Формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание

Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. Гуманность – это обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 6
1.1. Проблема формирования и развития гуманных отношений в старшем дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Роль игры в формировании и развитии личности дошкольника 10
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании гуманности в старшем дошкольном возрасте 14
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 20
2.1. Методологические основы исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 41

Работа состоит из  1 файл

гуманность у дошкольников.doc

— 722.00 Кб (Скачать документ)

 

В результате теоретической  части нашего исследования можно  сделать следующие выводы:

  • Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности она проявляется в доброжелательности и дружелюбии; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии – умении понять другого человека; в эмпатической способности – к сочувствию и сопереживанию; в толерантности. К старшему дошкольному возрасту следование моральным нормам приобретает относительно устойчивый и независимый характер. Высокая восприимчивость детей старшего дошкольного возраста, легкая обучаемость создают благоприятные возможности для успешного формирования гуманности. В старшем дошкольном возрасте система личных взаимоотношений детей уже во многом определяется их собственными ценностными ориентациями. Старший дошкольник уже ориентируется на нравственные качества ровесника, имеющие значение не только лично для него, но и для окружающих. В этом находит свое отражение социальное развитие ребенка, возникновение у него внутренней общности с группой, первое проявление чувства гуманности.
  • Роль игры в формировании и развитии личности дошкольника определяется следующим: в игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения - оно становится произвольным; игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий; игра является ведущим типом деятельности дошкольника, определяющим его психическое и личностное развитие; в игре создаются условия для свободного выражения влечений, чувств и переживаний дошкольника; психическим корнем детской игры является эмоционально-чувственная сфера, поэтому игровая деятельность служит целям телесного и психического выражения эмоций и чувств; только в игре существует возможность построения новой деятельности, которая будет отвечать вопросам и впечатлениям ребенка.
  • Результатом сюжетно-ролевой игры является более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в ее процессе товарищеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, социальные отношения. Игра для детей единственно доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых. Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства старших дошкольников. Необходимое условие этого — моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

2.1. Методологические основы исследования

 

В нашем исследовании мы выдвинули предположение о  том, что организация взаимодействия детей и взрослых на основе гуманистического общения в совместной сюжетно-ролевой игре способствует становлению и развитию гуманности у детей старшего дошкольного возраста. С целью подтверждения выдвинутой гипотезу, нами было проведено экспериментальное которое включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследование проводилось на базе ДОУ «Радость» д. Ревятичи. В исследования приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа включала 15 детей, контрольная - такое же количество.

В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы, мы пытались выявить уровень развития осознания старшими дошкольниками нравственных норм, а также исследовать характер проявления негативных личностных образований. С этой целью нами были использованы следующие методики:

  1. Изучение представлений детей о нравственных и моральных качествах (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.).
  2. Шкала негативных личностных проявлений (Й. Шванцары).
  3. Определение уровня развития эмпатии с помощью теста, предложенного авторами Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.

Для изучения представлений  детей о нравственных и моральных качествах нами были подготовлены следующие вопросы:

  • Как ты думаешь, что такое «добро» ?
  • Как ты думаешь, что такое «зло» ?
  • Как ты думаешь, что такое «дружба» ?

При помощи следующей  методики (Шкала негативных личностных проявлений (Й. Шванцары), мы попытались исследовать характер негативных личностных проявлений ребенка в группе. Проявления детей изучались с помощью экспертного опроса воспитателей. Состояния, переживания, проявления детей в коллективе группы оценивались от 0 до 4 баллов в течение трех дней по следующим характеристикам: возбуждаемость, капризность, боязливость, плаксивость, злобность, завистливость, ревность, обидчивость, упрямство, жестокость, агрессивность, нетерпеливость. В процессе наблюдения воспитателю надо было заполнять карту наблюдения (Приложение А), в которой выставлялись баллы ребенку, по мере проявления того либо иного качества. Набранные ребенком баллы суммировались, и выводился средний балл по каждой характеристики.

При определении уровня развития эмпатии использовался тест «Определение эмпатии», предложенный авторами Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [19]. Использовался следующий материал:

1). Карточки со схематическим изображением человеческих эмоций на лице (радость, спокойствие, грусть, удовольствие, страх, злость, насмешка, смущение, недовольство) (Приложение Б).

2) Карточки с реалистическим  изображением лица  (сожаление,  радость, недоверие, испуг, восторг) (Приложение В).

Испытуемому предлагалось: (1 серия) рассмотреть схематические  изображения человеческих эмоций; попытаться изобразить каждую схему на своем  лице, затем – назвать соответствующее  чувство. Такую же работу проводим и  во 2-й серии, но, - по рисункам с полным изображением лица.

Формирующий эксперимент  был направлен на развитие у дошкольников гуманных отношений, для этого мы наметили следующие пути: развивать у детей способность понимать состояние, настроение человека по выражению его лица, интонациям речи, движениям, эмоциональным реакциям; стимулировать у дошкольников эмоции, выражающие чувства, доброжелательное и заботливое отношение к людям; формировать способы эмоционального содействия, умения сочувствовать, утешать, оказывать посильную помощь тем, кто нуждается в ней. Решение этих задач осуществлялось посредством включения гуманных проявлений в основное содержание сюжетно-ролевых игр детей. Ориентация на воссоздание эмоционально-нравственных отношений людей достигалась за счет введения гуманных проявлений в атрибутивные признаки роли. Для этого мы использовали методику проведения игр по нравственному развитию дошкольников Е.Смирновой и З.М. Богуславской. В экспериментальной  группе проводилась работа в соответствии с разработанной нами программой. В контрольной группе аналогичных занятий проведено не было.

После окончания формирующего этапа эксперимента было проведено повторное тестирование уровня эмпатии и характера негативных личностных проявлений ребенка в экспериментальной и контрольной группах с целью отследить динамику возможных изменений в уровне сформированности данных качеств.

2.2. Анализ результатов исследования

 

В результате анализа представлений детей о нравственных и моральных качествах нами были получены следующие результаты.

Раскрывая смысл категории  «дружба», дети говорили, что это  «люди дружат между собой». Очень  редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают  друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто дети давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело». При обработке результатов мы сгруппировали полученные ответы по следующим категориям: обобщенное представление о качестве; объяснение одного качества через другое; объяснение качества на основе собственного жизненного опыта, ссылка на оценку качества, конкретное действие; ссылка на самого себя; эмоциональная оценка; неправильная нравственная оценка.

Полученные данные в исследуемой группе детей можно представить с помощью диаграммы (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Смысл категории «дружба»

 

В толковании зла можно  выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с  действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое»,  «когда все дерутся»- эту группу мы можем определить, как обобщенное представление о качестве. Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой») – ссылка на самого себя. Третья группа представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо». Полученные результаты представлены диаграмме (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 - Смысл категории «зло»

 

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых - с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают») - объяснение качества на основе собственного жизненного опыта. Некоторые дошкольники включили «добро» в дихотомию: «добро - это когда нет зла» - объяснение одного качества через другое. Результаты представлены в диаграмме (Рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 - Смысл категории «добро»

 

Таким образом, анализируя данные, полученные в ходе данного этапа исследования, мы можем определить, что в данных группах дошкольников продолжают развиваться обобщенные представления нравственных нормах и эталонах, продолжают складываться понятия морали, складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам как злость, лживость, трусость. Исходя из данных, представленных в диаграммах 2.1,2.2, 2.3, можно сказать, что на начало эксперимента межгрупповые различия недостоверны, т.е. на начало эксперимента были подобраны однородные группы.

Представим общую картину  проявления негативных личностных качеств  в исследуемых группах (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Анализ проявления негативных личностных качеств

Негативные личностные качества

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа

(%)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Возбуждаемость

48

32

20

45

30

25

Капризность

30

50

20

32

48

20

Боязливость

45

45

10

44

46

10

Плаксивость

25

25

50

28

22

50

Злобность

32

48

20

30

48

22

Завистливость

30

30

40

33

30

37

Ревность

25

35

40

24

33

43

Обидчивость

45

35

20

40

35

25

Упрямство

31

45

24

30

46

24

Жестокость

12

28

60

15

27

58

Агрессивность

35

55

10

32

50

18

Нетерпеливость

40

34

26

41

30

29


 

Проанализировав полученные результаты проявления негативных личностных качеств в исследуемых группах, мы пришли к выводу: необходимо организовать активную работу по формированию способности к гуманному общению и развитию культуры поведения в данных группах школьников, с целью помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми. Достаточно часто можно было наблюдать наличие противостояния «Я – они», которое проявлялось в том, что ребенок пытался быть в центре внимания, или отказывался от роли лидера, не хотел играть с детьми, жаловался на них, конфликтовал, злился, капризничал и т.п., что проявлялось в демонстрации негативных личностных проявлениях.

В результате исследования уровня развития эмпатии в исследуемых группах и проведения анализа, были получены следующие данные: были выявлены низкий, средний и высокий уровни развития эмпатии в исследуемых группах (Приложение Г). Выполнение задания не вызвало у дошкольников затруднений, воспринималось как веселая игра. Полученные результаты мы отобразили в виде диаграммы (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 - Уровень развития эмпатии до эксперимента

Исходя из данных, представленных на рисунке 2.4, можно сказать, что на начало эксперимента межгрупповые различия в развитии эмпатии недостоверны, т.е. на начало эксперимента были подобраны однородные группы.

Из опыта работы в  ДОУ к сожалению хочется отметить, что современные дети стали все  больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться как  друг с другом как в саду, так  и в семье. А ведь именно общение  в значительной степени обогащает нравственную сферу. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что дошкольнику трудно «влезть в шкуру» обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Результаты предварительной  диагностики в исследуемых группах  дошкольников определили необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний. В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы гуманного общения без специального обучения в должной степени не формируются.

Информация о работе Формирования гуманности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре