая будет отвечать вопросам и впечатлениям ребенка.

1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании гуманности в старшем дошкольном возрасте

 

Игра становится важным средством воспитания гуманности, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.

Роль игры в формировании у детей положительных качеств  определяется многими объективными и субъективными факторами. Самого по себе участия ребенка в игре недостаточно, чтобы можно было говорить о каких-то приобретениях. В наибольшей мере это относится к сфере чувств как к интимной стороне отношений. Эмоции, проявляющиеся в игре, могут быть далеки от гуманных и утрачивают в таком случае свое формирующее воздействие на развитие начал гуманного отношения к окружающим.

Механизм влияния игры не только состоит в прямом воздействии  на ребенка, но и выступает, так сказать, в неспецифической функции как средство воздействия, дополняющее или усиливающее другие, например, обучающие приемы [1].

Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения. Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми). Кроме того, в игре выделяют реальные отношения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к партнерам [31].

Центральный момент игры, объединяющий все ее компоненты,— роль, принимаемая на себя ребенком. Не изменяя внешней стороны деятельности ребенка, она перестраивает его действия, придает им общественный смысл, оказывает на него всестороннее развивающее воздействие.

В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, т.е. по известному выражению Л. С. Выготского, игра есть арифметика социальных отношений [7]. В ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих общественных функций. Таким образом, игра для детей единственно доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых.

Функции роли и развертывание сюжета диктуются игровыми правилами, этими  неписанными законами и четко  обозначаемыми предписаниями. Ролевое поведение детей в игре, по утверждению Д. Б. Эльконина, является сложно организованным. В нем есть образец, который, с одной стороны, ориентирует, а с другой — выступает эталоном для контроля; в нем есть выполнение действий по образцу и сравнение их с образцом, т. е. контроль [31].

Среди психологов и педагогов распространено мнение, что основное воспитательное значение игры определяется тем, во что  играют дети (сюжетом) и что они  отражают в своих играх в качестве центрального момента (содержанием) .

В ряде работ [2, 17, 21] анализируется структура сюжетов детской игры, раскрываются значение и возможность педагогического управления сюжетом. В частности, указывается, что при правильной организации ознакомления дошкольников с окружающей действительностью уже у младших детей сюжеты игр достаточно разнообразны. Характерно, что одни и те же сюжеты в разных возрастных группах отличаются по своему содержанию. Если основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками — в воспроизведении действий людей, а детей среднего возраста — отношений между взрослыми, то у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. По утверждению Д.Б. Менджерицкой, основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т.е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образов [21].

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать  моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие этого — моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Роль игры в развитии чувств не исчерпывается игровыми отношениями. Реальные отношения между участниками совместной игровой деятельности также способствуют соподчинению и согласованию их действий, определяют подчинение их правилам. Можно предположить, что насыщение отношений проявлением гуманных чувств также способствует воздействию на эмоциональную сферу ребенка.

Ролевые отношения отражают уровень обобщенных представлений дошкольников о сфере нравственных отношений между людьми, а в отношениях по поводу игры проявляется уровень нравственной воспитанности детей.

Рассмотрим особенности  формирования гуманных проявлений у  старших дошкольников в ходе творческих сюжетно-ролевых игр. Более всего  этой цели отвечает тематика детских  игр «в поликлинику», «в больницу», «в семью», «в железнодорожный вокзал», «в почту», «в магазин», воспроизводящих отношения людей. Однако в любой из этих игр сюжет может разыгрываться нейтрально, не затрагивая вообще чувств ребенка, т.е. сводится к подражанию предметно-манипулятивной деятельности и воспроизведению внешней стороны отношений взрослых. Так, врач и больной, работники сферы услуг и клиенты могут взаимодействовать в игре, не переходя к эмоциональным отношениям. Игра в таком случае не способствует воспитанию нравственных чувств [27].

На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре. Например, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупателем, врачу чутким и сопереживающим к больному. Поэтому правила культурного поведения вводятся в педагогически направленной игровой деятельности в ролевые требования как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент, но при этом остается открытым вопрос, будут ли на самом деле проявляться сопереживание, сочувствие, сострадание. Действенность такого приема определяется тем, что гуманные чувства становятся значимыми для протекания игры.

Чтобы определить специфику влияния  игры на эмоциональные отношения  ребенка к сверстникам в ходе ролевого взаимодействия, прежде всего  следует вспомнить, что в современной психологической науке выделяют информационную, инструктивную и мотивирующую функции деятельности. Применительно к нашему предмету это означает: ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремление к этому. Ведь если речь идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствующее переживание. Проектируя же воздействие игры на воспитание гуманного отношения к окружающим людям не как частное проявление, а как свойство личности ребенка, приходится затрагивать более глубокие пласты его внутреннего мира — мотивационно-потребностную сферу, самосознание [25].

Уровень сформированности гуманных проявлений у детей не всегда соответствует их возрастным возможностям, эмоциональный опыт их беден. Одни дети даже не умеют замечать состояние сверстника, другие, видя затруднительное положение товарища, не сочувствуют ему и не стараются помочь, утешить. Третьи, сопереживая, не умеют оказать действенную помощь. Разная эмоциональная чувствительность детей по отношению к другим людям требует от педагогов учета индивидуальных особенностей и более «прицельного» проектирования формирующих воздействий.

Итак, результатом сюжетно-ролевой игры является более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в ее процессе товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, социальные отношения. Игра для детей единственно доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства старших дошкольников. Необходимое условие этого — моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Информация о работе Формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре